Таджикистан. "Глашатай свободы" пугает нынешних эмиров.


Столица Таджикистана едва избежала очередного варварского деяния — сноса Дома-музея писателя Садриддина Айни. Чиновничье рвение натолкнулось на возмущение жителей. Однако десятки других памятников архитектуры уже не спасти — власти страны всеми силами уничтожают память о советском времени.

В таджикской культуре трудно найти фигуру, равную по масштабу и значимости Садриддину Айни. Начав литературную деятельность ещё до Великой Октябрьской социалистической революции, он был страстным поборником просвещения и обличал пороки тогдашней жизни: неграмотность и забитость народа, деспотизм правящей верхушки Бухарского эмирата. Стремление к справедливости предопределило принятие Айни Советской власти. В начале 1918 года на мотив «Марсельезы» он написал «Марш свободы», ставший настоящим гимном таджикских тружеников. В нём были такие строки:

О рабы!

Поднимайтесь из праха,

Красным знаменем

мир озаря!

Сбросьте иго покорства

и страха —

Засияла свободы заря.

Айни принял участие в бухарской революции и включился в строительство новой жизни. В его публицистике, стихах и романах, самым известным из которых стал опубликованный в 1934 году роман «Рабы», были представлены картины тяжёлой жизни народа на протяжении веков и воспевались перемены, принесённые Советской властью. «Глашатай свободы» — так называли писателя.

Значение творчества Айни этим не исчерпывается. К началу XX века таджики фактически не осознавали себя отдельным народом, проводилась их активная тюркизация. Труды Айни создали таджикский литературный язык, а сам он отстаивал существование самостоятельной таджикской нации. Его вклад был оценён по достоинству. Айни стал первым президентом Академии наук Таджикской ССР, избирался депутатом Верховного Совета СССР, был лауреатом Сталинской премии…

В современном Таджикистане отношение к Айни двойственное. В 1998 году ему посмертно было присвоено звание Героя Таджикистана, его портрет изображён на одной из банкнот национальной валюты. Одновременно власти пытаются затушевать революционный пафос Айни, его ненависть к угнетателям всех мастей. Видимо, поняв, что лубочно-фальшивый образ писателя создать не удастся, чиновники взялись за уничтожение его памяти.

Недавно мэрия Душанбе объявила о намерении снести Дом-музей Айни. В письме на имя руководства Академии наук, в ведении которой находится памятник, предлагалось вывезти экспонаты и подумать над созданием «нового современного Дома-музея» в другом месте. На эту абсурдную инициативу не повлиял даже охраняемый статус объекта как государственного учреждения культуры. По некоторым данным, очищенную от музея территорию планировалось отдать под строительство гостиницы.

Особую пикантность ситуации придаёт то, что мэром таджикской столицы является сын президента страны — Рустам Эмомали. Занимая также должность спикера верхней палаты парламента, он рассматривается как преемник Эмомали Рахмона. Однако эти факты не остановили недовольных затеей мэрии, среди которых оказались видные представители творческой и научной интеллигенции. С обращениями к главе государства выступили несколько творческих объединений. «Памятники, связанные не только с историей таджикской литературы, но и с историей нации, должны оставаться на своём месте», — говорится в письме Союза писателей. Отрицательную оценку предложению мэрии вынес научный совет Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия Академии наук. Руководство самой академии также дало понять о несогласии со сносом.

Солидарный протест возымел своё действие. 19 ноября было объявлено, что, «рассмотрев просьбы ряда учёных и писателей», Рустам Эмомали распорядился оставить Дом-музей на прежнем месте. Эту победу, впрочем, вряд ли можно считать окончательной. Руководство республики демонстрирует фанатичное неприятие всего, что связано с советским прошлым. В рамках нового генплана в Душанбе снесены почти все здания, являвшиеся «визитными карточками» столицы. Среди них здания ЦК Компартии Таджикской ССР, министерства сельского хозяйства и главпочтамта, Русский драмтеатр имени Маяковского, кинотеатр «Джами», Дом-музей известного таджикского советского поэта Мухамеджана Рахими и многое другое.

Буквально на днях был разрушен фонтан на площади Дусти (бывшая им. Ленина). Стоявшую рядом стелу с гербом Таджикской ССР печальная участь постигла ещё несколько лет назад, теперь на её месте безвкусная пластиковая башня с часами. Подобная замена символична. Уничтожая напоминания о прошлом, власти не предлагают взамен ничего достойного. Если, конечно, не считать насаждение идеологии радикального исламизма, всё плотнее покрывающей регион, что заставляет с грустью вспоминать о великих личностях, подобных Айни.

Сергей Кожемякин


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах