Народ и власть. Выборы – манипуляция в законе


После небольшого перерыва, тема коронавируса вновь стала муссироваться в прессе, вновь идут тревожные статистические сводки о заболевших, выздоровевших и умерших. Но успокойтесь, это пока не очередная вспышка заболевания, это просто начало подготовки к местным выборам. Настоящая информационная «вспышка коронавируса» вероятней всего будет осенью, перед самими выборами. Да, таковы уж «медицинские» реалии современных политических игр в Украине, когда выборы превратились не в процесс выявления лучших и достойных править страной, а всего лишь в войну технологий за место «у корыта власти». У тех, кто это место урвал, технологических возможностей, разумеется, больше, можно использовать любые средства, от погодных и медицинских, до административных и правовых.

Права избираться как не было, так и не будет

Вот и сама избирательная система стала еще запутанней и хитро мудреней. Теперь голосовать украинцы будут по новой системе – по так называемой, «пропорциональной избирательной системе по открытым региональным спискам».

Что это за зверь и с чем эту систему есть, а скорее, расхлебывать, рассказал на пресс-конференции в Днепре председатель правления областного «Комитета избирателей Украины» Станислав Жолудев.

«Мы имеем абсолютно новую избирательную систему в Украине, с которой еще не имели дело. Она не только новая в плане каких-то инноваций, а принципиально новая избирательная система. Что это означает? Как и в смешанной избирательной системе, здесь есть мажоритарная составляющая (одномандатная) и партийная избирательная система (многомандатная). Стоит отметить, что на разных территориях будет задействованы разные системы.

Изменения к Кодексу прошли только первое чтение в Раде, и на данный момент порог для избирательной системы составляет 90 тысяч избирателей в административно-территориальной единице. В данном случае имеется в виду не только отдельный город, село, но и объединенные территориальные громады (ОТГ) или области в целом. То есть, территориально-административные единицы, в которых количество избирателей меньше, чем 90 тысяч будут пока что использовать другую избирательную система».

По новым правилам многомандатной избирательной системы есть возможность выдвижения только субъектов избирательного процесса, которые могут быть только от политических партий, правда и местные главы или главы больших «террирориальных громад», также как и городские главы, смогут быть самовыдвиженцами. Для депутатов местных советов это невозможно и выдвижение может происходить только путем выдвижения через ту или иную политическую силу. Что это значит? Сужение избирательного права записанного в Конституции? Ну да, сужение! Но по сравнению с тем, что было сделано с Основным Законом за последнее 6 лет, это сущая ерунда. Ну не сможет без поддержки партии простой человек войти во власть, так он и раньше не мог, потому, как обязанность вносить залог с огромным количеством нулей только за право быть в избирательном списке автоматически выбрасывает простого человека из рамок конституционных прав.

С чем же встретится избиратель на этих выборах? Поскольку до принятия очередных законов право проголосовать у него сохраняется в полной мере, этот вопрос его волнует больше, чем уже давно нарушенные право быть избранным.

Голосуешь за одного – выбираешь другого

Ну, прежде всего он столкнется с длиннющим бюллетенем. Он будет выглядеть, следующим образом: полное название партийного филиала субъекта избирательного процесса, а только потом, будет перечень кандидатов от данной партии включенных в региональный список (от 5 до 15 человек).

Избиратель делает первую отметку напротив названия политической партии. А потом, после перечня их региональных списков, в самом низу избирательного бюллетеня будет отдельная строка, где нужно будет внести порядковый номер кандидата регионального списка партии, которой избиратель отметил выше. То есть того, за которого готов отдать свой голос.

Если избиратель указывает номер, он фактически отдает предпочтение не только партии, а конкретному кандидату из регионального списка этой партии.

 Если избиратель не вписывает порядковый номер, бюллетень все равно остается действительным и голос избирателя будет отдан просто за политическую силу и добавляется до общего количества голосов за эту партию. Таким образом, партия накапливает количество голосов, необходимых для преодоления 5% барьера в соответствующий местный совет.

Если избиратель вписывает номер, который не соответствует количеству кандидатов, то этот голос не отдается никому из этой партии, но голос засчитывается в общую копилку голосов этой партии. Таким образом, сам процесс выбора запутывается до безобразия. А достоверность самих выборов невольно попадает под сомнение.

«Таким образом, – говорит Станислав Жолудев, – цель внедрения открытых списков уничтожается. С помощью открытых списков политические партии смогут делать скрытых мажоритарщиков в своем региональном списке. Под первым номером в этом списке может идти, например, какой-то олигарх, который в сумме набирает ноль голосов, а тот человек (активист, эксперт), за которого отдавали голоса избиратели, находятся по списку ниже и не набирает 25% от называемой избирательной квоты, соответственно не проходит. В свою очередь, кандидат, который был на первой позиции и набрал «0» голосов, наоборот проходит. Так как это было решение партии. Тут видно четкую манипуляцию заложенную законодателями на пользу политических партий. Они будут иметь возможность скрыть мажоритарную составляющую в так называемых открытых списках».

Ну, то есть, снова мухлеж и подтасовка, но уже не криминальная с «каруселями» и «вбросами бюллетеней» (не факт, что этого тоже не будет), а закрепленная законодательно, выверенная и просчитанная, с гарантированным результатом.

«Сама форма избирательного бюллетеня уже подталкивает избирателей голосовать не только за партию, выделяя конкретного кандидата из регионального списка. Если эта партия проходная и та, которая способна набрать 5% голосов, то в общем списке на 1-й или 2-й позициях, партия может «спрятать» кого угодно, любую «токсическую» персону.

Повлиять на выбор в региональном списке, изменить последовательность кандидатов, как это запланировала партия – избиратель сможет, только если кандидат из непроходной части набирает более 25% от избирательной квоты.

Это сделать очень сложно. Для некоторых политических сил, и даже для большинства кандидатов это будет просто невозможно. Это усложняет сам выбор.

Еще возникает проблема: как это все потом считать? Не завидую избирательным комиссиям, которым придется работать с такой сложной избирательной системой», – подытожил Станислав Желудев.

Ну, как мы видим, право избирать у нас пока не отняли. Отняли только право избирать именно того, кого хочет видеть во власти избиратель. И сделали это, пока, только на местном уровне. Так что – все нормально. С наступающим Днем Конституции!

Виталий Свободин


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях