Так жить нельзя. "Землю отдали, а с народом не посоветовались"


В Ренийской объединенной территориальной громаде (ОТГ) разгорается международный скандал, тлевший более двадцати лет и связанный с незаконной передачей частицы земли этой громады под строительство молдавского порта Джурджулешты.

Подтолкнули засуха и большие долги

Хочу сразу же успокоить общественное мнение. Глава Ренийской ОТГ Игорь Плехов хочет всего лишь возвратить ситуацию в законное русло и добиться, чтобы соседи платили нам за аренду земли, на которой был построен порт Джурджулешты.

Частично подвигла Плехова на этот шаг сложная ситуация в Украинском Придунавье, связанная с жесточайшими засухами 2019 и 2020 года. Значительную часть населения в южных районах Одесчины составляют  пенсионеры, которым сложно выжить на мизерные пенсии.

Концы с концами им помогали сводить выплаты фермеров за арендованные земельные паи. Однако потери урожая от засухи поставили пенсионеров вместе с фермерами в тяжелое положение.

А главное, после возникновения порта Джурджулешты в очень тяжелом положении оказался Ренийский морской торговый порт, всегда бывший бюджетообразующим предприятием для громады.

Сейчас у него накопились многомиллионные долги по налогам и заработной плате сотрудникам. Невыплаты зарплат в порту вызваны не только острой нехваткой грузовых работ, но и арестом всего имущества порта по требованию Государственной фискальной службы.

Таким образом фискалы надеются взыскать недоимку по уплате налогов. Ренийский порт был рассчитан на перевалку 14,5 миллиона тонн грузов в год. Однако о таких показателях здесь давно уже не мечтают.

В 2020 году суммарный грузооборот Ренийского порта и работающих на его территории портовых частных фирм сократился, по сравнению с предыдущим годом, на 38,4 процента до 786 тысяч тонн.

Мизерным  здесь продолжает оставаться объем перевалки грузов и в нынешнем году. «Соседи успокаивали нас, что порт Джурджулешты будет переваливать лишь 2 миллиона тонн нефтепродуктов, – вспоминают ренийские  докеры. – Хотя и этот объем перевалки нельзя было нам терять.

На деле же в Джурджулештах начали развивать многофункциональное предприятие с сухогрузными и пассажирскими мощностями. И вот уже в Рени перестали поступать зерновые грузы из Молдовы, продукция Рыбницкого металлургического завода…».

Оттянул Джурджулештский порт также и часть транзитных перевозок, проходивших ранее через другие порты Одесской области, установив более низкие, по сравнению с украинскими, тарифы на перевозку грузов. Поддерживая инициативу Игоря Плехова, ренийские докеры  считают, что пора уже привлечь к уголовной ответственности чиновников, решивших вопрос о выделении участка земли в Ренийском районе Молдове под строительство Джурджулештского порта.

О загрузке Ренийского порта забыли

Докеры напоминают, что согласно статье 73 Конституции Украины  вопросы об изменении территории Украины решаются исключительно всеукраинским референдумом.

Посоветоваться же с народом Украины в данном случае забыли. Вместо разбазаривания государственной земли нашим чиновникам  следовало бы активнее поработать над выгодным предложением о передаче Молдове, добивающейся выхода к морю, в долгосрочную аренду причалов первого грузового района Ренийского порта.

Можно было бы использовать и мощности Ренийской нефтебазы для снабжения Молдовы нефтепродуктами водным транспортом. Однако наши чиновники почему-то не дали осуществится планам, способствующим загрузке Ренийского порта.

– Я убежден, – говорит Игорь Плехов, – что украинская частица Дунайского берега была незаконно передана соседнему государству под строительство порта.

И сейчас порт Джурджулешты с правовой точки зрения занимает землю Ренийской громады. На сегодняшний день нет никаких документальных подтверждений того, что местные органы власти своими решениями легализовали передачу этого земельного участка Молдове. Я сейчас усердно работаю с одесскими юристами, чтобы точно определить и закрепить границы нашей громады. В нормативных документах бывшего Ренийского района нигде не записано, что местные власти отказались от участка дунайского берега в пользу соседней республики. Следовательно, та земля, на которой сегодня расположен порт Джурджулешты, должна считаться территорией Ренийской громады.

– Хочу также отметить, – продолжает Игорь Плехов, – что Молдова в конечном итоге отстояла свои интересы в территориальном споре с Украиной относительно обмена участка украинского берега Дуная на отрезок автотрассы у молдавского села Паланка.

Известно, что в 1999 году Молдова взяла на себя обязательство передать Украине вышеупомянутый отрезок дороги, а также часть своей береговой линии Днестра в обмен на право построить порт Джурджулешты на Дунае.

Такое право соседняя республика получила, однако отказалась выполнять свой пункт соглашения в полной мере. Молдавская сторона обосновала свою позицию тем, что законодательство Молдовы не позволяет передавать национальные земли другим государствам.

А жители Паланки на своем настояли

– Этот конфликт между Молдовой и Украиной официально завершился лишь в ноябре 2012 года, – подчеркивает глава Ренийской ОТГ. – Молдова передала тогда  Украине участок автотрассы у села Паланка, но сохранила за собой землю под дорогой.

Теперь данный отрезок дороги считается не более чем собственностью Украины на территории Молдовы. Таким образом, соседнее государство дважды одержало дипломатическую победу над нашей страной: Молдова удержала и территорию порта Джурджулешты, и землю в районе Паланки.

Считаю, что украинской стороне необходимо руководствоваться аналогичной логикой: не признавать передачу Молдове частицы украинского берега Дуная, а считать молдавский порт всего лишь собственностью Молдовы на территории Украины.

Такой принцип вполне позволяет Ренийскому горсовету добиваться, чтобы порт Джурджулешты платил громаде за аренду земли. Раз уж в Украине состоялась децентрализация власти, и громады получили больше полномочий и прав, то почему наша община не может этим воспользоваться?

Хочется отметить, что официальный обмен территориями, который благословили своими подписями под соглашением президент Украины Леонид Кучма и руководитель Молдовы Петру Лучински, затянулся на долгие годы. Причем, жителиПаланки заявляли, что будут блокировать автомагистраль, если власти Молдовы передадут в состав Одесской области землю под трассой.

Похоже, что с ними Петру Лучински тоже не советовался, когда садился за стол переговоров с Леонидом Кучмой. Не удалось разрешить конфликт и секретарю СНБО Украины Раисе Богатыревой.

Она однажды даже была вынуждена заявить, что Украина снова собирается ввести обязательное декларирование суммы в 50 долларов в день для граждан Молдовы, въезжающих к нам, если официальный Кишинев не согласится передать Украине территорию в районе села Паланка.

…Благодаря геополитической «благотворительности» украинских чиновников Молдова получила выход к морю, существенно укрепив свои стратегические позиции в регионе нижнего Дуная.

И произошло это в ущерб экономическим интересам Украины. В общем, царский подарок государственных чиновников, передавших Молдове под строительство порта участок украинского берега Дуная, поставил крест на развитии Ренийского морского торгового порта.

И не случайно ренийские докеры считают: для выхода Укринского Придунавья и всей страны из кризиса необходимо ликвидировать «бизнес» на государственных ресурсах, и усилить контроль за «слугами» со стороны народа.

Владимир Крещук,

Одесская область


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях