Гримасы капитализма. Технология банкротства


Весна в Харькове началась протестом рабочих государственного завода «Электротяжмаш». Этот флагман советской промышленности был построен в 1946 году на месте довоенного харьковского ГАРЗа — Государственного авторемонтного завода. Специализируется он на разработке и выпуске турбогенераторов, гидрогенераторов, комплектного оборудования для городского и железнодорожного электротранспорта. Генераторы, произведённые заводом, установлены на гидроэлектростанциях Украины, России, Белоруссии, Литвы, Польши, Грузии, Греции, Норвегии.

— Три месяца мы трудимся практически без зарплат: на копейки, выплаченные нам за это время, нормальный человек прожить не может. У нас возникли долги перед банками и коммунальными службами. Нет денег на лечение, нет денег на одежду, нет денег на еду! — говорили люди, перекрывшие одну из главных харьковских магистралей — Московский проспект. Общественный транспорт, нагромождаясь, остановился, и, по словам очевидцев, «возникла нереальная пробка».

Бандеровский путч 2014 года ускорил разрушение украинской промышленности. Харьковский государственный завод «Электротяжмаш» опасался, что «они» «придут» и за ним. В феврале 2015 года на нём создали «мобилизационный штаб». Последний должен был «своевременно и организованно» вручать своим военнообязанным работникам повестки на бойню в соседнем Донбассе. На заводе тогда работали шесть тысяч человек.

В конце 2019 года государственный завод «Электротяжмаш» включили в список предприятий, подлежащих приватизации. Генеральный директор Д. В. Костюк сразу же был смещён с должности. Его место занял В.М. Бусько — представитель горно-металлургической компании «Метинвест» олигарха Рината Ахметова.

В первой половине 2020 года в высшее руководство завода были переведены топ-менеджеры с других предприятий «Метинвеста». После этого у завода начались проблемы: с 1 ию-ля 2020 года предприятие было остановлено из-за невозможности заплатить за водоотведение харьковскому «Водоканалу». Уже тогда завод хотели продать, открыв данным гешефтом «большую приватизацию» президента Зеленского.

Но председатель Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко неожиданно отказался от этого шага, заявив, что приватизация «Электротяжмаша» потребует много времени. Видимо, будущему собственнику покупать советский промышленный гигант было слишком дорого, и завод решили ещё больше обанкротить. Сейчас у предприятия огромные долги не только перед рабочими, но и поставщиками, кредиторами, ЖКХ. Суммарная задолженность «Электротяжмаша» составляет порядка 1 млрд гривен (37 млн долл.).

Теперь загнанное в долги предприятие можно продать по символической цене, реализовать в интересах тех же людей, которые его банкротили, присваивая выкачанные деньги. Если завод покажется собственнику коммерчески перспективным, тот реструктуризирует его долги и возобновит производство. Если частник таких перспектив не увидит, то продаст завод на металлолом. Подобными схемами сегодня опутаны сотни госпредприятий Украины, фигурирующих в программе приватизации. На их защиту поднимаются только рабочие, хотя уничтожение промышленности — страшная угроза всему обществу.

Представители харьковского «Электротяжмаша» после окончания протеста отправились на работу. Но перед этим выдвинули ультиматум: если им не выдадут зарплату, на следующий же день они вновь перекроют городскую магистраль.

Анна Полтавченко


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях