Гримасы капитализма. Что ждет Украину по пути в Европу


Один из шутников в блогосфере недавно назвал Эстонию, Латвию и Литву «Прибалтийскими эмиратами». Шутка получилась довольно едкой.

Совсем недавно, с точки зрения истории, в этих странах производились весьма востребованные изделия легкой промышленности, бытовой электроники, микроавтобусы, электропоезда и много другой продукции, пользовавшейся спросом на территории Советского Союза и стран Восточной Европы. Сказать, что ныне эти государства влачат жалкое существование, значит, не сказать ничего нового.

Ярким тому подтверждением стала судьба некогда процветавшего завода, пережившего две мировые войны, коренные смены властей, кое-как державшийся на плаву в первые годы независимости, но рухнувшего пред короновирусом. В латвийском городе Лиепая закрылся последний рыбоперерабатывающий завод, поддержку которому обещало государство. Но вышло всё иначе, чем гадалось.

О своих бедах, уже бывший владелец предприятия, Игорь Крупник поведал международному изданию Sputnik перед своим отъездом на ПМЖ в Израиль.

Он напомнил, что вложился в этот бизнес по просьбе тогдашнего мэра Лиепаи Улдиса Сескса. Но в 2016 обанкротился латвийский банк, в котором завод кредитовался, из-за продовольственного эмбарго закрылся и российский рынок, что неизбежно повлекло за собой сокращение объёмов производства и персонала.

Пандемия вынудила Крупника приостановить производство с июня, тогда об этом написали все латвийские СМИ. В начале лета на фоне информационной волны, власти страны пообещали заводу поддержку – возмещение в размере 20% от возможного падения за апрель, май и июнь.

Но предоставлена она не была. В сохранении производства, как выясняется, не были заинтересованы ни центральные, ни городские власти.

«Окончательно тему Лиепайского завода я закрыл первого сентября, теперь там всем будут заправлять администраторы неплатежеспособности Trasta komercbanka. В Латвии никому ничего не нужно. По сути, теперь это брошенная земля, а самого завода больше нет. На территории только охрана, да и та приезжает из Риги», – резюмировал Крупник.

В последнее время завод выпускал вдвое меньше продукции, на 370 человек сократился штат, всего осталось работать 80 сотрудников. А все потому, что Латвия не справилась с пандемией.

Власть имущие хотят побыстрее избавиться от банкротящихся предприятий, при этом, успеть ухватить свой кусок от продажи. Если власть не заинтересована в сохранении рабочих мест, поступлении налогов, то о каком процветании страны можно говорить?

Крупник купил билет в один конец и поехал покорять Израиль. С его 17-летним опытом в рыбной промышленности никто не сомневается, что у него все получится. Там тоже море, там тоже рыба, там пользуются теми же технологиями, которыми до недавнего времени пользовались на латвийском рыбоконсервном заводе Kolumbija Ltd.

По соседству с Латвией бедствуют польские садовники. Как рассказал член правления Польского союза садовников Славомир Лучак, СМИ много говорят о том, что мы экспортируем яблоки в более чем 100 стран.

«Действительно, мы продаем свои яблоки во многие страны, но объем очень мал. Если сравнить то, каким был объем российского рынка, и тем, что мы сейчас высылаем во много стран, то это действительно очень немного в сравнении с тем, что отправлялось в Россию», – пояснил Лучак, уверяя, что польские фермеры с удовольствием бы снова зашли на российский рынок, препятствием является только политика.

Кроме традиционного производства фруктов, Лучак говорит о такой отрасли, как полностью экологически чистые фрукты, имеющей большой потенциал.

Стоит напомнить, что Россия шесть лет назад, в августе 2014 года, запретила импорт некоторых видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели антироссийские санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.

Под запрет попали мясо, колбасы, рыба и морепродукты, овощи, фрукты, молочная продукция. По мере сохранения санкций Запада, РФ продлевала и свои ответные меры.

На границах Украины, у которой и без того хватает своих проблем, наблюдается транспортный коллапс – в очередях стоят тысячи фур. К примеру, на границе с Польшей в пункте пропуска «Ягодин», пограничники зафиксировали скопление более тысячи автомобильных фур с обеих сторон.

По сообщению пресс-службы МВД со ссылкой на главу Госпогранслужбы Украины (ГПСУ) Сергея Дейнеко, на въезд в Украину здесь ожидает около 800 грузовиков, а на выезд – около 300».

Главный украинский пограничник отчитался о предпринятых действиях, сообщив, что лично прибыл в пункт пропуска с целью проведения мероприятий, способствующих скорейшей разгрузке этого направления.

На границе Дейнеко провел встречу с заместителем коменданта Надбужанского отдела пограничной стражи Республики Польша полковником Лукашом Цвиком. Во время встречи присутствовали представители всех контролирующих служб Украины и Польши, которые обсуждали между собой пути скорейшего решения ситуации.

Хотя глава ГПСУ и заверил, что все вместе договорились «принимать исчерпывающие меры в пункте пропуска», а также «совместно реагировать на увеличение количества транспортных средств», он так и не смог ответить, помогло ли его вмешательство сократить многокилометровую очередь из грузовиков.

Более того, отмечается, что подобные ситуации наблюдаются и на границе с Венгрией. Руководитель ГПСУ направил туда офицеров из числа руководящего состава администрации и Западного регионального управления.

Аналогичную картину можно наблюдать и на украинско-белорусской границе в пункте пропуска «Выступовичи». Как сообщила 20 сентября пресс-служба таможенной службы: «За последние сутки ситуация с накоплением транспортных средств в пункте пропуска «Выступовичи» значительно ухудшилась.

В очереди на въезд в Украину сейчас находится около 600 транспортных средств, на выезд – 300. Для разрешения ситуации в пункт пропуска «Выступовичи» выехало руководство Киевской таможни Гостаможслужбы.

И виной всему этому опять является злополучный короновирус, из-за угрозы которого, были закрыты многие пограничные пункты пропуска и весь грузопоток теперь проходит через немногие оставшиеся, которые не справляются с нагрузкой.

А вывод из всех описанных ситуаций может быть один: западные монополисты всегда смогут придумать повод, чтобы заблокировать любое развитие промышленности или сельского хозяйства своим маломощным конкурентам.

Михайло Витяй


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах