Гримасы капитализма. Махинаторам не по нраву рекорды…


Как это не покажется странным читателю, но замечательный рекорд по перевалке грузов, установленный докерами государственного морского торгового порта Южный по итогам прошлого года, может обернуться для них весьма печальными последствиями.

Эффективность порта не волнует кабминовцев

18,8 миллиона  тонн грузов перевалил порт Южный в 2020 году. Это максимальный показатель за всю историю предприятия. Было обработано 330 судов, включая 154 судна типа Capesize, имеющих грузоподъемность свыше 150000 тонн.

И докеры считают, что именно рекордный темп работ, взятый коллективом с начала 2020 года, способствовал тому, что еще 19 августа прошлого года Кабинет министров уволил и.о. директора порта Южный Александра Олейника.

В этом утверждении нет ничего парадоксального. В 2018 году южненцы уже резко выступали против начинавшейся тогда подготовки кабминовскими чиновниками технико-экономического обоснования сдачи порта Южный в концессию.

И, похоже, что отбиться от этой инициативы докерам не удалось, так как в декабре прошлого года министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил: «В ближайшие четыре года мы хотим передать в концессию или в частную собственность все порты Украины».

В странах, не охваченных коррупцией, обычно стараются передать в концессию или продать только те предприятия, деятельность которых становится обременительной для государственного бюджета.

Наши чиновники тоже не лыком шиты. И, верша судьбы знаковых для экономики Украины коллективов, вначале пытаются их обанкротить. Получается, что резкое повышение эффективности порта Южный явно не входит в планы кабминовских чиновников, раз они ставят перед собой задачу сдать в концессию или продать ВСЕ порты Украины.

А самое интересное в создавшейся ситуации состоит в том, что в 2019 году Владислав Криклий три месяца потратил на то, чтобы уговорить директора Мариупольского морского порта Александра Олейника возглавить порт Южный. При этом министр ставил перед Александром Александровичем задачу сделать деятельность нового для него предприятия максимально прозрачной и эффективной.

Услышав эту подробность от Олейника, я невольно сделал предположение о том, что, возможно, новоявленный министр в начале своей карьеры руководствовался патриотической идеей добросовестного служения государству.

А потом, под воздействием «схемных» настроений, понял, что своя-то рубашка гораздо ближе к телу, чем эффективность работы какого-либо государственного порта.

В Мариупольский порт Олейник пришел в 1992 году, получив специальность инженера промышленного транспорта в Приазовском государственном техническом университете.

Здесь взрослел, набирался опыта, рос профессионально. Заочно окончил факультет экономики предприятия в Одесском национальном морском университете. За 21 год Александр Олейник прошел путь от стивидора до первого руководителя предприятия.

Причем, у руля стал в 2013-м, накануне развязавшейся на Донбассе войны. Она значительно осложнила работу порта. Но и в этих трудных условиях Олейник нашел возможности, чтобы возвести на первом районе мощный зерновой комплекс, а на третьем – технологичный терминал по перегрузке листового металла и запустить одну из крупнейших в регионе промышленную гелиосистему.

Нельзя разрушать надежные, трудовые обереги

В 2019 году порт Мариуполь вошел в ТОП-3 рейтинга финансовой устойчивости государственных предприятий Украины. В конкурсе тогда участвовали 50 самых крупных компаний Украины.

А еще порт Мариуполь стал победителем конкурса на лучший коллективный договор среди государственных морских портов и негосударственных стивидорных компаний.

Причем, жюри конкурса оценивало не только содержание и выполнение колдоговора, но и то, что здесь удалось сохранить трехтысячный трудовой коллектив. Для портовиков предприятие стало надежным оберегом. С ним они связывают свои надежды на лучшую жизнь.

В Южном Александр Александрович поставил перед собой такую же главную цель, как и в Мариуполе: обеспечивать постоянную диверсификацию грузов, альтернативную загрузку причалов, не допускать никаких сокращений коллектива, обеспечивать рост заработной платы в соответствии с показателями предприятия. В Южном было 2700 портовиков.

Их средняя зарплата составляла более 23 000 гривен, у докеров-механизаторов – 36 600 гривен. Перед техническими службами была поставлена задача максимально загрузить сотрудников, чтобы каждый понимал, что он работает на предприятии, которое его всегда социально защитит. А экономический эффект может достигаться только тогда, когда предприятие развивается.

В июле прошлого года президент Зеленский во время рабочей поездки на Одесчину довольно кивал головой, когда Александр Олейник рассказывал ему, что порт Южный перевалил в первом полугодии 2020 года 10,6 миллиона тонн грузов, что на 61 процент превысило аналогичный период 2019 года.

За первое полугодие 2020-го были установлены три исторических максимума – наибольший объем месячной и квартальной грузопереработки в истории порта и рекорд обработки полувагонов.

Порадовало президента и то, что с января по май налоговые выплаты в бюджеты всех уровней составили 534 миллионов 198 тысяч гривен, это на 281,5 миллиона гривен больше, чем за аналогичный период прошлого года. Часть прибыли была инвестирована в развитие предприятия и наращивание производства. С начала года здесь запустили проекты модернизации мощностей перегрузочных комплексов импортных и экспортных грузов, комплекса вагоноопрокидывателя.

28 августа Южный, досрочно выполнив годовой план, переработал 13,5 миллиона тонн грузов, что на 44 процента превысило показатели за аналогичный период 2019 года.

Отличными были и финансовые результаты: продолжали расти отчисления в государственный и местные бюджеты. А средняя заработная плата на предприятии составила 31 500 гривен, а у докеров-механизаторов – более 50 000 гривен!

Но, за несколько дней до августовского рекорда, Министерство инфраструктуры издает приказ об увольнении Александра Олейника.

«Мы сами способны зарабатывать деньги на буксирах»

И это решение представители Ассоциации портов Украины «Укрпорт», объединяющей 56 предприятий, насчитывающих более 65 тысяч человек, назвали антигосударственным.

Представители «Укрпорта» потребовали от президента Зеленского, премьер-министра Шмыгаля, а также министра инфраструктуры Криклия вернуть Александра Олейника на должность руководителя государственного предприятия «Морской торговый порт «Южный».

Федерация работодателей транспорта Украины назвала увольнение Олейника необоснованным и призвала правительство принять все необходимые меры для того, чтобы работа ГП «МТП Южный» оставалась максимально эффективной и прозрачной.

Председатель профкома порта Южный Сергей Маслов направил премьер-министру, спикеру Верховной Рады и министру инфраструктуры требование коллектива о продолжении работы Александра Олейника в должности и.о. директора порта Южный.

К сожалению, от президента не последовало реакции на увольнение Александра Олейника. Правда, в Кабмине некоторое «шевеление» произошло. После того, как работники Южного, Одесского, Николаевского, Мариупольского, Черноморского портов, Администрации морских портов Украины, анонсировали бессрочный забастовочный пикет возле Кабмина против увольнения Олейника, Владислав Криклий заявил, что Олейнику предложено место заместителя министра инфраструктуры.

Эта весть помогла предотвратить бессрочный забастовочный пикет. Но, Александр Александрович подчеркивает, что для него это запоздалое предложение выглядит очень странным: «Вначале увольняют без объяснений, а потом спрашивают: замминистра пойдешь? Нет, не пойду, конечно… Мне, как человеку, который своими делами доказал, что держит слово, в принципе непонятна ситуация и само решение об увольнении».

Хотя докерам порта Южный все очень даже понятно. До вступления в силу в 2013 году закона «О морских портах Украины» буксирные работы в портах осуществлялись только государственным флотом.

Одна из норм этого закона, пролоббированная нахрапистыми бизнесменами, позволила появиться на этом рынке частным операторам. Однако столичным махинаторам не удавалось «уговорить» Олейника сдавать им в аренду буксиры Южного, отнимая при этом у портовиков возможность самим зарабатывать деньги на этом прибыльном виде работ.

А еще Александр Александрович заявляет, что стратегически важные для Украины порты Южный и Мариуполь должны оставаться в государственном управлении. И вряд ли кто сможет его в этом переубедить. В нормальной стране вопрос о продаже или передаче в концессию прибыльного и, в особенности, стратегически важного для государства предприятия, никто не рискнул бы даже озвучить.

Владимир Крещук


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях