Гримасы капитализма. Коррупционный  бой  махинаторов  против  моряков…

Гримасы капитализма. Коррупционный бой махинаторов против моряков…


Тревогу бьют украинские моряки. Месяцами они не могут отправиться в море, теряя контракты и предложения работодателей. Из-за изменения процедуры переаттестации им стало сложнее и дороже получить необходимые для выхода в рейс документы.

 «А  чиновники-то  не настоящие…»

Выступая  против масштабной коррупции в сфере дипломирования украинских моряков, те провели 25 января масштабные акции в Одессе, Киеве, Херсоне, Николаеве, Измаиле, Мариуполе и Очакове. Действия их координировала общественная организация «Украинское объединение моряков». Протестующие заявляли, что коррупция уничтожает морскую отрасль в стране. К этой акции присоединились и представители портофлота, поскольку специалисты портовых организаций также начали испытывать сложности при получении необходимых документов.

Свои обращения протестующие адресовали президенту страны, надеясь, что он попытается «разрулить» странную ситуацию. Президент, почему-то не спешит реагировать. Зато свое мнение мгновенно выразил и.о. руководителя Государственной службы морского и речного транспорта Андрей Глазков, отставки которого, как и министра инфраструктуры Владислава Криклия, требовали протестующие. Глазков заявил, что в митингах принимали участие «так называемые моряки», не имеющие к морю никакого отношения и назвал эти мероприятия – провокацией. «Главная цель таких действий, – отмечал он, – дестабилизация ситуации в морской отрасли и попытка остановить реформы».

На первый взгляд, четко отреагировал на акцию моряков и Владислав Криклий, заявивший в Фейсбуке, что вслед за ликвидацией коррумпированной инспекции дипломирования моряков, будет внедрена общепринятая в мире система тестирования специалистов без участия человека-экзаменатора. Министр добавил, что недовольные реформой отрасли появились после того, как Мининфраструктуры в августе 2020 года ликвидировало Инспекцию дипломирования моряков. Он подчеркнул, что организаторы протестов выступают за введение системы подтверждения их стажа по записи в послужной книге моряка. А это, по его мнению, является не реформой, а «перераспределением коррупционных потоков от инспекции к крюингам, отправляющим моряков в рейс, поскольку такую запись будет легко подделать, пока нет реестров, позволяющих проверить соответствующую информацию.

В общем, представители руководства отрасли попытались представить протестную ситуацию таким образом, будто моряки не понимают всей пользы реформ морского дела. И не удивительно, что после такой реакции у протестующих вырвалось знаковое утверждение: «А чиновники-то не настоящие!». Да и как же еще можно назвать руководителей, старающихся не замечать серьезных проблем в своих ведомствах.

Ведь, именно Криклия и Глазкова участники акции винят в том, что теперь при обновлении сертификатов, а это происходит каждые пять лет, или при повышении квалификации им приходится платить от 3000 до 8000 долларов. «Если до 2018 года обновление документов обходилось капитану в 800 долларов, в 2019 – в 5000, то сегодня это стоит астрономические 10 000 долларов, – отмечает вице-президент Морской палаты Украины Иван Ниякий. – Все это происходит при полном попустительстве со стороны ответственных органов и министерства. Украина рискует лишиться 200 000 моряков и около 3 миллиардов долларов, которые они ежегодно привозят домой. Сегодня Польша, Румыния, Болгария предлагают обновлять документы у них за значительно меньшие деньги и без всякой коррупции».

Моряки  не  банкомат  для  мошенников

В Одессе протестный день участники акции начали с пикетирования админздания местного сервисного центра «Морречсервис» Государственной службы морского и речного транспорта Украины. Именно здесь морякам предлагается подорожавшее обслуживание. А потом они переместились на автотрассу Одесса – Киев. Пикетчики непрерывно двигались по пешеходному переходу, пропуская только маршрутки и автомобили экстренных служб. В руках они держали плакаты «Моряки в плену коррупции», «Нет взятки – нет диплома» и дружно скандировали: «Криклій брехун!», «Моряк не банкомат!», «Мы против взяток!». При этом протестующие заявляли, что министр инфраструктуры Владислав Криклий либо не может убрать коррупцию в структуре, либо он в доле.

– Мы протестуем против коррупции в морской отрасли. Сейчас из-за выросших взяток, практически, в 10 раз нам приходится выкладывать больше денег за дипломирование и сертификацию, – говорил старший помощник капитана Юрий Король. – Из-за того, что исчезло Черноморское Морское Пароходство, и резко уменьшилось число судов под украинским флагом, большинство наших моряков работают под иностранными флагами. В нынешнее кризисное время, когда из-за пандемии возникли большие сложности с выходом в рейс, чиновники на берегу пытаются обложить нас непомерной данью. А ведь работа на зарубежных судах для нас является единственной возможностью трудиться по специальности, поддерживать необходимый уровень квалификации, сохранять профпригодность и кормить свои семьи.

Совершенно напрасно Глазков попытался обвинить протестующих в некомпетентности. Участники акции высказались, в частности, в поддержку проекта приказа Министерства инфраструктуры об упрощении системы дипломирования моряков от 2 ноября 2020 года. Они считают, что его надо быстрее принимать. А нардепов моряки попросили поспешить с принятием проекта Закона № 3944, который вносит изменения в статью 51 Кодекса торгового мореплавания Украины, позволяющие отменить экзамены для повторного подтверждения действительности дипломов моряков. Эта возможность предусмотрена в Международной конвенции о подготовке моряков от 1978 года, которую Украина ратифицировала еще в 1996 году. Соответствующий законопроект был зарегистрирован 29 июля 2020-го, но уже около полугода парламентский комитет по вопросам транспорта и инфраструктуры отказывается его рассматривать.

 Третий  год  «сидим»  в  черном  списке…

Сегодня  Украина входит в пятерку государств мира поставляющих наибольшее количество  моряков для работы на судах под иными флагами. Это, прежде всего свидетельствует о глубоком кризисе отечественной морской отрасли и отсутствии у чиновников желания к возрождению собственного торгового флота, позволяющего обеспечить наших моряков рабочими местами и достойными заработками. Причем, во время акции протеста моряки заявляли, что если наши бюрократы не уменьшат свои аппетиты, то 200 000 украинских моряков могут остаться без работы, а их места на иностранных судах займут представители других стран.

– Не случайно Флаг Украины уже третий год оказывается в «черном списке» Парижского Меморандума, – говорит Иван Ниякий. – Третий раз для нас этот список вступил в силу с 1 июля 2020 года и используется он для расчета профиля риска судна. Списки белый (W), серый (G) и черный (B) формируются исходя из степени выполнения государствами флага международных требований по безопасности мореплавания. Флаг Украины на 65 месте из 70, выше нас в рейтинге – Палау, ниже – Танзания. Работа на судах под флагом Украины относится к риску между средним и высоким. А это значит, что на наших судах не соблюдаются основополагающие международные морские конвенции, и международные требования. За соответствие судов этим требованиям у нас отвечает Государственная служба морского и речного транспорта, которая напрямую, либо через уполномоченные классификационные общества, осуществляет технический и конвенционный надзор за судами под своим флагом. Большинство отраслевых специалистов сходятся во мнении, что лишь ликвидация Государственной службы морского и речного транспорта и создание нового прозрачного и эффективного органа способны решить упомянутые проблемы.

Выходит, что совсем не случайно Профсоюз работников морского транспорта Украины призвал наших моряков воздержаться от подтверждения квалификации до того момента, пока Министерство инфраструктуры Украины и Государственная служба морского и речного транспорта не дадут официальных разъяснений по ситуации в сфере подготовки и дипломирования моряков.

Владимир Крещук.

Одесса


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах