УКРАИНА: ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ

УКРАИНА: ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ


В многовековой истории человечества тридцать лет – всего лишь миг. Но такой же по продолжительности отрезок времени после провозглашения независимости Украины оказался ознаменованным столь глубокими  и масштабными трансформациями во всех сферах жизни человеческого общества, что приходится говорить о ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННЫМ ЗИГЗАГЕ В ИСТОРИИ – СМЕНЕ ЭПОХ, обернувшейся для нашего народа жестокой трагедией, без преувеличения – катастрофой.

В стране реставрирован капитализм, демонтированы основы социалистического строя. Разрушен Союз советских республик, одним из основателей и равноправным субъектом которого была Украина. Её внешнеполитический курс обрёл прозападный, воинственно-русофобский характер, что привело к крайне опасному ухудшению отношений между братскими народами и странами, продолжающейся восьмой год гражданской войне на востоке страны, людским потерям, территориальным утратам.

За это время в Украине ушли из жизни почти 20 с половиной миллионов человек, родилось на 7,3 миллиона меньше. Многие рабочие, специалисты, учёные, выпускники вузов, не находя на родине достойного применения своим знаниям и опыту, покидают её. Население уменьшилось, по крайней мере, на десять миллионов человек и продолжает сокращаться (точную цифру назвать невозможно, так как всеукраинские переписи не проводились).

К слову, за тридцать лет до антисоциалистического переворота 1991 года (1961-1991 гг.) населения в Советской Украине стало на 10 миллионов больше.

Перемены произошли во всех сферах – экономической, социальной, идеологической, психологической. Но ТОГО, ЧТО ОЖИДАЛИ НАШИ ЛЮДИ от провозглашения независимости, что обещали им реставраторы капитализма – идеологи «самостійництва», ОНИ НЕ ПОЛУЧИЛИ, а большинства социальных завоеваний социализма (гарантированной работы, обеспеченной старости, общедоступного образования и охраны здоровья, уникальных условий для обучения и воспитания подрастающего поколения) лишились. Более половины населения отброшено за черту бедности, многие, став нищими, оказались за гранью выживания. Кризисы, периодически потрясающие доставшуюся от Советской Украины одну из наиболее развитых в Европе и в мире, но за годы независимости разрушенную экономику, галопирующая инфляция, непрерывно растущие цены, тарифы на жилищно-коммунальные, транспортные и другие услуги, пандемия коронавируса из года в год ухудшают их жизнь, делают её для многих невыносимой. В то же время доходы ничтожного меньшинства – новоявленных долларовых миллионеров и миллиардеров стремительно растут. ОБЩЕСТВО ОКАЗАЛОСЬ ГЛУБОКО РАЗОБЩЁННЫМ, в том числе вследствие изменения его социально-классовой структуры, что объективно ведёт к нарастанию в нём классовых противоречий.

К СВОЕМУ ТРИДЦАТИЛЕТИЮ УКРАИНА ПРИШЛА, ФАКТИЧЕСКИ УТРАТИВ ПРОВОЗГЛАШЁННУЮ В АВГУСТЕ 1991 ГОДА НЕЗАВИСИМОСТЬ, государственный суверенитет, превратившейся в УПРАВЛЯЕМУЮ ИЗВНЕ ТЕРРИТОРИЮ, подмандатную  Соединённым Штатам Америки.

ПОЧЕМУ ТАКОЕ СТАЛО ВОЗМОЖНЫМ, понять можно только с учётом происходящих в мире ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, содержание которых определяется противостоянием двух общественно-политических систем – капитализма и социализма.

Их последствия оказались ОСОБЕННО РАЗРУШИТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ УКРАИНЫ.

Мировой капитализм не смирился со свершённой социалистической революцией в России, положившей начало новой эпохе, образованием Союза советских республик и строительством в нём социализма, с Победой советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне, созданием Содружества социалистических государств. Воспользовавшись негативными социально-экономическими, политическими, идеологическими процессами в послевоенном Советском Союзе, других социалистических странах (причины их возникновения требует особого рассмотрения), нарастанием активности поддерживаемых западной агентурой националистически настроенных сил, которые не восприняли социализм и готовили смертельный удар по Советскому государству, перерождением и предательством высокопоставленных деятелей в правящей верхушке КПСС в центре и союзных республиках (Горбачёв, Яковлев, Шеварднадзе, Ельцин, Кравчук и др.), ЗАПАД ОДЕРЖАЛ ПОБЕДУ В ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ. Утратившая боеспособность правящая Коммунистическая партия не смогла, да, откровенно говоря, и не попыталась поднять массы на защиту социалистического строя.

Антисоциалистический переворот в Украине (как, впрочем, и в других республиках) произошёл БЕЗ ОСОБЫХ ПОТРЯСЕНИЙ, хотя в дальнейшем в ряде провозгласивших независимость государств или между ними произошли кровавые события, наиболее тяжкие – в Украине. Сказалось воздействие массированной антисоциалистической, националистской пропаганды, убеждавшей украинцев: «Прогоним коммунистов, уничтожим тоталитаризм, сделаем свободной экономику, выйдем из Советского Союза, перестанем кормить украинским хлебом и салом москалей – заживём как в Европе». Привлекательной оказалась «витрина капитализма» – тогдашняя обстановка в странах Западной Европы и Америки, какой увидели её наши соотечественники, получив возможность свободного их посещения. Разумеется, о том, что трудящиеся государств «золотого миллиарда» добились существенных социальных завоеваний трудящиеся государств «золотого миллиарда» своим трудом в результате длительной упорной борьбы, ограбления колоний и зависимых стран, под воздействием примера социалистического Советского Союза, не говорилось.

Одним из первых решений новой власти (как, к слову, и немецких фашистов, оккупировавших в 1941 году Украину) было ЗАПРЕЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ УКРАИНЫ. (Спустя почти десять лет указы Президиума Верховного Совета Украины по этому вопросу, подписанные вчерашним главным идеологом КПУ, вторым секретарём её Центрального Комитета, были признаны Конституционным судом Украины незаконными как нарушающие Конституцию).

Реставрация капитализма началась с УНИЧТОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАЗИСА СОЦИАЛИЗМА, в результате чего в частной собственности оказались огромные богатства, созданные самоотверженным трудом советского народа.

Теперь инициаторы и организаторы этой кампании, справедливо названной «прихватизацией» (А.Чубайс и его единомышленники) откровенно говорят, что их целью изначально было «ВБИТЬ ГВОЗДЬ В КРЫШКУ ГРОБА СОЦИАЛИЗМА». Но тогда истинные их планы прикрывались пресловутой «ваучеризацией» – обещаниями «сделать всех собственниками», заверениями, что переход средств производства в частные руки, отказ от вмешательства государства в экономику, разрушение системы государственного планирования и контроля, свободная конкуренция приведут к «появлению эффективного собственника», подъёму производства, снижению цен, росту жизненного уровня.

ОСОБЕННОСТЬЮ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ В УКРАИНЕ было то, что капиталистическая система в ней возрождалась с самого начала как ОЛИГАРХИЧЕСКИ-КЛАНОВАЯ и на всех этапах носила и носит КОМПРАДОРСКИЙ ХАРАКТЕР. Её «фундаторами» явились, в основном, номенклатурные перерожденцы  во властных и хозяйственных структурах, которые конвертировали доставшуюся  им власть в капитал, захватывая успешно работавшие государственные и кооперативные предприятия, земельные угодья, устанавливая связи с трансатлантическими монополиями, иностранными банками, закладывая основу для вхождения украинской экономики в западную экономическую систему на правах «бедного родственника» и одновременно  демонтируя связи с Российской Федерацией.

Этим уже тогда были предопределены деиндустриализация отечественной экономики, её развал, уничтожение ряда прогрессивных отраслей (Черноморское морское пароходство, к чему был причастен первый украинский президент Л.Кравчук, самолётостроение, кораблестроение, многие крупные оборонные предприятия  мирового уровня), имущественное и социальное расслоение общества, возрождение эксплуататорских классов - капиталистов и латифундистов, пролетаризация масc, опасный рост преступности.

Этому способствовала и способствует КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА нового режима , которая свелась к раздаче «хлебных» должностей «своим», независимо от наличия у них необходимых деловых качеств и опыта, что привело к фактическому уничтожению профессионализма во всех сферах жизни государства и общества и беспрецедентной коррумпированности управленческих структур.

Капитализм возрождался ПОД ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ ЛОЗУНГАМИ  «ДЕМОКРАТИЗАЦИИ», «преодоления  последствий тоталитарного коммунистического режима», «соблюдения  законности, конституционных прав и свобод». Принятой  в июне 1996 года Конституцией Украина провозглашалась «суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством». Спустя четверть века украинская действительность не отвечает  ни одному из этих определений.

КОНСТИТУЦИЯ НАРУШАЕТСЯ НА КАЖДОМ ШАГУ, причём прежде всего теми, кто обязан её защищать и обеспечивать практическую реализацию – президентом, парламентом, Кабинетом министров, другими властными структурами в центре и на местах. Многочисленными реорганизациями разрушена правоохранительная  система, включая прокурорскую и судебную, что сделало трудно реализуемой задачу восстановления и защиты нарушенных прав и свобод граждан, декларированных Основным Законом, а также борьбу с преступностью.

В стране ЗАРЕГИСТРИРОВАНО БОЛЕЕ ТРЁХСОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ, подавляющее большинство которых существуют на бумаге или в лучшем случае заявляют о себе во время избирательных кампаний. Регулярно проводятся различные выборы. За тридцать лет девять раз сменился состав Верховной Рады, шесть раз менялись президенты, из которых лишь один проработал на этом посту два конституционных срока. Сколько раз менялся состав правительства, трудно даже сосчитать. Заседания парламента сопровождаются взаимными обвинениями, непозволительными  в цивилизованном обществе оскорблениями, драками. То же можно сказать о многих телевизионных программах.

Эта борьба без правил за доступ к государственной кормушке выдаётся за «проявление демократии», хотя к подлинному народовластию она никакого отношения не имеет. Украина – едва ли не единственная в Европе страна, в парламенте  которой ОТСУТСТВУЕТ (и не допускается) СИСТЕМНАЯ  ОППОЗИЦИЯ, то есть политическая сила, которая выступает за радикальную смену несправедливого общественно-политического строя.

Псевдоправовой основой для расправы над неугодными правящему режиму общественными деятелями, политическими партиями (прежде всего над Компартией), массовыми организациями граждан, средствами массовой информации явились принятые Верховной Радой Украины пресловутые законы о так называемой «люстрации» и декоммунизаци, которые, по заключению европейских правовых институций (Венецианская комиссия, Европейский суд по правам человека), «не соответствуют практике демократических государств, нарушают признанные в демократическом мире права человека и свободы граждан».

Всем украинским президентам «не хватало полномочий», каждый из них пытался изменить Конституцию, переделать её «ПОД СЕБЯ». Нынешний глава государства В.Зеленский, стремясь укрепить единоличную власть, подмяв под себя парламент, правительство, судебную систему не ограничился этим: грубо нарушая Основной Закон, превратил возглавляемый им Совет национальной безопасности и обороны Украины из координирующего и контрольного органа в карательный, нередко перебирающий на себя полномочия правительства, правоохранительных и других органов.

Нарастающее в обществе недовольство таким развитием событий умело используется рвущимися к власти силами, представляющими интересы различных олигархических кланов, поддерживаемых Западом. Периодически это приобретает форму массовых – с участием в столице и в регионах сотен тысяч людей – акций, называемых «ЦВЕТНЫМИ РЕВОЛЮЦИЯМИ». В 2003 году это была «Помаранчева» («Оранжевая»), в 2013-2014 годах – «Революція гідності» («достоинства»).

На самом деле НИКАКИМИ РЕВОЛЮЦИЯМИ ОНИ НЕ БЫЛИ, так как к смене общественного строя в стране не привели. Да такую цель их организаторы и не ставили. Но чаще всего акции приводили к власти ещё более реакционные, прозападные, неонацистские силы, оборачивались дальнейшим обострением ситуации в стране, ухудшением условий жизни миллионов людей.

События конца 2013 – начала 2014 годов явились вооружённым ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПЕРЕВОРОТОМ. Как и в 1991 году, одним из первых шагов новой власти было требование ЗАПРЕТИТЬ КОММУНИСТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ УКРАИНЫ.

Восьмой год длится следственно-судебный процесс. Каких-либо фактов нарушения партией Конституции, которые могли бы служить основанием для запрета партии, не установлено. Тем не менее под давлению властей первой инстанцией административного суда принято явно антиконституционное решение о «прекращении деятельности КПУ» (БЕЗ ЕЁ ЗАПРЕЩЕНИЯ!). Но оно не вступило в законную силу, так как вышестоящий суд более трёх лет не отваживается принять решение по апелляции Компартии. Тем не менее КПУ фактически лишена возможности реализовать возможности, предоставляемые политическим партиям Основным Законом, не допускается ни к каким выборам.

РЕАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В УКРАИНЕ ОКАЗАЛАСЬ В РУКАХ АГРЕССИВНЫХ, ПОДДЕРЖИВАЕМЫХ ЗАПАДОМ НАСЛЕДНИКОВ ПОСОБНИКОВ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ОККУПАНТОВ ВРЕМЁН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, представляющих меньшинство украинского народа. Избранный в 2014 году президент П.Порошенко послушно выполнял их волю. За короткое время пребывания его на этом посту обстановка в стране радикально ухудшилась и осложнилась. Пользуясь попустительством, а то и прямой поддержкой главы государства, нацисты в западных областях и в столице распоясались – захватывали помещения государственных учреждений и общественных организаций, склады с оружием в правоохранительных органах, развернули террор против граждан неукраинской национальности, прежде всего русских и русскоязычных. Это привело к пролитию крови и многочисленным жертвам в Киеве («небесная сотня») и других городах, в частности, к страшной трагедии 2 мая 2014 года в Одессе, кровавым столкновениям в Донбассе, превратившимся в гражданскую войну, потере Крыма, где до кровопролития дело, к счастью, не дошло.

О тогдашней ОБСТАНОВКЕ В КРЫМУ свидетельствуют заявления тогдашних высокопоставленных украинских деятелей на проведённом в те дни заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины. (Секретная стенограмма заседания была опубликована в еженедельнике «Бульвар Гордона»). Возглавлявший Службу безопасности Украины В. Наливайченко, отметив, что  обстановка на полуострове характеризуется «массовой(!) поддержкой населением действий Российской Федерации», «деморализацией наших военных и силовиков», «переходом фактически на сторону военнослужащих (особенно Военно-Морских сил), спецназовцев «Беркута» и других правоохранителей Украины, которые служат и служили в Крыму», особо подчёркнул: «Многие из них не воспринимают новую власть (установленную в Киеве в результате государственного переворота. – Г.К.) и не готовы выполнять приказы или вообще изменили присяге». Он назвал это «очень масштабным и опасным элементом, поскольку они перешли полностью в координацию внешнего вторжения». Наливайченко вторил министр внутренних дел А. Аваков: «Большинство населения Крыма занимает пророссийскую, антиукраинскую позицию... Мы устанавливаем связь с сотрудниками милиции, которые не предали, но среди милиции таких очень мало...»

Такая позиция населения Крыма называлась на заседании доминирующей, то есть преобладающей. Отмечалось также, что «когда происходила инициатива захвата помещений государственных учреждений, крымчане говорили: «Если у вас, в Киеве,  можно, то почему у нас, в Крыму, нельзя захватывать?..» Вывод делался такой: «Пока в Украине не будет действовать закон, пока будут продолжаться захваты помещений и имущества так называемыми патриотами, у врагов Украины будут сильные аргументы делать то же самое». Премьер-министр А. Яценюк высказался за «вариант политического решения сложившейся ситуации», считая его возможным, и заявил, что «его надо рассматривать как основной».

Если же к сказанному добавить, что на референдуме, проведённом в соответствии Конституцией Крымской автономии, подавляющее большинство населения полуострова высказалось за возвращение в состав Российской Федерации, а также учесть, как украинские власти относятся к обеспечению крымчан электроэнергией, водой, к другим их жизненным нуждами, то нельзя не прийти к выводу: заявления о «стремлении крымчан «в массе вернуться в Украину» и о скором их возвращении это не что иное, как обман общественности, порождающий беспочвенные иллюзии.

То же самое, только с ещё большими основаниями, приходится говорить о ситуации в Донбассе, жителей которого Л.Кравчук недавно сравнил с «раковой опухолью, которую необходимо отрезать», а президент В.Зеленский заявил о готовности «отделить (Донбасс) стеной» (2если это его предложение поддержит народ Украины на референдуме»).

ПРЕЗИДЕНТСТВО П.ПОРОШЕНКО БЫЛО ОТМЕЧЕНО КАТАСТРОФИЧЕСКИМИ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УКРАИНЫ ПОСЛЕДСТВИЯМИ (бесцеремонным обращением с Конституцией, в которую без проведения Всеукраинского референдума включено положение о «евроатлантических устремлениях Украины», обострением отношений с Российской Федерацией, доведённым до угрозы полномасштабной войны, продолжающимся падением отечественной  экономики и жизненного уровня большинства населения страны, противоконституционным вмешательством в межконфессиональные дела с нарушением  прав сторонников Русской Православной церкви Московского Патриархата, созданием условий для безнаказанной  террористической деятельности распоясавшихся национал-радикалов и т.д.).

Провал попытки Порошенко быть избранным президентом на второй срок стал неизбежным. Но то, что более 70 процентов избирателей подали голоса за его преемника, которого преимущественное большинство их практически не знало, стало убийственной оценкой деятельности Порошенко. Случай уникальный в политической практике нашей страны.

С тех пор ПРОШЛО ВСЕГО ДВА ГОДА. В ОБЩЕСТВЕ ШИРИТСЯ МНЕНИЕ, ЧТО, ОТДАВ СВОИ ГОЛОСА ЗА ЗЕЛЕНСКОГО, ИЗБИРАТЕЛИ ОШИБЛИСЬ, поверив его обещаниям «быть приговором для проводившего антинародную политику Порошенко», сделать всё для скорейшего прекращения войны в Донбассе, ввести «в рамки» олигархов, покончить с коррупцией, безудержным ростом цен, бесконечными повышениями тарифов, обнищанием масс...

Этого не только не произошло, но ЗЕЛЕНСКИЙ ВСКОРЕ ПОСЛЕ ИЗБРАНИЯ СТАЛ ПРОВОДИТЬ В ИНТЕРЕСАХ ЗАПАДА ТУ ЖЕ ПОЛИТКУ, ЧТО И ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИК, ТОЛЬКО БОЛЕЕ НАПОРИСТО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, не считаясь ни с национальными интересами, ни с мнением народа, принимая решения, на которые не отваживался даже однозначно настроенный проамерикански Порошенко. Это особенно проявилось в отношении приватизации стратегически важных предприятий и отраслей, отмены моратория на свободную – в нарушение Конституции – куплю-продажу сельскохозяйственных угодий – достояния, то есть собственности всего украинского народа, навязывания антиконституционных законов о языковой политике, «коренных народах» и других, проведения различных реформ – медицинской, в области образования, местного самоуправления и других.

Проведённые в прошлом году исследования показали, что почти треть его участников считают, что Зеленский как президент хуже своего предшественника, а более 40 процентов – что между ними нет никакой разницы.

СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ ЕЩЁ  БОЛЕЕ ОБОСТРИЛАСЬ. Но Зеленский настолько «вошёл во вкус» президентского статуса, что сейчас его устремления и заботы подчинены – и этого он не скрывает – созданию предпосылок для того, чтобы быть избранным на президентский пост вторично, хотя до выборов остаётся ещё три года. Им усиленно навязывается принятие законов, которые носят предвыборный популистский характер.

Характерны заголовки комментариев по этой проблематике далеко не оппозиционных СМИ. Например, к одному из его законопроектов: «Зеленский против олигархов: война или игра в имитацию», «Борьба или передел собственности», «Кампания по деолигархизации: Может ли поворот Зеленского к популизму спасти его на следующих выборах?»

Многие его законотворческие инициативы не согласуются с Конституцией (о той же деолигархизации, о коренных народах и т.д.), преследуют цель – создать условия для того, чтобы не допустить к выборам возможных соперников.

Зеленский заявляет, что «реальных конкурентов на предстоящих в 2024 году президентских выборах ему нет».

С одной стороны,  этим навязывают такое мнение обществу, избирателям. С другой, уже многое сделано и предпринимается для «зачистки избирательного поля» от нежелательных конкурентов.

СИТУАЦИЯ В РАСКОЛОТОМ УКРАИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ НЕ ПРОСТАЯ. Три десятилетия беспросветной, всё ухудшающейся жизни, подавление властью всякого инакомыслия, то обстоятельство, что прежние многочисленные перемены в составе «правящей элиты» не приводили к позитивным изменениям, избранники не оправдывали доверия, ПАРАЛИЗОВАЛИ ВОЛЮ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ.

К тому же правящим режимом, неонацистскими силами многое делается для углубления раскола, НАСАЖДЕНИЯ ВЗАИМНОЙ НЕНАВИСТИ и особенно негативного отношения к советскому прошлому, ко всему  русскому и российскому.

В этом духе воспитывается, начиная с детских садиков и начальной школы, молодёжь. Террористическая политическая  практика властей создала в обществе ОБСТАНОВКУ СТРАХА. Требуется большое мужество, чтобы выступить против такого режима. К тому же многочисленные исследования социологов показывают, что большинство граждан не видят в стране политических партий и общественных деятелей, которым они готовы без колебаний и сомнений доверить власть.

К РЫЧАГАМ ВЛАСТИ РВУТСЯ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ЛИЦА, которые в том или ином качестве уже правили страной. Результаты их «правления» известны. СТРАНЕ НУЖНЫ НОВЫЕ ПОДХОДЫ, ИНОЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ, А ДЛЯ ЭТОГО – ДРУГИЕ ЛЮДИ. В обществе они есть. Но им нужна «школа» – современные знания, жизненный и профессиональный опыт. При сложившейся же политической практике, засилье олигархов, терроре, бездарной организации кадровой работы «пробиться» в правящую элиту достойным людям очень трудно.

Ситуация осложняется также РАЗОБЩЁННОСТЬЮ РЕАЛЬНО- ОППОЗИЦИОННЫХ, ПОДЛИННО ПАТРИОТИЧЕСКИХ СИЛ, сплочению которых зачастую мешают лидерские амбиции возглавляющих их деятелей. Как и прежде, «где два украинца, там три гетмана».

Анализ сложившейся за почти треть века ситуации приводит к ВЫВОДУ: ТАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ НЕЛЬЗЯ. НО ОБРЕСТИ  ПОДЛИННУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ, ПРЕОДОЛЕТЬ ГЛУБОЧАЙШИЙ СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС И ВЫЙТИ НА ПУТЬ УВЕРЕННОГО ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ К ОБЩЕСТВУ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПОДЛИННОГО НАРОДОВЛАСТИЯ МОЖНО ТОЛЬКО В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ В СТРАНЕ, избавления от того, что основоположники научного социализма называли «избавлением от мерзостей капитализма». Борьба за достижения этой цели,  как это очевидно, будет нелёгкой и длительной.

Сегодня особую актуальность приобретает принятая 11 октября 1969 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций ДЕКЛАРАЦИЯ  СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА И РАЗВИТИЯ, в Преамбуле которой сказано: «Человечество может добиться полного осуществления своих чаяний лишь в условиях справедливого социального порядка». В одной из статей этого важнейшего документа, который, к сожалению, замалчивается, подчёркивается, что справедливым является такой социальный порядок, который «требует «незамедлительной и окончательной ликвидации всех форм неравенства, эксплуатации народов и отдельных лиц, колониализма, расизма, включая нацизм».

В другой статье данное положение конкретизируется: говорится о «праве на труд и необходимости установления таких форм собственности на землю и средства производства, которые исключают любые формы эксплуатации, обеспечивают равные права на собственность для всех и создают условия, ведущие к подлинному равенству среди людей».

МНОГИЕ ВОПРОСЫ, ведущие к утверждению такого общества, ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕШЕНЫ И МОГУТ БЫТЬ РЕШЕНЫ ЕЩЁ В РАМКАХ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СТРОЯ, разумеется, при условии прихода к руководству страной подлинно демократических, патриотичных, настроенных на революционные преобразования сил.

Прежде всего, необходимо всё сделать для ПРЕКРАЩЕНИЯ КРОВОПРОЛИТИЯ НА ВОСТОКЕ СТРАНЫ, обеспечения нормальных условий жизни для миллионов жителей Донбасса, измученных почти восьмилетней войной, восстановления добрососедского сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества с соседями Украины, в первую очередь с Российской Федерацией.

После того, что произошло за последние десятилетия, это непросто. Но надо смотреть вперёд, на перспективу. Наши страны находятся рядом и никуда не денутся. Наши братские славянские народы связаны многовековой общей судьбой, общими победами и проблемами. Как бы трудно ни было, необходимо находить пути их решения. Нагнетая ненависть, давая свободу в средствах массовой информации поджигателям войны, этого не достичь.

УКРАИНА ДОЛЖНА БЫТЬ ВЫВЕДЕНА ИЗ-ПОД ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ, ОТСТОЯТЬ ПОДЛИННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ И ГОСУДАРСТВЕННУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ. Как показывают опросы общественного мнения, такого мнения придерживаются не менее  40 процентов граждан, в том числе в южных областях – около половины, а в Донбассе ещё больше.

Путь к этому – ВОССТАНОВЛЕНИЕ НЕЙТРАЛЬНОГО, ВНЕБЛОКОВОГО СТАТУСА УКРАИНЫ. Это сразу подняло бы авторитет самого крупного государства в центре Европейского континента, создало условия для мирного, в интересах нашего народа, экономического и социального развития. Можно не сомневаться, что такое решение Украины было бы поддержано  Организацией Объединённых Наций и оказало благотворное воздействие на оздоровления опасно обострившейся обстановки в нынешнем неспокойном мире.

Нельзя не видеть того, что односторонняя прозападная ориентация в условиях ожесточённого противостояния «коллективного Запада» и России, грозящего превращением новой Холодной, или «гибридной» войны в «горячую», могущую стать «горячей», даже Третьей мировой, несёт страшную угрозу прежде всего Украине. Наивны упования на то, что «Запад  (ЕС, НАТО) нам поможет». Поможет – вооружениями, советниками, различными учениями, но воевать за Украину не станет. Западных транснациональных монополистов интересуют украинские плодородные земли, дешёвая рабочая сила, послушная колониальная власть. А этого они уже добились. Уменьшится население Украины до 12-15 миллионов человек – что ж, тоже неплохо. Устраивают их и нынешние враждебные отношения между Украиной и Россией, даже если они приведут к «небольшой горячей войне», лишь бы не вовлекли в неё Европу.

В этой ситуации для решительного шага от высшего государственного руководства, конечно же, требуются ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ, глубокое понимание национальных интересов, мудрая, осмотрительная  внутренняя и внешняя политика, в центре которой должны быть человек с его нуждами и заботами, забота о мире и благополучии своей страны.

Принципиально иных подходов требуют многие ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ. Прежде всего, необходимо отрешиться от нанёсшей огромный вред линии на увод государства из сферы экономики. Государство через парламент, правительство, выражая и реализуя волю народа, призвано определять стратегические направления развития экономики, социальной инфраструктуры, гуманитарной сферы, создавать для этого необходимую правовую и финансовую базу.

И в условиях рыночной экономики важно СОХРАНИТЬ, ВОССТАНОВИВ В ПРАВАХ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, избавленное от мелочной опеки и некомпетентного вмешательства в деятельность предприятий и регионов.

Необходимым условием восстановление статуса Украины как развитой европейской державы является её ускоренная РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ – приоритетное, основанное на прогрессивных технологиях развитие современных отраслей промышленности. А это требует постоянного внимания со стороны государства к развитию НАУКИ, которой при нынешнем бюджетном финансировании грозит уничтожение, ОБРАЗОВАНИЯ, избавленного от навязанных в последние годы, не оправдавших себя западных «новаций», ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ.

Должны быть ОТМЕНЕНЫ АНТИКОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ О ЗЕМЛЕ. Сложившаяся обстановка в украинском селе требует решительного пересмотра отношения государства к организации сельскохозяйственного производства, к нуждам сельских тружеников, ветеранов труда, развитию социальной инфраструктуры.

Пора отказаться от бесплодных разговоров о реформировании местного самоуправления, непродуманных реорганизаций, которые только ухудшают обстановку, предметно заняться УРЕГУЛИРОВАНИЕМ СТАТУСА И ПОЛНОМОЧИЙ РЕГИОНОВ.

Не надо бояться ФЕДЕРАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ. УКРАИНА – РАЗНАЯ. В этом кроются огромные возможности сохранения нашей самобытности, дальнейшего прогресса.

При условии учёта специфики, своеобразия регионов и твёрдом проведении единой внешней, оборонной политики, продуманной стратегии и тактике это развяжет инициативу мест, повысит ответственность кадров в регионах, страна получит ускоренное развитие.

С учётом этих факторов должны быть внесены коррективы в бюджетную, финансовую, налоговую, экспортно-импортную политику, другие направления государственной деятельности.

Неотложной задачей является УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В СТРАНЕ, РЕАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН, ИСКОРЕНЕНИЕ КОРРУПЦИИ, РАДИКАЛЬНОЕ УЛУЧШЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УГРОЗЫ ФАШИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. Этого не достичь без укрощения распоясавшихся НЕОНАЦИСТСКИХ СИЛ.

Большую тревогу вызывает ДЕГРАДАЦИЯ УКРАИНСКОГО ПАРЛАМЕНТА – ВЕРХОВНОЙ РАДЫ, в которой тон задают крикливые, нацистски настроенные депутаты. Это превратило высший представительный орган в трибуну для нагнетания в обществе ненависти, разжигания милитаристских страстей, антисоветизма и антикоммунизма, русофобии, навязывания, в нарушение Конституции и международных соглашений, к которым присоединилась наша страна, человеконенавистнической нацистской идеологии.

Такой парламент явно не отражает мнения и позиций огромного большинства народа Украины по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни и должен быть переизбран.

Истёкшие тридцать лет показали также, как важно БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ НАШЕЙ РОДИНЫ, к опыту, накопленному нашими предшественниками в различных сферах жизни общества. Надо, наконец, отрешиться от бездумного «реформаторства», осуществляемого зачастую  только затем, чтобы сделать «не так, как было», или потому, что «в Европе иначе»... Мы много потеряли не только потому, что отказались от собственного уникального опыта, в частности, от отработанной десятилетиями практики планирования и управления, но и из-за непродуманного проведения так называемых «реформ» в образовании, здравоохранении, других сферах жизни страны, бездумного пересмотра оценок ряда периодов нашей  истории, особенно Великой Отечественной войны.

Тридцатилетие провозглашения независимости  должно послужить поводом для всестороннего осмысления пройденного нашим народом непростого пути, извлечения уроков и определения путей спасения и дальнейшего развития страны.

Георгий Крючков,

народный депутат Украины III-IV созывов


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях