Коррупция убивает профессию. Дорога в рейс через море взяток…


Недавно одесские моряки перекрыли движение на Французском бульваре, протестуя против поборов при оформлении документов для отправки в рейс. Когда стемнело, участники акции зажгли файеры. При этом они скандировали «Моряки не банкомат!»

Одесские моряки протестуют против коррупции в морской отрасли.

Как «машина» помогает махинаторам

– Пытаясь ликвидировать коррупцию в системе дипломирования, моряки Одессы, Измаила, Мариуполя, Очакова, Херсона давно уже обращаются за поддержкой в правоохранительные органы, Министерство инфраструктуры Украины, – говорит руководитель общественной организации «Украинское объединение моряков», юрист Кристина Король. – Однако упростить процедуру получения документов не удается.

За обновление их с моряков по-прежнему, каждые пять лет, требуют огромные суммы. Если раньше стоимость всех морских сертификатов составляла около 300 долларов, то теперь их неофициальная стоимость достигает 3 000, а в некоторых местах даже 8 000-10 000 тысяч долларов.

Выведенный из себя разгулом коррупции, моторист из Измаила Александр Чебан-Лянка надел на себя экшн-камеру, прикрыл ее курткой и пришел в сервисный центр «Морречсервиса» Государственной службы морского и речного транспорта Украины, который является связующим звеном между моряками и Государственной экзаменационной комиссией.

Александру удалось зафиксировать весь процесс электронного тестирования моряков. Его удивило, что представитель экзаменационной комиссии, присутствовавшая на тестировании, отказалась представляться. Хотя моряк на проверку знаний явился точно к назначенному заранее времени, его почему-то долго не приглашали на тесты.

Александр начал выяснять причину задержки. Объяснили, что его заявка еще обрабатывается. Александру такой ответ показался странным: ведь он заранее оформил приглашение. И лишь когда моряк попытался дозвониться на горячую линию антикоррупционного отдела, его пригласили в экзаменационный класс. Система показала, что моторист не ответил правильно ни на один вопрос, после чего ему сообщили, что независимая комиссия рассмотрит результаты его теста и отправит их в его электронный кабинет.

Однако, как только в прессе появилось сообщение о том, что Александр проходил тестирование с экшн-камерой, он получил сообщение о том, что результаты его теста были одобрены. В общем, «машина», оказывается, «ошиблась», а потом чиновники эти ошибки исправили.

Получается, что только гласность помогла моряку без взятки получить справедливую оценку своих знаний. Между прочим, Александр является очень опытным мотористом. Есть у него даже свой блог в интернете, который охотно посещают коллеги.

Им было бы надежнее ковыряться в носу…

Так, в феврале нынешнего года в нем появилось сообщение о вспомогательном мониторинге температуры главного двигателя. «Столкнулся я как-то с проблемой, – пишет Александр. – «Заглючило» 3-х позиционный автоматический клапан регулировки температуры HT-контура главного двигателя.

А близлежащая точка, где можно посмотреть температуру HT-контура находится на две палубы выше клапана регулировки. Вот и решил я собрать дивайс выводящий температуру главного двигателя прямо возле клапана регулировки. А заодно, добавил к устройству датчик влажности и температуры в машинном отделении. Разумеется, всё было собрано без какого-либо вмешательства в стационарные судовые системы и может быть легко демонтировано или перемещено».

Александр дает в своем блоге четкие рекомендации тем, кто захочет применить его приспособление, щедро делится и разработанной им программой по установке и настройке придуманного им «устройства». И не удивительно, что после встречи с этим измаильским мотористом на тестах, коррупционерам пришлось не пересчитывать доллары, а лишь бестолково поковыряться в собственном носу. Однако далеко не каждый моряк, как Александр Чебан-Лянка, решается вступить в открытую схватку с взяточниками.

К сожалению, не начала действовать упрощенная система подготовки и дипломирования моряков после регистрации в апреле специального приказа Министерства инфраструктуры (МИУ) №201 «О внесении изменений в нормативно-правовые акты Министерства транспорта и связи Украины и Министерства инфраструктуры Украины». Министерские чиновники заявляли, что этот приказ, вводящий автоматизированную систему тестирования моряков без участия человека-экзаменатора, обеспечивает гибкую и прозрачную процедуру получения морских квалификационных документов, упростив ее с учетом требований Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года.

Однако, уже в начале мая Окружной административный суд Киева вынес решение, которым остановил действие приказа МИУ № 201. Решение вынесено в качестве обеспечения иска Валерия Муравского к министерству.

В иске он назвал этот приказ противоправным и недействительным, настаивал на отмене его государственной регистрации.

Отмечалось, в частности, что была нарушена процедура его опубликования. Отмечалось также, что по итогам тестирования документы моряка смогли бы получить лица, у которых нет должного объема знаний и умений для выполнения своих функций, а это могло бы привести к аварийным ситуациям в море и человеческим жертвам.

Суд признал эти доводы исчерпывающими.

Пора укротить аппетиты чиновников

А моряки считают, что приказ стало возможным отменить потому, что к нему «приложили» руку коррупционеры, внесшие в него моменты, противоречащие правилам безопасности мореплавания.

Моряки надеются, что новое руководство МИУ быстро доработает приказ № 201. А народных депутатов моряки просят поспешить с принятием проекта Закона № 3944, который вносит изменения в статью 51 Кодекса торгового мореплавания Украины, позволяющие отменить экзамены для повторного подтверждения действительности дипломов моряков.

Эта возможность предусмотрена в Международной конвенции о подготовке моряков от 1978 года, которую Украина ратифицировала еще в 1996 году. Соответствующий законопроект был зарегистрирован 29 июля 2020-го, но рассмотрение его до сих пор затягивается.

Сегодня Украина входит в ТОП-5 государств мира по количеству моряков, работающих на судах под иностранными флагами. Это свидетельствует о глубоком кризисе отечественной морской отрасли и отсутствии у чиновников желания к возрождению собственного торгового флота. Который сможет обеспечить наших моряков рабочими местами и достойными заработками.

Причем, во время акций протеста моряки заявляют, что если наши бюрократы не уменьшат свои аппетиты, то 200 000 украинских моряков могут остаться без работы, а их места займут представители других стран. Сегодня Польша, Румыния, Болгария предлагают обновить документы у них за значительно меньшие деньги, чем в Украине и без коррупции.

– Взяточники привыкли играть на психологии моряка, который не может понапрасну терять время на затяжные процедуры оформления документов, дабы не потерять привлекательную вакансию и возможность вовремя уйти в рейс, – говорит вице-президент Морской палаты Украины Иван Ниякий. - Позор, что из-за непрекращающейся коррупции в морской отрасли, нашим морякам приходится бороться не только с трудностями своей профессии и пандемии, то и дело выставляющей карантинные преграды на пути в экипажи судов, но еще и укрощать неуёмные аппетиты морских чиновников.

Владимир Крещук,

Одесса


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах