Гримасы капитализма.Нужна ли команде ZE «зеленая зона»?


Этот вопрос сейчас больше всего волнует работников Херсонского аэропорта, коллектив которого, как и всю страну, крепко лихорадит из-за коронавирусной эпидемии. Часть людей здесь отправили в отпуск за свой счет, с выплатой двух третей зарплаты за счет государственной службы занятости; часть перевели на сокращенный рабочий день и «минималку». 

Вирус  отягощает  бремя  безработицы 

И, естественно, что эта ситуация подогревает слухи о том, что «слуги народа», потеряв уверенность в массовой победе на местных выборах, могут искусственно завысить цифры по заболеванию в некоторых регионах коронавирусом, чтобы, объявив их «красной зоной», перенести там избирательное испытание на более поздний срок. Продлив, тем самым, для экономики Украины тяжелое бремя карантинной бездеятельности.

– Несмотря на неприятные сокращения, произошедшие в коллективе, – говорит директор коммунального предприятия «Херсонские авиалинии» Виталий Кучерук, – даже ту же «минималку» нечем выдавать. Долг по зарплате за июль составляет 350 000 гривен, за август – 1,1 миллиона. Сейчас восемнадцать работников – водителей, контролеров, сотрудников службы авиабезопасности, КПП, написали заявления об увольнении, а рассчитаться с ними нечем(!). 

Кроме того, нужны средства на закупку смеси для обработки самолетов и взлетно-посадочной полосы в гололед и после снегопадов. 

А это еще около трех миллионов гривен. Надеемся только на субвенцию из областного бюджета. С просьбой о выделении ее обратилась в облгосадминистрацию. А выделение средств из областного бюджета еще предстоит обсудить в комиссиях облсовета, потом вынести этот вопрос на сессию. Это значит, что выделение субвенции затягивается на  неопределенный срок.

А тем временем уже в сентябре авиакомпания SkyUp свернула запущенный летом рейс Львов – Херсон – Львов. Забрал часть пассажиров херсонского аэропорта соседний аэропорт Николаева, открывший собственный рейс на Киев. Исчезли в условиях пандемии и привычные туристические чартеры в турецкую Анталию и египетский Шарм-эль-Шейх, дающие возможность неплохо зарабатывать на их обслуживании.

Правда, авиакомпания Turkish Аirlines открыла продажу билетов на ежедневные рейсы по маршруту Херсон – Стамбул – Херсон, которые должны начаться в ноябре нынешнего года. 

Цена билета в одну сторону составляет 109 долларов. Экономисты просчитали, что обслуживание этих рейсов позволит аэропорту Херсона выйти на самоокупаемость. 

Но для того, чтобы этот анализ осуществился в реальности, Херсонщина должна оставаться, как сейчас, в зеленой коронавирусной зоне, и не попасть в оранжевую или красную.

Аэропорт  отбили  у  прихватизаторов 

Обслужив в прошлом году 154 046 пассажиров, Херсонский аэропорт показал восьмой результат в Украине. Карта его маршрутов состояла тогда из ежедневных рейсов нашей флагманской компании Международные авиалинии Украины (МАУ) в Киев и Turkish Airlines в Стамбул.

Кроме того, выполнялись два раза в неделю полеты Ryanair в польские Краков и Катовице. Осуществлялись также чартерные рейсы авиакомпанией SkyUpAirlinesв Шарм-эль-Шейх. И если сегодня удар по экономике предприятия наносит коронавирус, то ранее его развитие задерживалось из-за того, что коллектив попал в руки прихватизаторов, доведших аэропорт, что называется, до ручки.

– Беды коллектива начались после того, как в 2005 году решением Херсонского облсовета на базе областного коммунального предприятия  «Аэропорт Херсон», занимающего почти 300 гектаров, было создано ООО «Аэропорт Херсон», – говорит диспетчер Евгений Степанов. – Соучредителем ООО в равных долях выступили концерн «Титан» (Киев) и Херсонский областной совет. Однако, новоявленные инвесторы дохозяйствовались до того, что коллектив лишился даже сертификата эксплуатанта гражданских аэродромов.

Затем инвесторы провели незаконное  собрание участников ООО «Аэропорт Херсон», на котором изменили устав предприятия и лишили Херсонский облсовет права на 50-процентную долю в ООО. 

В этой ситуации проявили принципиальность депутаты областного совета, бившиеся несколько лет за то, чтобы через суд вернуть аэропорт в областную коммунальную собственность. Точку в этом споре поставил Высший хозяйственный суд и коллективом начало управлять коммунальное предприятие (КП) Херсонского облсовета «Херсонские авиалинии».

Специалисты, обследовавшие отбитое у прихватизаторов предприятие заявляли, что понадобиться немало сил и средств на то, чтобы оно стало действующим аэропортом.

«Хочешь  льготы  –  делись  акциями» 

Переставший принимать самолеты в 2006 году, херсонский аэропорт практически не работал до весны 2013 года. За это время ветшали аэровокзал, другие здания и оборудование предприятия. 

После частичного ремонта аэропорт смог в апреле 2013 года официально возобновить свою работу. 

Сначала предприятие использовалось только для осуществления чартерных рейсов за границу и по Украине, а через четыре месяца запустили первые регулярные авиарейсы. После дальнейшей реконструкции аэропорт «Херсон» получил статус международного и был включен в Государственную целевую программу развития аэропортов на период до 2023 года.

Ясно, что сегодня выполнение этой программы будет сдерживаться тем, что вирусная истерия нанесла большой удар по развитию мировой туристической сферы и по экономике авиакомпаний. 

И уже раздаются голоса экспертов о том, что в создавшейся ситуации государство Украина должно вмешаться в деятельность отечественных авиакомпаний, которым хочется получить налоговые послабления, льготные кредиты, отсрочку платежей за стоянку самолетов в аэропортах. 

И, чтобы такая поддержка стала оправданной для государственной экономики, государство должно получить приемлемые в создавшейся ситуации пакеты акций в авиакомпаниях.

Причем, пандемия заставила уже в Германии и Франции говорить даже о возможной национализации отдельных авиапредприятий. И представители Херсонского аэропорта заявляют, что в данной ситуации Кабмину необходимо предпринять шаги, позволяющие контролировать управление мощной компанией МАУ, находящейся под влиянием олигарха Игоря Коломойского.

Это позволит в дальнейшем способствовать не только развитию предприятий по обслуживанию авиатранспорта, но и даст толчок отечественному авиастроению.

А еще при подготовке этой статьи я не раз слышал от собеседников, что необходимо отменить НДС на внутренние пассажирские авиаперевозки. Стремление же столичных чиновников обложить соотечественников дополнительным налогом оборачивается для страны большими потерями: мешает развитию местных авиалиний, туристического бизнеса и, попросту, разрушает коммуникационное пространство Украины.

Владимир Крещук. Херсон


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях