26 февраля 1869 года родилась Н.К.Крупская — советский партийный и государственный деятель, профессиональный революционер, соратник, жена и друг В.И.Ленина

26 февраля 1869 года родилась Н.К.Крупская — советский партийный и государственный деятель, профессиональный революционер, соратник, жена и друг В.И.Ленина


Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в обедневшей дворянской семье. Педагогический класс гимназии Надежда окончила с золотой медалью и поступила на Высшие женские курсы, но проучилась там всего лишь год.

Отец Нади был близок с участниками движения народовольцев, поэтому неудивительно, что девушка с юности заразилась левыми идеями, из-за чего очень быстро оказалась в списках «неблагонадёжных». Что же делать? — этот вопрос волновал Надежду, не давал ей покоя. Только вступив в марксистский кружок, познакомившись с учением Маркса, поняла она, что нужно делать, каким путём надо идти. «Марксизм, — писала она впоследствии, — дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь». Эта несокрушимая уверенность в правоте марксизма,  отличала Надежду Константиновну всю жизнь. Её не смогли сломить ни аресты, ни ссылка, ни долгие годы эмиграции.

Отца не стало в 1883 году, после чего Наде с матерью пришлось особенно туго. Девушка зарабатывала на жизнь частными уроками, одновременно преподавая в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой. И без того не самое хорошее здоровье Надежды сильно пострадало в годы, когда она бегала от ученика к ученику по сырым и холодным улицам Петербурга. Впоследствии это отразится на судьбе девушки трагическим образом.

Надежда Крупская, 1890 год.

С 1890 года Надежда Крупская являлась членом марксистского кружка. В 1894 году в кружке она и познакомилась со «Стариком» — такую партийную кличку носил молодой и энергичный социалист Владимир Ульянов. Острый ум, блестящее чувство юмора, великолепное ораторское мастерство — в Ульянова влюблялись многие революционно настроенные барышни. Позднее напишут, что будущего вождя революции в Крупской привлекла не женская красота, которой не было, а исключительно идейная близость. Это не совсем так. Безусловно, главным объединяющим началом для Крупской и Ульянова стала политическая борьба. Однако правда и то, что влекла Владимира к Наде и женская красота.

Надежда Крупская, 1895 год.

Она была очень привлекательна в молодые годы, но эту красоту у неё отняло страшное аутоиммунное заболевание — базедова болезнь, поражающая женщин в восемь раз чаще, чем мужчин, и известная также под другим названием — диффузный токсический зоб. Одно из самых ярких её проявлений — выпученные глаза.

Надежде заболевание досталось по наследству и уже в юности проявлялось в вялости и регулярных недомоганиях. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению болезни. В конце XIX – начале XX века эффективных способов борьбы с этим заболеванием ещё не было. Надежде Крупской базедова болезнь искалечила всю жизнь.

В 1896 году Надежда Крупская оказалась в тюрьме как активистка созданного Ульяновым «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». По делу «Союза борьбы» Надежда Константиновна была в 1897 году арестована, а затем выслана на три года из Петербурга. Ссылку она отбывала сначала в селе Шушенском, в Сибири, где в то время был в ссылке В. И. Ленин, за которого в июле 1898 года она вышла замуж. «С тех пор, — писала она впоследствии, — моя жизнь шла следом за его жизнью, я помогала ему в работе чем и как могла».

И, действительно, Надежда Константиновна была самым верным другом и соратником В. И. Ленина. Вместе с ним, под его руководством участвовала она в создании и организации партии. В ссылке написала Надежда Константиновна свою первую книжку «Женщина-работница». Это была первая марксистская работа о положении женщины-работницы и крестьянки в России. В ней Надежда Константиновна показала, что трудящаяся женщина может добиться освобождения лишь в совместной с рабочим классом борьбе за свержение самодержавия, за победу пролетариата. Книга эта была издана нелегально за границей. Надежда Константиновна не могла поставить на ней свою фамилию, и она вышла под псевдонимом «Саблина».

Последний год ссылки Надежда Константиновна отбывала в Уфе. По окончании ссылки весной 1901 года она уехала к В. И. Ленину за границу. К этому времени он уже организовал издание партийной газеты «Искра», и Надежда Константиновна становится секретарём редакции «Искры».

За границей Надежда Константиновна все время вела огромную партийную работу, будучи секретарём редакции большевистских газет «Вперёд» и «Пролетарий», заграничного бюро ЦК и других центральных организаций нашей партии. В годы первой русской революции (1905—1907 гг.) она вместе с Лениным возвращается в Россию, в Петербург, и работает секретарём ЦК партии. В декабре 1907 года Надежде Константиновне опять пришлось уехать за границу. Она активно участвует в борьбе партии на два фронта — с ликвидаторами и отзовистами, налаживает связи с Россией, с газетой «Правда» и большевистскими фракциями III и IV Государственной думы.

Переписка с большевистскими партийными организациями и с партийными товарищами, находившимися в подполье о России, посылка партийной литературы, отправка товарищей на нелегальную работу, помощь в случае провалов и при побегах — всё это лежало на Надежде Константиновне.

В годы эмиграции Надежда Константиновна, наряду с огромной партийной работой, с большим увлечением занимается вопросами педагогики: изучает высказывания Маркса и Энгельса по вопросам просвещения, знакомится с постановкой школьного дела во Франции и Швейцарии, изучает труды великих педагогов-просветителей прошлого.

Результатом этой работы явилась написанная ею в 1915 году книга «Народное образование и демократия», которую высоко ценил В. И. Ленин. Эта работа была первым марксистским трудом в области педагогики. Надежда Константиновна ставила в ней вопрос о необходимости политехнического обучения, создания трудовой школы, связи школы с жизнью. (За эту работу Надежде Константиновне в 1936 году была присвоена учёная степень доктора педагогических наук).

В апреле 1917 года Надежда Константиновна вместе с В. И. Лениным вернулась в Россию, в Петроград, и сразу же с головой окунулась в агитационно-пропагандистскую массовую работу. Она часто выступала на фабриках и заводах перед рабочими и работницами, на митингах перед солдатами, на собраниях солдаток, разъясняя им политику партии, пропагандируя ленинский лозунг перехода всей власти к Советам, разъясняя курс партии большевиков на социалистическую революцию.

В то тяжёлое время, когда Владимир Ильич вынужден был скрываться в Финляндии от преследований Временного правительства, Надежда Константиновна под видом работницы Агафьи Атамановой ездила к нему в Финляндию, в Гельсингфорс. Она передавала ему поручения ЦК партии, информировала о положении дел, получала необходимые указания для передачи в ЦК.

Надежда Константиновна принимала самое активное участие в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции, работая в Выборгском районе и Смольном.

Крупская была рядом с мужем и в ссылке, и в эмиграции, помогала ему в самые сложные минуты. Между тем её собственные силы подтачивала болезнь,  которая с годами отрицательно влияла не её внешность. Каково было переживать Надежде всё это, знала лишь она. Она также отдавала себе отчёт, что муж может увлечься другими женщинами. Так и случилось — у него вспыхнул роман с ещё одной соратницей по борьбе, Инессой Арманд.

Инесса Арманд, 1914 год.

Эти отношения продолжились и после того, как в 1917 году политэмигрант Владимир Ульянов превратился в руководителя Советского государства Владимира Ленина.

История о том, что Крупская будто бы ненавидела соперницу и всю её семью, является вымыслом. Надежда всё понимала и неоднократно предлагала мужу свободу, даже готова была сама уйти, видя его колебания. Но Владимир Ильич, делая непростой не политический, а жизненный выбор, остался с женой. Это трудно понять с точки зрения простых бытовых отношений, но Инесса и Надежда оставались в хороших отношениях. Их политическая борьба стояла выше личного счастья. Инесса Арманд умерла от холеры в 1920 году. Для Ленина эта смерть стала тяжёлым ударом, и пережить его помогла Надежда.

В 1921 году тяжёлая болезнь сразила самого Ленина. Полупарализованного мужа Надежда возвращала к жизни, используя весь своей педагогический талант, заново обучая говорить, читать и писать. Ей удалось почти невозможное — вновь вернуть Ленина к активной деятельности. Но новый инсульт свёл все усилия на нет, сделав состояние Владимира Ильича практически безнадёжным.

В.И.Ленин и Н.К.Крупская в Горках, август-сентябрь 1922 года.

Владимир Ленин и Надежда Крупская с племянником Ленина Виктором и дочерью рабочего Верой в Горках. Август – сентябрь 1922 год.

После смерти мужа в январе 1924 года, в те трудные, тяжкие дни  Надежда Константиновна, несмотря на величайшее горе, нашла в себе силы выступить на траурном заседании II Всесоюзного съезда Советов с такой замечательной проникновенной речью, что все были потрясены. Она говорила о Ленине, о его заветах, призывала трудящихся сплотиться под знаменем Ленина, под знаменем партии. Для того чтобы в дни большого личного горя выступить с такой речью, нужно было необычайное мужество. Так поступить могла лишь та, которая  прошла с ним сквозь все бури и лишения, кто была его соратником, его верным другом.

Н.К. Крупская после смерти мужа отдала всю себя государственной работе. Была весьма строга к окружающим, если говорила, что «Владимиру Ильичу это не понравилось бы», то это давало понять человеку, что он не прав. Производительность этой пожилой нездоровой женщины потрясает. Так, например,за 1934 год ею написано 90 статей, проведено 90 выступлений и 178 заседаний, просмотрено 225 писем, и отвечено на них. Один месяц потерян из-за госпитализации, один – из-за восстановительного отдыха.

Она много сделала для развития в СССР женского движения, журналистики, литературы, педагогики в частности, деятельности  пионерской организации. Крупская  всячески помогала борьбе с буржуазным детским движением (бойскаутизмом), имевшим известное распространение среди молодежи в первые годы революции, и стремилась связать деятельность новой, пролетарской организации со школой.

Детское коммунистическое движение, писала Н. К. Крупская еще в 1922 году, поможет «воспитать детей не пассивными созерцателями строительства социализма, а активными его строителями». Она считала, что пионерская организация должна быть школой коллективизма, школой общей деятельности на благо социалистической Родины. В статье «Школа и пионердвижение» (1924) она выясняла сложные вопросы взаимоотношения школы и пионерского движения. «Немыслимо, —писала Крупская, — пионердвижение без школы, не может активный советский школьник не быть пионером». Крупская доказывала, что основной задачей пионерской организации является борьба за знания (в то время главное внимание уделялось общественной активности). «В борьбе за знания, — писала она, — пионеры должны играть крупную роль и должны играть эту роль именно как организация. Они должны быть заражены энтузиазмом по овладению знаниями, и надо, чтобы они не замыкались в себе, а старались всех ребят втянуть в это дело и стать во главе всего детского движения за учебу».

Она решительно выступала против скучных, трафаретных форм пионерской работы, добиваясь, чтобы она была идейно насыщенной, красочной, удовлетворяющей многообразные детские интересы. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы» — таково основное требование, предъявленное Н. К. Крупской к вожатым.

Н.К.Крупская среди пионеров 1936 год.

Надежда Константиновна всемерно помогала пионерам. Известна ее огромная работа при подготовке и проведении I Всесоюзного слета пионеров (1929). Она получала от пионеров множество писем, на которые неизменно сама отвечала. «Письма пионерам», собранные в отдельной книге,— выдающееся произведение советской педагогики. В этих письмах Крупская учит пионеров коллективизму, социалистическому отношению к труду и общественной собственности. Она раскрывает им сущность советского патриотизма, который должен пронизать все дела пионеров.

Она значительную часть посвятила в своих педагогических трудов, которых к концу жизни набралось на 11 увесистых томов, и своих практических усилий: после революции, будучи заместителем наркома просвещения Луначарского, формированию советской системы образования. Именно Н.К.Крупская заложила основы советской системы детских воспитательных учреждений: яслей, садов, лагерей, интернатов, школ, рабочих училищ.

Особое внимание она уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задач советской школы привитие учащимся навыков общественника-коллективиста. «Школа, пионерская организация и комсомол имеют общие цели по воспитанию у подрастающего поколения коммунистической морали, по развитию у него коллективизма. В первую очередь надо наладить коллективную работу детей, которая дает им возможность сознавать себя частью целого, частью коллектива. Надо помочь ребенку, - разъясняла Крупская, - осознать свои мысли и чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, для того чтобы расти вместе с другими и идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни. При этом условии индивидуальные черты члена коллектива не только не будут стираться, а, напротив, будут развиваться в интересах всего коллектива.»

Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека. Крупская всегда подчеркивала, что необходимо в Советской стране уметь воспитать настоящего интернационалиста, любящего свой народ и трудящихся всех стран мира. Она всячески поддерживала инициативу детей разных национальностей, помогала им дружить друг с другом. Она рекомендовала школам и пионерским организациям устанавливать связи с пролетарскими детьми за рубежом, укреплять интернациональную дружбу.

Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности.

Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.

Но была одна беда: Крупскую, талантливого и умного, самодостаточного человека, в СССР многие воспринимали исключительно как «жену Ленина». Этот статус, с одной стороны, вызывал всеобщее уважение, а с другой — подчас пренебрежение к ее личной политической позиции.  «Партия любит Надежду Константиновну не за то, что она великий человек, а потому, что она близкий человек великого нашего Ленина», — эта однажды сказанная с высокой трибуны фраза очень точно определила положение Крупской в СССР 1930-х годов.

И несмотря ни на что, она продолжала работать, писала статьи по педагогике, воспоминания о Ленине, тепло общалась с дочерью Инессы Арманд. Внука Инессы она считала своим внуком. На склоне лет у нее явно не хватало простого семейного счастья, которого лишили её тяжёлая болезнь и политическая борьба.

26 февраля 1939 года Надежда Константиновна Крупская отпраздновала своё 70-летие. На торжество к ней собрались старые большевики. Сталин прислал в подарок торт — всем было известно, что соратница Ленина любила сладкое. Этот торт станет потом причиной обвинений в адрес Сталина в убийстве Крупской. Но на самом деле торт ела не только Надежда Константиновна, да и сам подобный сюжет выглядит как-то уж слишком нереалистично. Через несколько часов после торжества Крупской стало плохо. У Надежды Константиновны диагностировали острый аппендицит, который вскоре перешёл в перитонит. Её доставили в больницу, однако спасти не смогли.

За два дня 28 февраля и 1 марта 1939 года через Колонный зал Дома союзов прошло пятьсот тысяч человек, отдавших последний долг Н.К. Крупской. Ее образ – спокойной, мудрой, с умными проницательными глазами женщины, открытой, всегда готовой прийти на помощь, дать дельный совет навсегда остался в памяти всех, кто с ней общался, памяти ее близких. В одном из писем в музей В.И.Ленина в Ульяновск Виктория Николаевна Ульянова – жена племянника В.И.Ленина Виктора Дмитриевича сообщает о посещении Красной площади и могилы М.И.Ульяновой: «Не забыли и Надежду Константиновну. Как раз подснежники появились (Вы знаете, она больше простые цветы любила, полевые, лесные). А 26 февраля я одна ходила к Надежде Константиновне к стене Кремля. Обе они для Вити были близкими и родными. Никогда мы их не забываем».

Хочется верить, что  имя Н.К. Крупской не будет забыто нашими современниками и грядущими поколениями, и в день ее рождения 26 февраля будут отдавать дань памяти и уважения ее напряженной, насыщенной важнейшими историческими событиями жизни.

По материалам открытых источников


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах