Георгий Крючков: “Мечты, мечты, где ваша сладость?..”

Георгий Крючков: “Мечты, мечты, где ваша сладость?..”


Вместо эпиграфа приведем Цитату: «Всё это время (после провозглашения независимости) Украина была просто слишком скромная. Стеснялись мечтать. Мечтать смело, мечтать амбициозно». В.ЗЕЛЕНСКИЙ, президент Украины.

Как и было обещано, после обнародования «АУДИТА УКРАИНСКОЙ ЭКОНОМИКИ», проведённого по указанию Президента Зеленского и содержащего комплексный анализ состояния страны, Кабинет министров представил общественности план реформирования отечественной экономики под названием «ВЕКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2030».

На основе этих документов создаётся НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ДО 2030 ГОДА, которая, по словам главы государства, «должна стать не документом, необязательным для исполнения, а главным планом и дорожной картой для всех властей власти.., большой национальной идеей Украины и не меняться с каждым новым президентом, парламентом или правительством».

Перед правительством поставлена задача – создать документ, содержащий прорывные идеи, обосновать путь, по которому будет двигаться страна, чтобы «не догонять (передовые страны), а быть на несколько шагов впереди».

Заявка – ответственная и многообещающая. Как же она реализована в 30(!) векторах, которые имеется в виду положить в основу долгосрочной стратегии развития страны?

В 400-страничном документе есть интересные мысли, аналитические выкладки, конкретные предложения относительно создания привлекательного климата для бизнеса и инвестиций в стране.

НО НЕТ ОБЕЩАННЫХ ПРОРЫВНЫХ ИДЕЙ. Не показано, какой же будет нашла страна через десять лет – в 2030 году.

Зато в избытке – словесные обещания типа: «реализовать смелые, амбициозные мечтания» – «превратить Украину в «свободную страну граждан с высоким уровнем благосостояния и эффективными сервисами цифрового государства»; «надёжного партнёра в мире и примера для подражания для всех стран Восточного партнёрства»; «самую успешную, привлекательную страну для инвестиций, инноваций, ведения бизнеса»; «лучшее место для реализации творческого потенциала, воплощения идей и собственного развития, выигрыша конкуренции за таланты»; «экспортёра высокотехнологичной продукции и сервисов».

Но это – слова, обещания, которых украинцы за последние тридцать лет наслушались вдоволь.

Любая концепция, стратегия, программа, оцениваются по тому, что в итоге их реализации получат страна и народ. Так и было при Советской власти. Наши люди знали, какой станет республика после выполнения каждого пятилетнего плана.

Какие новые предприятия, отрасли появятся в итоге их самоотверженного труда, как изменятся жизненный уровень, социальная инфраструктура, внешний облик городов, сёл, посёлков.

Этого в подготовленных Кабмином программных документах нет.

К тому же, то, что созидалось при социализме (пусть незрелом, несовершенным) и превратило Украину в одну из передовых индустриальных и высокоразвитых сельскохозяйственных стран Европы и мира.

После развала Советского Союза все было разрушено, «незалежна» отброшена в разряд самых отсталых, деиндустриализованных, беднейших, вымирающих государств континента.

В выступлениях официальных должностных лиц приводятся такие цифры. Уровень валового внутреннего продукта (ВВП) в Украине с 1996 года вырос на 85%, а в государствах Центральной Европы – на 125%.

Размер ВВП в расчёте на одного жителя Украины ниже среднеевропейского в 5,2 раза, а производительность труда – в 5,5 раза.

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП Украины составляет 18%, в Центральной Европе – 22%.

Отмечается, что при среднегодовых темпах экономического развития в 3% Украине, чтобы достичь сегодняшнего уровня Польши, потребуется не менее 50 лет, а до Федеративной Республики Германии – 100.

Как можно при этом уверять, что за предстоящие десять лет Украина не только достигнет среднеевропейского уровня, но и будет «на несколько шагов впереди»? Зачем обманывать себя и сеять иллюзии у граждан Украины?

Разве не ясно, что делается это с одной целью – подольше удержаться у власти, на шее у обманываемого народа, дабы обогащаться, грабя страну?

Что касается предлагаемых векторов развития отечественной экономики, то, кроме создания благоприятного правового режима, налогового климата для бизнеса, развития финансового сектора, цифровой экономики, они сводятся, в основном, к двум направлениям:

дальнейшей либерализации экономики, «уменьшению в ней доли государства»,

ослаблению регуляторной нагрузки на бизнес, и значительному увеличению доли и размера инвестиций в украинскую экономику в результате законодательного урегулирования рынка земли, более эффективного использования месторождений полезных ископаемых, масштабной приватизации предприятий и отраслей, в том числе, имеющих для государства стратегическое значение, а также увеличения поступления инвестиций из-за рубежа на основе повышения репутации страны в мире и усиления торговой дипломатии.

При тех порядках, которые царят сегодня в управленческой сфере, фактической утрате профессионализма, беспрецедентной безответственности и коррумпированности во всех отраслях и сферах государственного аппарата, господстве в отечественной экономике нескольких криминально-олигархических кланов, ожесточённой борьбе за власть, наивно рассчитывать на радикальное улучшение ситуации в стране, а, стало быть, и на реальное продвижение в намеченных правительством векторах экономического развития.

Я уже не говорю об односторонней ориентации на интеграцию в Европу, углубление противостояния и дальнейшее ухудшение отношений с Россией, что крайне отрицательно сказывается на экономической, социальной и политической ситуации в стране.

Почти тридцать лет, прошедших после реставрации капитализма, должны были бы давно убедить и власть предержащих, и население страны в безосновательности веры в то, что «рынок всё расставит по своим местам». Этого в Украине не произошло.

Либерализм, точнее, заимствованная на Западе его недавняя форма – либертарианство, фактически являются идеологической основой правящего в стране режима, его экономической политики, в том числе и документов, готовящихся для её обоснования.

Между тем в мире усиливается критика апологетических в отношении капитализма теорий и взглядов.

Появляется всё больше трудов учёных, которые в центр научных исследований ставят проблему неравенства, неравномерного распределения доходов и богатства.

Причины неравенства объясняются ими не географией и технологическим развитием, а политикой и идеологией. Высокий уровень безработицы и бедности, по их мнению, объясняется преобладанием логики свободного рынка, господством частной собственности.

Оживлённую реакцию вызвала недавняя (октябрь 2020 г.) энциклика Папы Римского Франциска FRATELILI TUTTI, в которой он призвал к построению «более справедливого и мирного мира, требующего особого братства и социальной сплочённости».

По мнению понтифика, проблемы современного мира, требующие решения, – манипуляция и деформация понятий демократии, свободы и справедливости, эгоизм и равнодушие к общественному благу, расизм, бедность, политика голода и нищеты, неравенства, несправедливости и угнетениях, возникновение терроризма обусловлены преобладанием логики рынка, основанной на прибыли. Поэтому «естественное право на частную собственность должно отойти на второй план по сравнению с универсальным назначением социальных благ».

Этим опровергается идеология свободного рынка, согласно которой «невидимая его рука раздаёт всем по заслугам».

Тем самым фактически провозглашается курс на отвержение индивидуализации, основанной на господстве частнособственнической идеологии, являющейся краеугольным камнем капиталистической общественной формации.

Появление документов, в которых делается попытка представить ситуацию так, что правящий режим, выражающий и защищающий интересы криминально-олигархического капитала, якобы заботится о скорейшем выводе страны из глубокого кризиса, является попыткой сохранить своё господство.

Впрочем, так поступали и его предшественники, правившие Украиной после контрреволюционного переворота 1991 года и последующих переворотов, безосновательно названых «революциями».

Чего-то существенно нового в предлагаемой им программе нет. Вряд ли оно появится и в разрабатываемой стратегии экономического развития. Доверие населения к этому режиму, как показали недавние выборы, катастрофически падает.

Всё свидетельствует о том, что спасение Украины – в смене общественно-политического строя, возвращение власти в стране трудовому народу.

Георгий Крючков,

народный депутат Украины III и IV cозывов


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах