Городу корабелов – корабельный музей. Николаевцы просят министров поддержать их инициативу

Городу корабелов – корабельный музей. Николаевцы просят министров поддержать их инициативу


17 общественных организаций Николаева обратились в Кабинет министров Украины с просьбой снять с недостроенного крейсера «Украина» статус «незавершенки» и передать его городской общине для переоборудования в музейно-культурный центр. Эта мера, по их мнению, позволит Николаеву и государству с минимальными затратами получить туристический объект мирового уровня.

А пока крейсер наращивает долги

Крейсер «Украина», спущенный на воду в 1992 году, так и остался стоять на территории Николаевского судостроительного завода (НСЗ) в стадии 95-ти процентной готовности.

Хотя по плану, строительство «Украины» должны были закончить в 1994 году. Его содержание крепко бьёт по экономике НСЗ, имеющего большие долги по зарплате.

В петиции, направленной в феврале 2016 года корабелами бывшему президенту Петру Порошенко утверждалось, что крейсер «Украина» готов уже сейчас выполнять боевые задания, так как способен простреливать всю акваторию Чёрного моря даже не отходя от пристани.

В петиции подчеркивалась необходимость достройки корабля и отмечалось, что деньги от реализации военного имущества очень часто «всплывают» у высоких чинов в виде дорогих коттеджей, последних моделей автомобилей и яхт с вертолетами.

Однако петиция не была рассмотрена президентом Порошенко, так как не набрала нужного числа голосов. Прозванный «убийцей авианосцев», крейсер рассчитывался для ведения боевых действий на широких океанских просторах. Он без дозаправки может пройти 7,5 тысячи морских миль, а дальность стрельбы его противокорабельными ракетами превышает 700 километров.

Получается, что Черноморская акватория для него маловата. После неудачных попыток продать недостроенный крейсер, ряд военных экспертов начали советовать демилитаризировать его, чтобы использовать оснащение на действующих судах и кораблях Военно-морского флота.

Правда, некоторые корабелы считают, что у крейсера «Украина» не критичный возраст. Они напоминают, что в США ракетный крейсер Lake Champlain, сравнимый с «Украиной», был спущен на воду в 1987 году.

А списания аналогов кораблей, спущенных на воду в одно время с крейсером «Украина», планируют только в 2039-2040 годах. В ответ же на это приводятся данные о том, что содержание крейсера, как боевой единицы в нынешних условиях не представляется возможным: за час хода он потребляет 68 тонн топлива. И эти цифры отрезвляют сторонников военной жизни корабля.

Станет изюминкой туристической сферы

Депутат Николаевского горсовета Игорь Дятлов считает, что превращение крейсера «Украина» в музей сделает туристическую зону Николаева самой крутой в стране.

«Настоящий крейсер, стоящий в центре города у набережной всегда будет привлекать внимание и хозяев и гостей города, и пополнять городской бюджет, – подчеркивает он. – Бывая в турпоездках, мы рассматриваем архитектуру городов, посещаем знаковые площади, идём в музеи. А музеев на воде в мире единицы. Где лучше прослушать лекцию о развитии судостроения, в четырёх стенах или внутри реального крейсера?»

– На базе крейсера следует разработать бизнес-проект технопарка, – считает известный николаевский краевед, исследователь истории Андрей Шинкаренко. – В городе у нас создан лицей, который готовит специалистов для ВМФ. Это учебное заведение могло бы взять на себя общие корабельные вопросы: охрана, уход за энергетикой.

Курсанты проходили бы здесь обучение, посменно проживая в кубриках ракетного крейсера. Николаевский национальный университет кораблестроения получит здесь хорошие возможности для проведения практических занятий со студентами по определенным дисциплинам.

Городской музей судостроения и флота сможет разместить на борту свой филиал. Не откажутся о такой учебной базы и флотилия юных моряков, и клуб аквалангистов «Садко». Николаевские предприятия могут арендовать корабельные помещения для выставочных центров, проведения конференций и других мероприятий.

А общественная ассоциация «Морское собрание» предлагает создать на базе крейсера не просто музей, а научно-культурный центр.

«Эту идею поддерживает мэр Николаева Александр Сенкевич, – говорит кандидат технических наук Вадим Черный. – При небольших начальных затратах она очень быстро станет приносить прибыль. Мы предлагаем развернуть крейсер и немного подтянуть к пешеходному мосту через реку Ингул, сохранив все коммуникации для его жизнеобеспечения, которые тянутся с судостроительного завода. Это, кстати, позволит зарабатывать определенные средства предприятию, для которого корабль сейчас является обузой».

Военные истории интересны многим

Если же будущему культурному центру еще передать частицу территории завода со старинными воротами, то появится возможность создать «Аллею мастеров», которая будет рассказывать об уже подзабытых судостроительных специальностях времен парусного флота.

Николаевские активисты предлагают напомнить кабминовским чиновникам, что в США музеями стали линкоры «Айова» и «Алабама», а также авианосцы «Хорнет» и «Мидуэй», в Польше – эсминец «Блыскавица», в Англии – крейсер «Белфаст» и парусный линейный корабль «Виктория».

Построенные на николаевских верфях авианосец «Минск», переоборудован в культурно-развлекательный комплекс в китайском городе Шэньчжэнь, а авианосец «Киев», переоборудован под тематический отель в китайском порту Тяньцзинь.

Подчеркивая, что переоборудование крейсера «Украина» в музейно-культурный центр так же может стать успешным, заместитель начальника управления молодежи и спорта Николаевской облгосадминистрации Виталий Сивак говорит: «Большой популярностью у туристов пользуется Полтавский музей дальней и стратегической авиации.

Вход на бомбардировщик – 150 гривен. За прошлый год в музее побывали 300 тысяч посетителей. Немало отечественных и зарубежных туристов приезжают и в Первомайский музей ракетных войск стратегического назначения, открытый на месте бывшего 309-го полка 46-й ракетной дивизии, базировавшейся на Николаевщине. Наземная экскурсия стоит 120 гривен для человека, подземная – 250».

Николаевцы надеются, что «убийца авианосцев» займет достойное место среди музеев военного профиля и начнет зарабатывать деньги для города. А еще они верят, что чиновники Кабмина подержат их инициативу и без проволочек сделают шаг к демилитаризации крейсера.

Владимир Крещук, 

Николаев


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях