Гримасы капитализма. Буксирные схемы в Одесском порту

Гримасы капитализма. "Буксирные схемы" в Одесском порту


СБУ расследует так называемые «буксирные схемы» в Одесском морском торговом порту. Под подозрением находится один из бывших начальников порта. Установлено, что из-за действий чиновника коммерческие структуры получали сверхприбыли от судовладельцев, которые должны были поступать в бюджет. Продолжается досудебное следствие по части 2 статьи 367 (служебная халатность) УК Украины.

Ранее буксиры портофлота Одесского порта зарабатывали около 15 миллионов долларов в год, что составляло около 85 процентов прибыли порта. После того, как в 2017 году большую часть буксирных операций начали передавать частным компаниям, финансовые результаты портофлота резко снизились, начались сокращения в экипажах судов, у тех же, кто остался, зарплата «заморозилась». Стала ухудшаться и социальная защита всего коллектива порта. Больше всего докеров возмущает тот факт, что частники брали у порта государственные буксиры в аренду по заниженным ставкам и зарабатывали миллионы долларов, которые могли бы пойти в «копилку» государственного предприятия.

Докеры уверены, что частники, занявшиеся буксирными операциями, появились в порту не случайно. Этот шаг был своеобразной местью министерских чиновников коллективу порта, резко выступившему в 2016 году против продажи основного, высокоприбыльного актива предприятия – 12 буксиров.

При подготовке этой странной сделки ГП «ОМТП» и компанией P&O Maritime, являющейся «дочкой» глобального портового оператора DP World из ОАЭ был подписан меморандум о сотрудничестве по улучшению работы буксирного флота в Одесском порту. А затем от компании P&O Maritime в адрес Мининфраструктуры и ГП «Одесский морской торговый порт» уже поступило письмо с предложением выкупить 12 буксиров за 50 миллионов долларов.

О «странностях» этой сделки свидетельствовало и то, что только 25 миллионов долларов из 50 покупатель был готов выплатить после подписания соглашения, а остальная сумма должна была поступать частями по 2,5 миллиона долларов в течение десяти лет. Разве могла считаться выгодной продажа, если буксиры портофлота могут сами за пять лет заработать для предприятия более 50 миллионов долларов? Получается, что инвестора интересовал только высоколиквидный актив портофлота. А вот предложений по плавкранам или судам других категорий почему-то не было.

О каких инвестициях может идти речь, если портофлот работал и получал хорошую прибыль? – отмечал глава одесского регионального представительства общественной организации «Содействие развитию водного транспорта Украины» Алексей Мусатов. – В P&O Maritime утверждали, что флот требует существенной модернизации. Возможно, это и так, но есть один нюанс. Флот в хорошем рабочем состоянии, поскольку это единственный в Украине портофлот, который ремонтируется и обслуживается в структуре самого порта. Этим частично объясняется и высокая рентабельность его деятельности. Когда руководство DPWorld заявляет о готовности вложить инвестиции в улучшение логистики Одесского порта, оно имеет в виду, что готово купить государственный бизнес за бесценок с рассрочкой на 10 лет. А это уже не инвестиции – это разворовывание Украины.

«После того, как мы отбились от продажи буксиров, – говорит механик Николай Ефимов, – чиновники завели в порт частников, которым начали передавать большой объем буксирных операций». Докеры вспоминают, как в июле 2019 года президенту Зеленскому, побывавшему на Одесчине с рабочим визитом, устроили экскурсию по строящемуся контейнерному терминалу Одесского порта. Затем он провел совещание в офисе Администрации морских портов Украины. В ходе его Зеленский обратил внимание, что в 2015 году чистая прибыль Одесского порта составляла 397 миллионов ​​гривен, а в 2018 – только 19 миллионов гривен. При этом резко выросли административные расходы, а зарплата же директората увеличилась за этот период с 14 до 192 миллионов гривен. Президент выразил недовольство работой руководителя порта Игоря Ткачука, заявив, что работа осуществляется далеко не всегда в интересах государства.

8 октября 2019 года министр инфраструктуры Владислав Криклий увольняет Игоря Ткачука. А исполняющим обязанности директора Одесского порта назначается Алексей Мясковский, который ранее занимал должность начальника юридической службы порта. За плечами у Мясковского были Одесский национальный морской университет и Одесская национальная юридическая академия. Мясковский сразу же начал пресекать действия чиновников, вымогавших сдавать в аренду государственные буксиры по минимальным ценам для «своих» буксирных фирм-прокладок.

Во многом благодаря таким действиям Мясковскому, принявшему порт со 110 миллионами гривен убытка, удалось завершить прошлый год с чистой прибылью в 40 миллионов гривен. Не случайно в последний день 2020 года Владислав Криклий поздравил Мясковского с отличной работой, написав в Facebook: «Хвалить очень даже есть за что. Спасибо за работу всей команде!». Однако уже 16 января нынешнего года Министерство инфраструктуры отстраняет Алексея Мясковского от исполнения обязанностей директора ГП «Одесский морской торговый порт».

Исполнение обязанностей директора было возложено на первого заместителя директора порта Александра Гармаша, который уже 21 января подписывает договор о передаче трех буксиров «Ударник», «Новатор» и «Патриот», входящих в состав портового флота, в работу частной фирме ООО «Ник-флот». На следующий день эти буксиры уже оказались в частном порту «Терминал-УПСС», расположенном неподалеку от Николаева. Одесские докеры выяснили, что уставной фонд ООО «Ник-флот» равен 5 тысячам гривен и основана она была в июне 2020 года.

– Все это свидетельствовало о том, – говорит механик Сергей Никитенко, – что «Ник-флот», собравшийся заниматься буксирным бизнесом, не собирался вкладывать в него серьезные инвестиции. Явно не по силам этой фирме был не только заказ на строительство нового буксира, требующий вложения 9-10 миллионов долларов, но и приобретение старого буксира, на который может потребоваться около миллиона долларов. Кроме того, требует серьезных вложений и система содержания, обслуживания, и эксплуатационных расходов буксирного флота.

– Существенная разница в оплате аренды и возможности заработать на ней, – подчеркивает Сергей Никитенко, – во многом и способствовала тому, что чиновники стали заводить в Одесский и другие порты частные кампании, которым начали передавать большой объем буксирных операций, сокращая при этом не только нагрузку государственных портофлотов, но и прибыль портов, и уменьшая их отчисления в государственный бюджет.

По информационным сообщениям СМИ


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах