ПАМЯТИ ЯРОСЛАВА ГАЛАНА - украинского советского писателя-антифашиста, драматурга, публициста, убитого украинскими националистами 24 октября 1949 года в Львове

ПАМЯТИ ЯРОСЛАВА ГАЛАНА - украинского советского писателя-антифашиста, драматурга, публициста, убитого украинскими националистами 24 октября 1949 года в Львове


Ярослав  Алекса́ндрович  Гала́н родился  27 июля 1902 года в г. Дынуве (Польша)  в семье служащего.  Учился в гимназии города Перемышль, в Высшей торговой школе Триеста в Италии. В 1923—1928 получил высшее образование в Венском и Краковском университетах.

В студенческие годы приобщился к левому движению и уже в 1924 вступил в Коммунистическую партию Западной Украины (КПЗУ). Принимал участие в подпольной работе, сотрудничая в журнале «Окна».

На 1920-е годы приходится и начало творческой деятельности писателя. Он был одним из организаторов группы украинских пролетарских писателей «Горно».

В 1927 году  он закончил работу над своей первой значительной пьесой «Дон Кихот из Этенгейма». В комедии «99%» (1930), впервые поставленной полулегальным львовским «Рабочим театром», Галан разоблачал продажность националистических и шовинистических партий. Тема классовой борьбы и осуждение национальной сегрегации актуализируются в пьесах «Груз» («Вантаж», 1930) и «Ячейка» («Осередок», 1932), призывающей к единству действий и классовой солидарности украинского, польского и еврейского пролетариата.

За свою политическую позицию писатель неоднократно подвергался преследованиям, тюремному заключению (в 1934 и 1937 годах). Ярослав Галан был одним из организаторов антифашистского конгресса деятелей культуры в Львове в 1936 году. Кроме того, он принял участие в крупнейшей политической манифестации 16 апреля 1936 года в Львове, расстрелянной польской полицией (всего было убито тридцать львовских рабочих, и ранено двести участников демонстрации). Памяти погибших товарищей Галан посвятил рассказ «Золотая арка».

После присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР в сентябре 1939 года Ярослав Галан печатался в западноукраинской и советской прессе, писал очерки и рассказы об изменениях в воссоединённых западных областях УССР.

В годы Великой Отечественной войны (1941—1945) работал в редакциях фронтовых газет, а также на радио. В 1943 году издал сборник военных произведений «Фронт в эфире». В военные и послевоенные годы осуждал украинских националистов (бандеровцев, мельниковцев, бульбовцев) как пособников нацистских оккупантов.

Не мог мириться Я. Галан и с зачитанным в присутствии представителей абвера Ярославом Стецько «Актом провозглашения самостийной Украины», составленным лично С. Бандерой, один из пунктов которого гласит: «Возрождённая Украинская держава будет тесно сотрудничать с национал-социалистической Великой Германией, которая под руководством вождя Адольфа Гитлера создаёт новый порядок в Европе и мире»...

В своей книге «С крестом или с ножом», Ярослав Галан мастерски описал, что же было общего у германского фашизма и украинских националистов, несмотря на всё презрение к украинским наймитам со стороны европейских немцев. В 1946  году в качестве корреспондента «Советской Украины» представлял советскую прессу на Нюрнбергском процессе по делу немецких военных преступников.

Вот одно из его наблюдений: «Говоря об украинских (и не только украинских) националистических телохранителях нацизма, Геринг с подчеркнутым презрением кривит губы:

 – Я их глубоко презираю, но ведь во время войны берут то, что есть под рукой. И Геринг действительно брал всё, что попадало “под руку”. А “под рукой” у него было в то время немало всякой всячины, и не только квислингов и квислинжат. Одних лишь художественных ценностей он “собрал” у себя на сумму пятьдесят миллионов марок золотом. Набрал он их со всех концов Европы, не забыл и об эскизах Альбрехта Дюрера из львовских музеев.

Герман Геринг начал свои показания с краткой, удивительно краткой автобиографии. Он не без гордости информировал своих судей о том, что его отец был в своё время губернатором немецких колоний в Восточной Африке.

К сожалению, он не добавил при этом, что его высокочтимый папаша поголовно уничтожил многотысячное туземное племя гереров.

Причина – пассивное сопротивление колонизаторам. Методы его убийства были, наверное, источником вдохновения для Германа в его будущих делах. Всё племя, вместе с грудными детьми, было изгнано Герингом-отцом из своих жилищ в пустыню, где за несколько недель погибло от жажды и голода.

Один из свидетелей рассказывает о концлагере в Маутхаузене. Геринг слушает внимательно, но, как всегда в таких случаях, лицо его неподвижно, застыло в напряжённом ожидании.

У нас создаётся впечатление, что перед вами не Герман Геринг, изобретатель и организатор Маутхаузенов, а беспристрастный эксперт, которого лишь на несколько дней пригласили в суд.

Комендант Маутхаузенского концлагеря обратил внимание на исключительно красивые зубы двух молодых евреев, привезённых сюда из Голландии. Несчастным вырезали желудки и по одной почке, потом впрыснули им в сердце бензин, головы отрубили, а после соответствующего препарирования этих голов, комендант лагеря поставил их у себя на письменном столе».

В своих послевоенных сатирических памфлетах Ярослав Галан критиковал националистическую и клерикальную реакцию (в частности, греко-католическую церковь и антикоммунистическую официальную доктрину Ватикана): «Их лицо» (1948), «На службе у сатаны» (1948), «Перед лицом фактов» (1949), «Отец тьмы и присные» (1949), «Ватиканские идолы жаждут крови».

В трагедии «Под Золотым орлом» (1947) сопоставил преступления против человечества, совершавшиеся в нацистских концлагерях, с произволом американских оккупационных войск в Западной Германии. В пьесе «Любовь на рассвете» (1949, издание 1951) представил торжество социализма в послевоенном западноукраинском селе.

Ярослав Галан погиб 24 октября 1949 года в своём рабочем кабинете в квартире на улице Гвардейской во Львове в результате нанесения одиннадцати ударов топором. Убийство писателя украинскими националистами Михаилом Стахуром и Иларием Лукашевичем, связанными с ОУН.

Подробности убийства стали известны не сразу. Чекистам пришлось изрядно потрудиться, разматывая клубок этого кровавого преступления, потрясшего тогда не только жителей старинного Львова, но и всей Советской страны.

Немаловажно отметить в этой связи и то обстоятельство, что убийцы и их заказчики были напрямую связаны с католической церковью, как известно, благословлявшей и поддерживавшей бандеровцев.

Для греко-католического духовенства Я. Галан был не просто нежелательным писателем-памфлетистом и советским общественным деятелем, для них он был явным врагом.

Они не могли ему простить целый ряд памфлетов, показывавших негативную роль профашистски настроенной униатской церкви в борьбе за сознание простых граждан.

«Отец тьмы и присные», «Апостол предательства», «Исшедшие из мрака», «Сумерки чужих богов», «С крестом или ножом?», «Что такое уния», «Довольно!» — красноречивые названия этих памфлетов, а ещё больше их содержание приводили клириков в бешенство.

Да и как могли они не впадать в такое, по логике вещей несвойственное священнослужителям состояние, если Галан разоблачал не только львовского митрополита Андрея Шептицкого, открыто поддержавшего, благословившего и молившегося в своей резиденции — соборе Святого Юра за Адольфа Гитлера, его армию и его украинских приспешников, но и весь католический мир во главе с Ватиканом.

Как могли они примириться с такими словами писателя: «У Пия XII (Пий XII — папа римский с марта 1939-го по октябрь 1958 года. — Н.К.) 260 предшественников, история их жизни и деятельности — это история крови и позора. Даже в тумане раннего средневековья мы не обнаружили такого государства, такой власти, которая бы настолько прославилась двоедушием, лицемерием, алчностью, продажностью, тайными и явными убийствами, грабежами и тёмными махинациями, как папская держава «божьих наместников»…

В советские годы имя журналиста, писателя-антифашиста, драматурга, публициста, борца за счастье украинского народа в единой братской семье народов Советского Союза, было достойным образом увековечено.

В 1952 году за памфлеты из книги «Избранное» писатель посмертно был удостоен Сталинской премии второй степени.

Львовский городской совет объявил его почётным гражданином. Во Львове именем писателя были названы площадь, областной музыкально-драматический театр, был установлен памятник, а в доме на улице Гвардейской открыт музей-квартира.  Памятник Я. Галану был установлен и в Дрогобыче…

Дважды, в 1954 и 1974 годах, жизненный путь Я.А. Галана экранизировали. В первом по времени выхода в свет фильме режиссёра, будущего народного артиста РСФСР Л. Лукова «Об этом забыть нельзя» в роли писателя (в фильме у него имя и фамилия изменены) выступил выдающийся мастер, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии и будущий лауреат Ленинской и Государственной премии СССР Сергей Фёдорович Бондарчук.

А актёр Владислав Дворжецкий, сыгравший Галана в фильме «До последней минуты», за эту работу был удостоен Государственной премии УССР им. Т.Г. Шевченко.

В 1964 году Союз журналистов УССР учредил премию им. Я.А. Галана за лучшие публицистические произведения. Книги писателя переиздавались, широко отмечались юбилейные даты, связанные с его жизнью, о нём писали и рассказывали, пьесы его шли в театрах не только Советской Украины, но и во многим города СССР, в дружественных Болгарии и Румынии…

Памятник Я. Галану во Львове (демонтирован в 1990-е годы)

В начале 90-х годов прошлого века националистические власти Львовской области памятники снесли, площадь и театр переименовали, музей закрыли — имя писателя-трибуна для них всегда было и продолжает оставаться ненавистным, вызывающим жёлчь и злобу.

До пресловутой декоммунизации, объявленной режимом П. Порошенко, улицы, носившие имя писателя, были в Киеве, Харькове, Одессе, Чернигове, Черкассах, Кривом Роге.

Сейчас их нет. Улица имени Галана осталась только в Ростове-на-Дону.

Вопреки замалчиванию его имени со стороны господствующей  национал-олигархической власти Украины и подведомственных ей институтов, наперекор продолжающимся случаям осквернения его памяти воинствующими украинскими нацистами, Компартия Украины в 1995 году учредила премию им. Я.А. Галана.

Первым её лауреатом стал известный украинский партийный, политический и общественный деятель, публицист, депутат Верховного Совета УССР, народный депутат СССР, народный депутат Украины III—IV созывов, ныне член Президиума ЦК КПУ, Георгий Корнеевич Крючков.

Сегодня  в  немалой части украинского общества, во многих  небезразличных людей, истинных патриотов своей Отчизны возникает закономерный вопрос: когда  состоится справедливый суд над   убийцами мирного населения Донбасса, стариков, женщин, детей?

Ведь большинство из них,  или потомки тех, кто убивал мирное население в составе дивизии СС «Галичина», ОУН-УПА,  кто убил великого сына народа Украины  Ярослава Галана, или те, кто являются членами самых разных н бандитско-националистических  воруженных формирований, которые находятся под «крышей» господствующего национал-олигархического режима!

«Оскал хищника в национальной одежде», так кратко и точно в свое время охарактеризовал Ярослав Галан украинских националистов. Такими мы видим их и сегодня…

Когда произойдет это справедливое возмездие зависит только от всех здравомыслящих украинцев, когда мы не будут молчать, не наплюем на могилы всех жертв укронацистов с их идеологией звериного фашизма, с их желанием «попанувати» в Украине…

Когда осознаем, что вся теория Третьего Рейха о превосходстве арийской расы вписывается в короткий лозунг оголтелых  доморощенных нациков:  «Україна понад усе!»…

Не за горами то время, когда трудовой народ Украины осознает пагубность такой антинародной, античеловеческой политики и выбросит всю эту националистическую сволочь  совместно с их господами-олигархами на историческую помойку!

Николай Кукоба


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах