- КПУ - http://www.kpu.ua -

Гримасы децентрализации. Выборы провели, а систему не запустили…

Опубликовано 26.01.2021

Во время территориальной реформы на Николаевщине вместо 19 старых организовано четыре новых района: Николаевский, Баштанский, Первомайский и Вознесенский. После проведения осенних выборов в них появились новые руководители райсоветов.

Как  создать  новые  рабочие  места  для  селян?

Часть полномочий старых районов передали в объединенные территориальные громады (ОТГ). В то же время районные власти продолжают «курировать» соблюдение законности, соцзащиты, на них «замыкаются» правоохранительные органы, ГСЧС, военкоматы, они обеспечивают выполнение государственных и региональных программ, подготовку и выполнение областного и районных бюджетов. 

Сейчас в области идет реорганизация старых райсоветов и райгосадминистраций. И этот процесс может занять несколько месяцев. Одним из важных моментов децентрализации является передача объектов совместной собственности территориальных громад районов в коммунальную собственность ОТГ.

Начиная с 1 января 2021, каждая община должна иметь полноценный финансовый орган в статусе юридического лица. 

По информации Госказначейства, по состоянию на 18 января 2021, из всех 1597 местных бюджетов финансовые органы действуют в 1491. В 90 ОТГ финансовые органы отсутствуют или находятся в стадии формирования и юридической регистрации. 

В Николаевской области их сумели сформировать полностью. Однако не все руководители сельских, поселковых, городских советов новых территориальных общин смогли здесь оперативно организовать перезаключение договорных отношений на поставку природного газа и его распределение с начала нового года. 

А из-за этого на некоторое время было ограничено газоснабжение 101 социального объекта, среди которых большинство составляли общеобразовательные школы и дошкольные учебные заведения.

Сейчас, как утверждает эксперт по вопросам децентрализации, депутат Николаевского областного совета Валентин Бойко, руководителям местного самоуправления приходится решать много проблем, связанных с имущественными и финансовыми вопросами из-за несогласованности законодательных норм. 

Например, рядом объектов Вознесенской ОТГ интенсивно пользуются представители Бугской громады. А это и бассейн Вознесенска, его музыкальная школа, Дом культуры, дороги. «Ранее руководство Вознесенска ставило вопрос о софинансировании некоторых образовательных услуг, но Бугская ОТГ обратилась в суд и выиграла его, пользуясь верховенством статей второго раздела Конституции Украины, – говорит Бойко.

 – Но, есть очень хороший закон о межмуниципальном сотрудничестве, согласно которому ОТГ договариваются, как им на выгодных для всех условиях управлять тем или иным имуществом, совместно ремонтировать дороги, школы, детские сады, клубы, утилизировать твердые бытовые отходы».

Многие громады сейчас озабочены созданием новых рабочих мест для селян. Решить эту проблему сложно. Большинству селян помогают выживать личные подсобные хозяйства. Но вот содержать, например, коров, селянам год от года приходится все труднее. 

Так, жители бывшего Березнеговатского района отмечают, что теперь им стало трудно держать коров из-за того, что главное управления Госгеокадастра в Николаевской области поспособствовало разрушению в регионе общественных пастбищ и сенокосов, территории которых были розданы в частное пользование ловкачам. 

Так, были нарушены планы бывших членов колхоза имени Калинина, которые решили при распаевании хозяйства отдать около 900 гектаров под пастбища и сенокосы.

 Нет  дешевых  и  высококачественных  продуктов

На Березнеговатщине только председателю колхоза «Прометей», действующему в селе Кавказ, Николаю Скорому удалось сохранить хорошие условия для выпаса колхозного скота и личных буренок селян. 

Причем, колхозные пастбища оборудованы автопоилками, животные здесь обеспеченны солью. За содержание на них коров частники платят колхозу по 30 гривен в год. Членам колхоза желающим торговать молочной продукцией в Николаеве, хозяйство бесплатно предоставляет транспорт.

– Нынешняя ситуация с молочным скотоводством и пастбищами является катастрофической, – говорит Николай Викторович. – К сожалению, Госгеокадастр из органа, который должен заниматься защитой государственных земель, превратился в «компанию» по торговле землей. 

А чтобы избежать ответственности, они рассчитываются землицей с правоохранительными органами. Вот и имеем удивительную «слепоту» и «глухоту» областной прокуратуры, которая никак не реагирует на эти безобразия. В итоге людям негде выпасть собственную корову. Конечно, пастбища можно отдавать под нужды ОТГ, но категорию земли при этом менять нельзя.

Александр Михайлов, возглавлявший в советские времена в Витовском районе совхоз «Спутник», являвшийся гордостью Николаевщины, считает, что серьезный удар по развитию ОТГ был нанесен Законом о введении рынка земли сельскохозяйственного назначения с 1 июля 2021 года, который Верховная рада в марте прошлого года приняла без обсуждения этого вопроса на всеукраинском референдуме. 

И Александру Ивановичу была непонятна спешка, в результате которой референдум этот было решено провести уже после принятия закона, хотя ранее президент Зеленский обещал при принятии важных решений узнавать по поводу их мнение народа.

– Ситуация же с отменой моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения вообще оказывается анекдотической, – отмечает Михайлов. – Согласно опросам, большинство украинцев выступали против его отмены, так как опасались, что скороспелое введение рынка земли, грозит разорением фермеров, сокращением рабочих мест в сельской местности, дальнейшим разорением сел и ростом цен на продукты питания. 

За последнее время в магазинах и без того резко выросли цены на гречку, пшено, картофель, овощи, фрукты, на молочные и мясные продукты. Однако в проектах законов, выносящихся на обсуждение Верховной Раде, мы почему-то не видим заботы о том, чтобы население обеспечивалось недорогими и высококачественными продуктами.

Совхоз «Спутник» обрабатывал 5450 гектаров пахотных земель. И, по мнению Михайлова, объем фермерского хозяйства в 2-2,5 тысячи гектаров позволяет среднему фермеру, с одной стороны, сосредоточиться на проблемах какой-то конкретной общины, а с другой – обходиться минимальным числом специалистов и руководителей подразделений.

Советы  практиков  оказались  лишними

– Получается, что до 2024 года землю смогут покупать только физические лица. Площадь приобретаемых одним покупателем участков при этом не должна будет превышать 100 гектаров, – подчеркивает Александр Иванович.

 – Но с 2024 года сельскохозяйственные угодья в Украине смогут покупать и юридические лица. Лимит площади участков, приобретаемых одним покупателем, будет при этом повышен до 10 000 гектаров. 

Поскольку даже у средних фермеров, не говоря уже о малых, нет возможности приобретать десять тысяч гектаров земли, то считаю, что данный лимит определен в интересах крупных агрохолдингов, которые стремятся отхватить для себя как можно больше отечественных сельхозугодий.

– К сожалению, в законе о рынке земли не выставлены четкие преграды для приобретения сельхозугодий иностранцам, – говорит Александр Иванович. – Правда, формально такое право они могут получить лишь после проведения всенародного референдума. 

Однако иностранцы могут покупать долги фермеров, приобретая, таким образом, их землю. К тому же, если иностранец владеет сегодня в стопроцентном объеме корпоративными правами украинских предприятий, то это значит, что он может распоряжаться принадлежащими им земельными участками. 

В общем, принятый под нажимом Запада закон об отмене моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения может обернуться миной замедленного действия для ОТГ.

В середине прошлого года мэры Николаева и Вознесенска присоединились к подписанию совместного заявления более трехсот глав городов, поселков и сел, местных депутатов, экспертов по вопросам децентрализации о необходимости обнародования конечного дизайна децентрализации до момента реорганизации районов. 

Лидеры местного самоуправления просили народных депутатов отклонить проект постановления, предложенный Кабинетом Министров Украины, «О создании и ликвидации районов», а также проект постановления № 3582 «О назначении очередных выборов депутатов областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых, городских голов, старост сел, поселков в 2020 году» и отправить их на доработку.

Авторы заявления предостерегали, что с принятием постановления об укрупнении районов может произойти централизация власти, а процесс децентрализации не будет доведен до логического завершения. Их предостережение было связано с появлением в мега больших районах председателей райгосадминистраций, которых будет утверждать Президент Украины.

«Любое ответственное решение должно основываться на системности и последовательности, а решение о районах должно базироваться на понимании того, какую систему мы строим, – подчеркивали авторы заявления.

 – Сначала должны быть обнародованы и зафиксированы все проблемные вопросы, а именно полномочия районных государственных администраций, судьба районных советов, бюджетные отношения, дальнейшее распоряжение общим коммунальным имуществом территориальных общин и государственным имуществом, которое у них на балансе и т. д., а только потом должны принимать технические решения для выполнения концепции».

Однако столичные политики продолжили свой «поспешный курс». И они ухитряются прокладывать его без референдумов, не обращая внимания на рекомендации большой группы практиков системы местного управления.

Владимир Крещук

Николаевская область


Материал размещен на КПУ: http://www.kpu.ua

Link: http://www.kpu.ua/ru/98109/grymasy_detsentralyzatsyy_vybory_provely_a_systemu_ne_zapustyly

© КПУ
При перепечатке информации ссылка на www.kpu.ua обязательна