- КПУ - http://www.kpu.ua -

Провальное соло. Доездились до полного шваха…

Опубліковано 05.04.2019

«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?», – спрашивал в свое время гениальный поэт-модернист Владимир Маяковский. Его призыв не остался без внимания. Услышавший его другой гений исполнил потрясающую увертюру на струнах железных дорог Украины.

При этом, правда, струны были порваны почти окончательно, но лично для польско-украинского предпринимателя и рок-музыканта Во́йцеха Ба́льчуна это не привело к крупным неприятностям. Год и три месяца он возглавлял стратегическое предприятие, а пост оставил не из-за бездарного исполнения своих служебных обязанностей, а, согласно официальной версии, из-за семейных обстоятельств. «Он принял это решение совершенно самостоятельно, это его решение, я его решение уважаю», – подчеркнул премьер Владимир Гройсман. Он положительно отозвался о чиновнике, который, совершив подвиг, отправился домой в Варшаву. А вот у министра инфраструктуры Владимира Омеляна это вызвало иные эмоции, сопровождаемые желанием выпить по этому случаю изрядную дозу шампанского…

В общем, рельсы разъехались. По сообщению медиацентра «Магистраль», после виртуозного соло польского рок-музыканта на железной дороге приходится эксплуатировать почти 122 тысячи дефектных рельсов, кое-как спасаясь при помощи 25 тысяч(!!!) участков временно восстановленных рельсовых плетей бесстыкового пути. По состоянию на 1 января 2019 года протяженность путей с просроченными сроками реконструкции составила 2431,9 километра; усиленного капитального ремонта ожидают 1255,3 километра путей; а просто капитального – 4735,5 километра. Всего же длина украинского железнодорожного полотна составляет более 27 тысяч километров. То есть каждый третий километр рельсового пути в Украине дефективный(!). Само собой, из-за нехватки средств на ее содержание железнодорожная инфраструктура Украины неуклонно теряет свою силу. Общая сумма необходимых инвестиций в развитие «Укрзалізниці», по оценке госкомпании, составляет шесть миллиардов долларов.

В духе установившейся традиции, ПАО «Укрзалізниця» анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 году. Специалисты предупреждают, что в случае поддержки данной инициативы правительством, ситуация в промышленности серьезно ухудшится, а сама компания в итоге лишь потеряет объемы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни здравым смыслом.

Следуя новым рецептам повышения грузовых тарифов, озвученных и.о. главы правления «УЗ» Евгением Кравцовым, с 1 февраля этого года тарифы уже подняты на 16,6 процента, а далее с 1 мая, с 1 августа и с 1 ноября они будут подрастать каждый раз на 2,5 процента. При принятии такого волевого решения «УЗ» даже не пыталось как-то оценить влияние этого повышения на себестоимость продукции у тех же металлургических или цементных предприятий, горнодобывающей промышленности и зернотрейдеров.

А она в таком случае тоже ощутимо увеличится и непременно скажется на показателях экспорта, внутренних продаж и на объемах грузоперевозок. Кроме того, если украинские производители ухудшат конкурентные позиции на внешних рынках, это повлечет за собой снижение валютных поступлений в страну от экспорта, сокращение налоговых платежей и рабочих мест внутри страны.

Как отмечалось, в «УЗ» не беспокоятся про общегосударственные интересы, полностью игнорируют значимость влияния железнодорожного транспорта на ситуацию в украинской экономике и тот «эффект домино», который вызовет предложенная «индексация». Руководители «УЗ» ставят во главу угла своей деятельности лишь повышение тарифов. Для пассажиров ездить даже в плацкартных вагонах на некоторых направлениях уже дороже, чем летать самолетом. Но такие насущные вопросы, как обновление вагонного парка и локомотивного хозяйства, улучшение производственных показателей, таких как оборачиваемости вагонов – основного мерила операционной эффективности, снижение затрат при закупках путем приведения цен от «космических» к рыночным – вовсе не попадают в поле зрения руководства.

В результате степень износа подвижного и тягового состава достигла масштабов, угрожающих транспортным коллапсом. Кое-где он уже и происходит. Тем не менее, «команда реформаторов» в «УЗ» во главе с Кравцовым видит свою задачу прежде всего в том, чтобы сделать рост тарифов автоматическим – то есть внедрить механизм их ежеквартального повышения на величину инфляции цен производителей, избегая таким образом необходимости подкреплять свои предложения по росту тарифов хоть какими-то экономическими расчетами.

Тем временем предлагаемое железнодорожным ведомством  повышение тарифов на перевозку грузов  становится катастрофой для государственных угледобывающих предприятий Украины. Нардеп Сергей Сажко, выступая на заседании в Государственной регуляторной службе, напомнил, что в его округе находится шесть государственных шахт, на которых сложилась непростая ситуация – добыча угля падает, а зарплата горнякам выплачивается несвоевременно. «Повышение железнодорожных тарифов станет для этих предприятий окончательной катастрофой, – подчеркнул он. – А предложенная квартальная индексация приведет к увеличению расходов на доставку топлива к тепловым электростанциям приблизительно на 1,2 миллиарда гривен до конца текущего года».

Дальнейшее повышение грузовых  тарифов не только сделает украинскую угольную отрасль неконкурентоспособной, но и нанесет удар по украинской энергетике. «Повышение тарифов приведет к вымыванию денег с модернизации наших электростанций, которые переводят работающие на антраците энергоблоки на газовый уголь. Это наша энергетическая безопасность, и если мы этого не будем делать, у нас не будет энергетики, – предостерег Сажко. – Ни в коем случае нельзя повышать тарифы, как требует «Укрзалізниця» (на 14,2 процента плюс ежеквартальная индексация на 2,5 процента). Необходимо создать рабочую группу, в которой будут все заинтересованные стороны, и тогда принимать решение. «Укрзалізниця» тоже государственное предприятие, и госшахты должны иметь право сказать, на какой процент повышения тарифа они готовы».

Михайло Витяй


Матеріал розміщено на КПУ: http://www.kpu.ua

Link: http://www.kpu.ua/uk/92551/provalnoe_solo_doezdylys_do_polnogo_shvaha

© КПУ
Під час копіювання інформації обов’язково посилайтесь на www.kpu.ua