Принят неоднозначный закон о референдуме


И так, 26 января Верховная Рада таки приняла во втором чтении законопроект № 3612 о народовластии через всеукраинский референдум, который никак не удавалось принять депутатам многих предыдущих созывов. За документ, предложенный президентом, проголосовало 255 народных депутатов
 

 Что  нам  можно?

В соответствии с законом, Всеукраинский референдум может быть проведен по следующим вопросам:

Утверждение закона о внесении изменений в разделы I (общие основы), III (выборы, референдум), XIII (внесение изменений в Конституцию) Конституции Украины. Инициирует референдум по этому вопросу президент Украины.

Решение вопроса общегосударственного значения (инициирует народ).

Изменение территории Украины (инициирует Верховная Рада);

О прекращении действия закона Украины или отдельных его положений (инициирует народ).

На референдум разрешается выносить только один вопрос. При этом он должен требовать однозначного ответа: «да» или «нет». 

Принятое решение может быть отменено путем такого же референдума, но не ранее чем через три года.

При этом народ Украины не сможет вынести на референдум вопросы, противоречащие положениям Конституции Украины, о защите прав человека и основных свобод

Нельзя будет ставить вопрос о независимости Украины, нарушении суверенитета и территориальной целостности. Не сможет народ решать и вопросы налогов, бюджета, амнистии.

Для проведения референдума по народной инициативе должна собраться группа в составе не менее 300 человек, пригласив на собрание представителя ЦИК. Группа должна сформулировать вопрос референдума и одобрить формулировку. Затем инициатива передается в ЦИК, и начинается процедура сбора подписей граждан за проведение референдума. Их нужно собрать 3 миллиона! Причем подписи должны быть собраны не менее чем в двух третях регионов и не менее чем по сто тысяч подписей в каждом из них.

Провозглашает референдум по народной инициативе президент. При этом, глава государства, или не менее 45 народных депутатов, могут подать в Конституционный суд обращение относительно конституционности вопроса, предлагаемого для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе.

На сайте Офиса президента разъяснили, что к вопросам, которые не будут выноситься на референдум, относятся следующие: 

–противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней; отменяющие или ограничивающие конституционные права и свободы, гарантии их реализации; 

–направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета, территориальной целостности, создание угрозы нацбезопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды; 

–вопросы по налогам, бюджету, амнистии, и отнесенные на законодательном уровне к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.

Как удовлетворенно отметил президент Зеленский, принятие этого закона было одним из важных пунктов его предвыборной кампании. «Теперь украинцы на практике будут привлечены к принятию важных для страны решений, а власть будет вынуждена прислушиваться к воле народа. Референдум является весомым инструментом расширения демократии в Украине», – сказал глава государства.

Неоднозначные  оценки  имитации  народовластия 

А вот в Верховной Раде никакого восторга по поводу нового закона не наблюдается. 

Так, по мнению председателя Верховной Рады Дмитрия Разумкова, в ближайшее время в Украине вряд ли можно будет провести референдум из-за его высокой стоимости. «Вы все понимаете, что мы находимся в режиме ковида, в режиме довольно серьезной экономии бюджетных средств»… «Каждая гривна должна быть на особом учете». 

А «…минфин говорит о том, что проведение референдума будет стоить бюджету Украины около 2 млрд грн. В законе предусматривалось, что эти средства должны ежегодно аккумулироваться, храниться в течение года и только 1 декабря куда-то перераспределяться... Парламент поддержал предложение этого не делать. А в том случае, если будет необходимость референдума, выделять из резервного фонда средства на его проведение».

Весьма неоднозначная оценка прозвучала и от координатора гражданской сети «Опора» Ольги Айвазовской. 

По ее оценке, в нем нет четкого определения вопросов общенационального значения, не уточнен порядок рассмотрения вопросов референдума в Конституционном Суде, остался открытым и вопрос о порядке имплементации принятого на референдуме решения.

Ещё более категоричные суждения были даны народным депутатом, сопредседателем политической партии ОПЗЖ Вадимом Рабиновичом, заявившим, что принятый закон о референдуме является фикцией, имитацией народовластия… Поскольку процедура его проведения настолько затруднена, что провести его в действительности практически невозможно.

Многие политики и эксперты законопроект президента Зеленского о народовластии, называют не законом о референдуме, а законом о манипулировании общественным мнением. Причем, в каждом из политических течений видят в нем свои недостатки, зачастую, противоречащие друг другу.

«Инициативная группа должна подать аналитическую записку о возможных социальных, политических, правовых последствиях вынесения вопроса на референдум. 

Если вопрос, выносимый на референдум, пропустит ЦИК, окончательное решение за президентом, который имеет право 40 дней раздумывать, объявлять ли референдум». 

«К тому же, принятие новой Конституции не может являться предметом референдума. А это значит, что по факту мы имеем имитацию народовластия – красивое название, не наполненное реальным содержанием», – констатировал политик.

По материалам отечественных СМИ


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах