- КПУ - http://www.kpu.ua -

Звездные рейсы Николая Лунина

Опубликовано 25.01.2021

Исполнилось восемьдесят лет рождению в локомотивном депо Новосибирск Лунинского движения – составной части стахановского движения на железнодорожном транспорте.

Зачинателем его стал, казалось бы, ничем особо не выделявшийся  среди ровесников. Разве что отличало его стремление постоянно пополнять багаж знаний, перенимать опыт старших товарищей. После окончания курсов машинистов получил право на самостоятельное вождение  локомотивов. Ему было тогда 19 лет, одному из самых молодых паровозных машинистов  в их депо.  

Возвратившись  с очередной поездки, глаз Лунина, теперь уже старшего машиниста, уловил знакомую картину: колонна паровозов с потушенными огнями на деповских путях стала еще длинней. Все они  ждали своей очереди на ремонт.  Вдобавок ко всему дежурный по депо сообщил, что его очередной рейс отменяется, а, значит, предстоит и ему надолго занять свое место в хвосте колоны.

Вскоре в канаву спустились все члены бригады Лунинскогопаровоза. Вместе со слесарями-ремонтниками они занялись привычным делом. Николай всю дорогу любил повторять свою любимую поговорку: «У паровоза, все должно, как и в человека,  работать безотказно».

Наутро в утреннем рапорте начальник депо с удивлением увидел среди готовых к рейсу Лунинский паровоз. «Его бригадакрепко подсобила», - пояснил мастер ремонтного цеха.   

Скоро Николай Лунин выдвинул новую инициативу – овладетькаждому члену паровозной бригады ремонтными специальностями. В результате сократились затраты, увеличился среднесуточный пробег локомотивов. И этот почин нашел широкую поддержку на сети железных дорог страны. Только на Томской железной дороге  смежными профессиями слесарей-ремонтников овладели 98% машинистов, 94% - помощников машиниста, 63% - поездных кочегаров.

«Работать по-лунински!». Это движение на стальных магистралях страны приобрело огромное значение в условиях начавшейся Великой Отечественной войны. Кто не забыл карту Советского Союза, тот помнит, что в самом центре Транссибирской магистрали расположен Новосибирск. Через этот огромный транспортный узел шли беспрерывным потоком на запад воинские эшелоны с живой силой и техникой, а на восток перемещались эвакуированные промышленные предприятия и огромные материальные ценности с людьми. Лунин выступил одним из инициаторов вождения тяжеловесных поездов. В этой суровой и напряженной ситуации выручало владение в совершенстве смежными специальностями каждым членом паровозной бригады, сокращение до минимума простоев локомотивов для проведения ремонтных работ. 

Лунин Александрович ЛУНИН у именного паровоза  ФД21-3000

Не лишне будет вспомнить, что еще накануне войны коллектив Луганского паровозостроительного завода вручил Николаю Александровичу, как одному из машинистов-новаторов на сети железных дорог, именной паровоз ФД 21-3000. Локомотив этого класса считался одним из лучших в Европе. Старший машинист вместе со всей бригадой ставили все новые и новые рекорды.

…Студеным и морозным  выдался ноябрь 1941 года под Москвой. Дивизии вермахта еще пытаются штурмом взять столицу, не осознавая, что  сил  для последнего броска у них уже нет. Еще советские войска заканчивают последние приготовления к сокрушительному контрнаступлению, когда Николай Лунин получил важнейшее правительственное задание: доставить из Сибири в страдающую от жестоких холодов Москву 5000 тонн угля. Иного пути нет: Донбасс, Ростовская область и Подмосковный угольный бассейн под немцем. 

5000 тонн – это четыре весовых нормы. Пришлось вместе с машинистом Орловым сцепить два паровоза и двинуться, как говорят железнодорожники, двойной тягой. Остались позадинеобозримые просторы Сибири, Уральский хребет. Умело использовали рельеф пути, пологие спуски и подъемы. Параван – небольшая стеклянная перегородка у окна – символичная защита от пронизительного  встречного ветра и секущегого лицо снега. Радовало, что их угольному маршруту старались по пути следования давать «зеленую улицу». Мелькали небольшие станции и полустанки,  успевай только следить за предупредительными сигналами. На крупных станциях - краткие остановки для пополнения запасов топлива и  воды.  

Вот она, родимая Москва. Горячие объятия, поздравления с благополучным прибытием.  Вскоре в печати было обнародованоПостановление Комитета о присуждении Сталинских премий за 1942 год. Среди лауреатов Сталинских премий значился  Лунин Николай Александрович, машинист паровозного депо Новосибирск. Этого высокого звания, как отмечалось в Постановлении, удостоен за коренное совершенствование метода эксплуатации паровоза, обеспечивающего значительное увеличение суточного пробега и срока службы локомотива. 

В феврале 1943 году Лунин выпало осуществить не менее ответственную задачу – доставить угольный эшелон в освобожденный, но лежавший в руинах Сталинград.  Приобрел  1250 тонн отборного антрацита за денежное вознаграждение, полагавшееся ему как лауреату Сталинской премии. Оставшуюся часть премии перечислил  одному из детских домов, в котором воспитывались дети-сироты.

Всего за годы  войны локомотивная бригада старшего машиниста Н. А. Лунина перевезла 585 тысяч оборонных и народнохозяйственных грузов, сэкономила 584 тысячи тонн угля, сберегла на ремонте паровоза 75 тысяч рублей. Его локомотив приказом Народного комиссара путей сообщения СССР  был признан  «Лучшим паровозом Советского Союза». Используя Лунинский метод, тысячи локомотивных бригад  водили тяжелые и сверхтяжелые поезда. Естественно, там, где это позволяло состояние путевого хозяйства. 

Родина слышала, Родина знала… Потому и увенчала заслуги Николая  Лунина своей высшей наградой – званием Героем Социалистического Труда. Это случилось 5 ноября 1943 года. Среди новых кавалеров Золотой Звезды страна увидела фамилию еще одного прославленного новатора - Петра Федоровича Кривоноса, зачинателя в 30-е годы движения пятисотников – внедрения режима форсированного использования паровозов, что давало возможность увеличить межремонтный пробег локомотивов  до 500 километров. Еще до войны Кривонос  возглавил Северо-Донецкую, затем Томскую железные дороги. С 1953 года стал начальником Юго-Западной дороги.

По заслугам и делам мир признал как данность, что СССР – великая железнодорожная держава. И рождал советский строй под стать ему великих людей. Стоит вспомнить следующий эпизод из жизни нашего героя. Как то ему довелось побывать в составе одной из делегаций в Англии. Британские коллеги как бы засомневались в опыте Лунина вождения тяжеловесных поездов. Им захотелось это увидеть на практике. Николай Александрович, улыбнувшись, сказал: «Можно и показать». Сел за правое крыло паровоза – рабочее место машиниста, попросил прицепить к составу еще один, такой же по весу поезд». Рейс прошел без малейших осложнений. На следующий день все английские газеты запестрели заглавиями под сообщением: «Машинист Лунин провел в Британии первый супертяжеловес». Затем оно разошлось по многим периодическимизданиям Западной Европы. 

Август 1945 года. Еще громыхают на Дальнем Востоке последние залпы советско-японской войны, когда приказом Наркома путей сообщения Н. А. Лунина назначили начальником Смородинского отделения паровозного хозяйства Южной железной дороги.



 В блеске наград и на вершине славы 

Это был тот же фронт, только без выстрелов и без бомбежек. И коллектив  паровозного депо Смородино был на переднем крае  сражения за преодоление разрухи, за перевод экономики на мирные рельсы. Непрерывным потоком шли на запад эшелоны   с  техникой, строительными материалами, станками и прочим оборудованием для восстанавливаемых заводов и фабрик. Вся страна помогала вдохнуть жизнь в промышленность и сельское хозяйств, создание новых отраслей народного хозяйства Украины, Белоруссии, Молдавии.

Заслуживает внимание следующая цифра: ежесуточно  через «плечо» Смородино – Ворожба, которое обслуживали Лунинскиепаровозники, следовали в обоих направлениях по 20 – 25 пар только грузовых поездов. С грустью приходится нынче отмечать, что если и проскользнет хотя бы в сутки  один товарный поезд с десятком – другим вагонов, так это будет хорошо. Справедливо считается, если полноценно действуют все «кровеносные артерии»железнодорожного транспорта, значит, страна развивается, растет, стремится к новым достижениям, к расцвету, а не к упадку и деградации, как в нынешней Украине.

Однако вернемся к Николаю Лунину, которого мы «оставили» в начале 1946 года, когда он с честью выдержал свой первый экзамен как руководитель высокого ранга. Вскоре коллектив паровозного депо Смородино назвал его своим кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. Избиратели Сумской области единодушно поддержали это предложение, доверив Н. А. Лунину представлять их интересы в высшем законодательном органе страны.

Росли масштабы и сложности хозяйственного строительства, требовавшие хорошо подготовленных руководящих кадров. Лунин поступил в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. Посчитал своим долгом пополнить свой багаж современными знаниями. Хотя к этому времени у него самого считали своим долгом учиться многие, он стал двух учебных пособий для студентов железнодорожных вузов и техникумов.

Передо мной на столе один из номеров харьковской газеты «Южная магистраль». А в нем фотоснимок Лунина с указкой у карты-схемы. Николай Александрович защищает свой дипломный проект.  За столом члены экзаменационной комиссии, в том числе с генеральскими звездами. Судя по выражениям их лиц, они вполне удовлетворены его исчерпывающими ответами на все вопросы. В 1950 году Лунин  окончил ХИИТ, получив диплом с отличием. Втом же году и Петр Федорович Кривонос окончил Московский институт электромеханический институт железнодорожного транспорта. 

Наша семья жила по соседству с небольшим кирпичнымдомом на четыре комнаты, в котором обитали Лунины. Двор былобщий, никакой охраны. Мы играли с детьми НиколаяАлександровича, Вадимом и Эллочкой, в наши незамысловатыедетские игры. Жили Лунины скромно, ничем особо не выделялись. Персонального автотранспорта не требовалось, рабочее местоначальника депо находилось в нескольких десятках метров от паровозного депо. Разве что  для поездок по депутатским делампользовался крытым «виллисом», который ему выделяли для этихцелей. Дома его мы почти не видели, с раннего утра пропадал на работе.

Мемориальная доска на фасаде локомотивного депо Смородино, посвященная Н. А. ЛУНИНУ 

Буквально недавно в интернете наткнулся на откровениянедавно назначеного Кабинетом Министров Украины генерального директора (председателя правления) «Укрзалізниці» Владимира Жмака. Высокопоставленный чиновник пожаловался на свою невысокую зарплату в…625 тысяч гривен в месяц. В предыдущемруководящем кресле, в «Киевстаре», дескать, имел значительнобольше.  Как свидетельствует  его декларация о  доходах, имеют на двоих с женой шесть квартир, но не скрывают свого желания иметь больше.

Но если копнуть глубже, то после после гибели ГеоргияКирпы,  профессионала высокой пробы, на этом посту за 16 лет побывало аж 17 гендиректоров. Кого только мы не видели в сущем«проходном дворе» – юристов, экономистов, менеджеров, аграриев, учителей физкультуры и даже польського рок-музыканта. Одниедва успевали отметиться в своих заоблачных кабинетах, другим удавалось задержаться на год-два.  Но все они вместе и каждый в отдельности вели разговоры о реформировании, акционировании, приватизации, современном менеджменте (иными словами о «технологиях» большого хапка). Простите, господа, какой может менеджмент, когда благодаря вашим «заботам» у  более 90% локомотивного парка истек срок эксплуатации? Когда не менее катастрофическая ситуация сложилась с парком пассажирских и грузовых вагонов? Когда подавляющее большинство пригородных электричек ездят, можно сказать, на честном слове?      

Выше я уже писал,  как скромно жил прославленный новатор,Герой Социалистического Труда Лунин. Как он в суровое для страны время приобрел за свои средства  эшелон угля и доставил его в Сталинград. Так считали поступать своим долгом многие лауреаты Сталинских премий. Петр Федорович Кривонос во время традиционных объездов дороги здоровался за руку с уважаемымимашинистами. В пути нередко останавливался, подолгу беседовал с дорожными мастерами и даже с путевыми обходчиками. За открытость, доброту и душевную щедрость ценили его люди, потому и возглавлял он Юго-Западную дорогу в течение почти трех десятилетий, превратил ее в образцовую магистраль – в Главный Ход страны. 

После института Лунину предстояла еще одна учеба, теперь уже на Высших инженерных курсах Министерства путей сообщения. И новое назначение – заместителем начальника Московско-Рязанской железной дороги. Еще через несколько  лет  Николая Лунина перебрасывают на западное направление, где онвозглавил Московско-Рижское отделение дороги. Его огромный потенциал и практический опыт позволяли рассчитывать на большое будущее. Но коварная болезнь подкралась внезапно, отбирала последние силы. Ушел Николай Александрович из жизни 3 октября 1968 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве.

Памятник-паровоз ФД 21-3000 легендарному новатору вгороде Новосибирске 

Лунин, Кривонос, тысячи их последователей до последних своих дней и минут  жили интересами великой державы, мыслями о том,  что «забота у нас простая, забота такая, жила бы страна родная и нету иных забот». А эти Жмаки, Марчеки, Бальчуки,Юрики, Афтаназивы, Бланки, декоммунизаторы всех мастей, ониживут или существуют, под ногами не чувствуя страны. Это они  и им подобные опустили железные дороги Украины на такоеглубокое дно, из которого они вряд ли могут когда-либо выбраться.

Зато с нами, со всеми теми, кто родом из Советского Союза,остались память и надежда. В городе Тростянце Сумской области одна из лучших улиц города носит имя Н. А. Лунина. На  фасаде локомотивного депо Смородино мемориальная доска напоминает, что  одним из послевоенных начальников депо был Герой страны. Долгие годы по магистралях, обслуживаемых коллективом депо, курсировал именной тепловоз «Николай Лунин». Но, кажется, всех превзошли в Новосибирске, где мэром является первый секретарь обкома КПРФ Анатолий Локоть. Улицы и площади носят  имяЛунина. Воздвигнут величественный мемориал, паровоз ФД,«Лучший паровоз Советского Союза», на котором Лунин ставил свои рекорды, обгоняя пространство и время. Регулярно курсирует пригородный поезд «Николай Лунин». Местный железнодорожныйколледж носит имя прославленного стахановца стальных магистралей.                                                                        

 

Владимир СИРЯЧЕНКО,  публицист

Киев – Новосибирск – Харьков – Смородино – Москва


Материал размещен на КПУ: http://www.kpu.ua

Link: http://www.kpu.ua/ru/98103/zvezdnye_rejsy_nykolaja_lunyna

© КПУ
При перепечатке информации ссылка на www.kpu.ua обязательна