Основной вопрос политической борьбы


Аппарат власти и управле­ния вместе с особыми отря­дами вооруженных людей в литературе часто называют публичной властью. К.Маркс и Ф.Энгельс отношение «публичная власть – госу­дарство» раскрывали с раз­личных сторон. В одних слу­чаях понятия «публичная власть» и «государство» со­впадают. В других публичная власть в облике государ­ственной именуется комите­том по управлению общими делами господствующего класса. В-третьих, государ­ственные формы характери­зуются как практически-иде­алистическое выражение социальной власти. В-четвертых, публичной властью называется специальный аппа­рат управления и принужде­ния. В-пятых, публичная власть есть управление об­ществом, сознательно осу­ществляемое с помощью спе­цифических приемов.


Первоначальным источни­ком государственной публич­ной власти является разделе­ние труда, закономерно при­водящее к обособлению тру­да духовного от материаль­ного, умственного от физи­ческого, непроизводительно­го от производительного, параллельно с которым идет поляризация членов общества на руководителей и ру­ководимых, управляющих и управляемых.


Среди основных призна­ков государства выделяется и такой признак, как админист­ративно-территориальное деление. Вся территория го­сударства разбивается на ряд административно-территори­альных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, районы, края, зем­ли, графства и т.д. Но их на­значение и функции едины – организация государствен­ной власти и управление на занимаемой ими территории. Одним из основных призна­ков государства является су­веренитет. Он означает вер­ховенство государственной власти внутри страны и неза­висимость ее на междуна­родной арене. Верховенство проявляется в способности государственной власти са­мостоятельно издавать об­щеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый право­порядок, определять права и обязанности граждан, долж­ностных лиц, государствен­ных, партийных, обществен­ных органов и организаций. Именно в суверенитете нахо­дит свое политическое и юри­дическое выражение полнов­ластие господствующего класса и его элитарно-оли­гархических кругов. В нем выражается способность го­сударства независимо от дру­гих государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю по­литику.


Отмеченные признаки го­сударства позволяют сделать вывод, что государство явля­ется сложнейшим институтом общественного развития – сложнейшим социальным яв­лением и познание его сущ­ности, природы, путей раз­вития созидания и разруше­ния является важнейшей за­дачей коммунистического движения. Поэтому коммуни­сты обязаны очень внима­тельно исследовать структу­ры и функции современного буржуазного государства с тем, чтобы выработать реаль­ные пути, методы и средства завоевания государственной власти.


Хотя со времен становле­ния марксизма прошло боль­ше столетия, марксово пони­мание государства, его ос­новные идеи не только акту­альны и в современных усло­виях, но и являются базис­ными для практических вы­водов в революционной борьбе трудящихся за поли­тическую власть.


В марксизме указаны два главнейших момен­та, определяющих сущность государства. Первый и ос­новополагающий – это его классовый характер.


С этой точки зрения ос­новная функция буржуазно­го государства состояла и состоит в закреплении и ох­ране экономических и поли­тических условий эксплуата­ции и господства имущих классов, подавление сопро­тивления неимущих масс населения.


В отношении господствую­щего класса государство вы­ступает как особый орган, управляющий общими дела­ми индивидов и групп этого класса, а в отношении трудя­щихся классов, т.е. боль­шинства населения,– как орудие подавления. Второй момент, определяющий сущ­ность государства состоит в том, что государство как офи­циальный представитель об­щества и управляющая систе­ма не может не осуществ­лять и общесоциальную дея­тельность, призванную под­держивать необходимые ус­ловия существования циви­лизованного человеческого общежития (организация просвещения, здравоохранения, транспорта, связи, ком­мунальных услуг и т.д.).


В этой связи К.Маркс вы­делял в деятельности госу­дарства «...выполнение об­щих дел, вытекающих из при­роды всякого общества, и специфические функции, вы­текающие из противополож­ности между правительством и народными массами» (т.25, ч.1, с.422). Это положение марксизма получило даль­нейшую разработку в совре­менной науке. Ученые при­шли к выводу, что современ­ное государство – это орга­низация политической влас­ти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, выте­кающих из природы всякого общества. В этом плане ин­терес представляет учение о государстве итальянского марксиста Антонио Грамши, изложенное в конце 20-х – начале 30-х годов в его из­вестном труде «Тюремные тетради».


Один из ключевых разде­лов труда – учение о гегемо­нии. Согласно Грамши, власть господствующего класса держится не только на насилии, но и на согласии. Механизм власти – не толь­ко принуждение, но и убеж­дение. Овладение собствен­ностью как экономической основой власти недостаточно – господство собственников тем самым автоматически не гарантируется и стабильная власть не обеспечивается. Таким образом, государство, стоит на двух китах – силе и согласии. Положение, при котором достигнут достаточ­ный уровень согласия, Грам­ши называет гегемонией. Ге­гемония – не застывшее, однажды достигнутое состоя­ние, а тонкий и динамичный, непрерывный процесс. Бо­лее того, гегемония предпо­лагает не просто согласие, но благожелательное (актив­ное) согласие, при котором граждане желают того, что требуется господствующему классу. Грамши дает такое определение: «Государство – это вся совокупность прак­тической и теоретической деятельности, посредством которой господствующий класс оправдывает и удержи­вает свое господство, добива­ясь при этом активного согла­сия руководимых».


Опираясь на научные представления о госу­дарстве и развивая их, ком­мунисты могут завоевать политическую власть и овла­деть государственной маши­ной как парламентскими, так и протестными способами и средствами. Однако важней­шим выводом из рассмотре­ния проблемы государства в коммунистическом движении и теории социалистической революции есть то, что ком­мунисты не могут реализо­вать своих программных ус­тановок и идейных воззре­ний, не завоевав государ­ственную власть.


Только завоевание госу­дарственной власти, ов­ладение государственным механизмом позволяет Ком­мунистической партии про­вести в жизнь экономиче­ские преобразования в инте­ресах громадного большин­ства. Именно это обстоя­тельство, с одной стороны, является источником народ­ной поддержки коммунистов как выразителей интересов и воли народного большин­ства, а с другой стороны, превращает коммунистов в истинных патриотов-государ­ственников.


В то время как руховцы, социал-демократы являются в большинстве своем пред­ставителями компрадорской буржуазии, ориентирую­щейся на Запад и выполня­ющей волю международно­го капитала, коммунисты призывают народ надеяться на собственные силы. Строить свое государство в лице Советов депутатов трудящихся снизу доверху, охватывающих как по вер­тикали, так и по горизонта­ли все структуры государ­ственной власти через вы­борных представителей на­рода. Политическая власть трудящегося большинства – вот подлинно демократи­ческая власть, которой до­биваются коммунисты. При этом коммунисты отдают себе отчет в том, что се­годня в Украине сформиро­вался режим, выражающий интересы ограбивших на­род приватизаторов-демократов. Государственность в Украине по своему полити­ческому, экономическому и социальному выражению носит антинародный харак­тер и направлена на созда­ние условий для неуемного обогащения кучки олигар­хических кланов за счет гро­мадного большинства наро­да. В этих условиях Компартия Украины добивается возвращения народу и взя­тия под контроль имуще­ства, присвоенного вопреки общественным интересам; прекращения спада произ­водства и восстановление гарантированных социаль­но-экономических прав тру­дящихся, организации конт­роля трудовых коллективов через созданные на пред­приятиях советы рабочих за производством и распреде­лением национального бо­гатства.


Партия считает, что наи­более целесообразными формами борьбы за госу­дарство трудящихся на данном этапе являются органи­зация забастовок, всеобщих политических стачек, митин­гов и демонстраций, пикети­рование, кампании непови­новения, бойкот неправо­мерных решений и действий властных структур, админис­траций предприятий и дру­гих организаций, сбор под­писей граждан,требования проведения референдумов, внесение соответствующих законопроектов, запросов, организация пропагандист­ских акций, выборов и пере­выборов, отзыва различных представительских и других властных органов. Практи­чески Компартия стремится использовать любые протестные формы борьбы в рамках правового поля. Следова­тельно, Компартия в про­цессе завоевания государ­ственной власти проводит повседневную кропотливую работу по разъяснению сво­их государственнических идей на уровне обыденного сознания граждан. В то же время Компартия должна быть готова в условиях рево­люционной ситуации или в порядке всенародного дове­рия на парламентских выбо­рах взять в свои руки госу­дарственную власть и, ис­пользуя государство как ин­струмент экономических и организационных преобра­зований, удовлетворить ин­тересы и ожидания нашего многострадального народа.


Как и судьба Компартии, судьба громадного боль­шинства народа всецело зависит от завоевания го­сударственной власти. По­беда Компартии на выбо­рах есть победа народа в борьбе за свою народную власть, за свое государ­ство, за свой интерес и го­сударственно обеспеченные нормальные человеческие условия жизни.

«Комуніст» №12, 2001 г.


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах