Гримасы капитализма. "От воровства прибыли не дождешься"


Так заявляют докеры порта «Черноморск», возмущенные тем, что 17 июля в их акваторию зашли два посторонних буксира, перехватывающие выгодную работу у буксирного флота государственного предприятия.

«Нет буксирному пиратству!»

По этому поводу докеры провели уже три акции протеста: возле офиса администрации порта «Черноморск», офиса Администрации морских портов Украины (АМПУ) в Одессе и в Киеве под стенами Министерства инфраструктуры Украины (МИУ). Причем, деятельность министерских чиновников докеры оценили плакатом с надписью «МИУ = коррупция». Был у докеров в руках и лозунг «Нет буксирному пиратству!».

«Поскольку рынок предоставления буксирных услуг сейчас не регулируется, то подобные попытки захватить его пиратскими методами представляют серьезную угрозу государственным стивидорным компаниям, – говорит председатель профсоюза работников морского транспорта государственного предприятия «Морской торговый порт Черноморск» (ГП «МТП Черноморск») Сергей Брызгалов.

– Пиратствующие на нашей территории буксиры DIAMOND N и TOPAZ N принадлежат оффшорной компании из Гонконга Henford Logistics Ltd, которая, в свою очередь, является собственностью Новороссийского МТП. То есть, работу украинских буксиров забирают судна, принадлежащие соседнему государству.

Согласно закону Украины, все гидротехнические сооружения, все причалы в портах находятся под управлением АМПУ. Именно АМПУ дает разрешение на заход судна и его швартовку к определенному причалу.

Мы требуем, чтобы АМПУ дала приказ главе черноморского филиала АМПУ относительно немедленного выведения указанных буксиров из акватории порта «Черноморск».

Во время протестной акции в Киеве к докерам вышел руководитель директората морского и речного транспорта МИУ Иван Иванчик и заявил, что впервые слышит о том, что в порту «Черноморск» буксирными операциями начали заниматься суда принадлежащие соседнему государству:

«Моя позиция, как гражданина, – это недопустимо. Данная ситуация должна быть изучена компетентными правоохранительными органами, которые дадут ей надлежащую оценку».

«Предприятие  висит  на  волоске»

А докеры Черноморска все-таки надеются, что министерские чиновники, не дожидаясь выводов компетентных органов, начнет самостоятельно отстаивать государственные интересы в морской отрасли.

Сегодня в портофлоте ГП «МТП Черноморск» работает более 260 специалистов. 57 человек заняты на базе технического обслуживания флота.

«Наш портофлот имеет шесть единиц буксиров мощностью от 1200 до 5000 лошадиных сил, которые могут обслуживать все судозаходы в акваторию порта и работать с судами любых линейных размеров, – говорит руководитель ГП «МТП Черноморск» Александр Попов. – И мы не желаем, чтобы эффективность нашего портофлота снижалась набегами частных буксиров».

Экономисты заявляют, что портофлот может формировать ГП «МТП Черноморск» доход, превышающий 260 миллионов гривен в год. И, конечно, порту «Черноморск» неразумно подрывать деятельность подразделения, приносящего такой солидный доход в общую копилку предприятия.

Поэтому местные докеры и настаивают на том, чтобы было принято министерскими чиновниками решение о том, что буксирные услуги являются специальной услугой, которую могут оказывать только государственные порты силами своего портофлота. Появление же в порту пиратствующих буксиров, докеры связывают со стремлением ряда экономических воротил завладеть управлением «МТП Черноморск».

Хотя в прошлом году порт «Черноморск» увеличил грузооборот по сравнению с 2018 годом на 21,4 процента, переработав 26,153 миллиона тонн грузов, ударный труд почему-то привел коллектив к большим убыткам, превышающим 150 миллионов гривен. Оказалось, что государственное предприятие, имеющее только кредиторской задолженности около 100 миллионов гривен, находится на грани банкротства.

Правда, в последний период в порту было заменено руководство. И у докеров появилась надежда, что новым менеджерам удастся найти выход из кризисной ситуации. Хотя порт продолжает висеть на волоске. Ведь любой из кредиторов может инициировать процедуру банкротства порта.

А поскольку он входит в список предприятий, которые не подлежащих приватизации, то, согласно законодательству, невозможно продать или реализовать каким-либо образом его имущество для удовлетворения требований кредиторов.

А это значит, что может быть принято решение о ликвидации порта. Затем его имущество окажется во владении Министерства инфраструктуры и может быть передано кому-то в аренду или концессию.

Город  заинтересован  в  развитии  порта

С начала года в порту были вскрыты ряд схем, в результате действия которых предприятие несло убытки на десятки миллионов гривен.

В три раза были повышены тарифы на хранение грузов, выяснилось, что очень много материалов было куплено предприятием по весьма завышенным ценам.

Были пересмотрены тарифы на основные услуги с компаниями, которые ранее получали неконкурентное преимущество, пересмотрены условия или расторгнуты договора с неэффективными арендаторами кранов и другого движимого имущества предприятия.

Меры, предпринятые менеджментом порта и одобренные докерами, обещали уже осенью нынешнего года добиться положительной динамики в экономике предприятия. И вот в середине лета в порт «Черноморск» направляются частные буксиры, отнимающие прибыль у местного портофлота…

Между тем, докеры считают, что если министерские чиновники действительно заинтересованы в развитии порта, то им давно бы следовало продумать вопрос о том, чтобы сделать его муниципальным.

Местные экономисты, рассматривая вопросы повышения эффективности взаимодействия предприятий морехозяйственного комплекса с общиной, пришли к выводу, что у города Черноморска есть потенциал, есть кадры и возможность, чтобы самим развивать порт.

И, конечно, город лучше любого инвестора будет заботиться о содержании своей инфраструктуры. Тем более, что идущий в Украине процесс децентрализации нацелен на усилении роли местных общин в управлении территориями, да и бюджетное наполнение теперь отдается регионам.

Когда же в МИУ, время от времени появляются ходоки с идеей создания муниципальных портов, то их «остужают» вопросом: «Так что же, перевалкой грузов будет заниматься городское коммунальное предприятие?»

Хотя чиновники прекрасно понимают, что главная функция городской власти управлять территорией и заниматься ее развитием.

Так же, как во многих портовых городах Европы – в Роттердаме, Антверпене, Ганновере. У них реализована прозрачная форма хозяйствования в портах.

Муниципалитеты распоряжаются этой территорией по модели land lord, а стивидорной деятельностью занимается частный бизнес.

В общем, Черноморск хочет сам привлекать на свою территорию потенциальных инвесторов, стивидоров, на конкурсной основе выставлять им условия, которые они должны будут выполнять для порта и города.

Владимир Крещук,

Одесская область


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах