ЛЕНИНСКОМУ ЮБИЛЕЮ – РЕВОЛЮЦИОННЫЕ МЫСЛИ И ДЕЙСТВИЯ МАРКСИСТОВ УКРАИНЫ! (продолжение)

ЛЕНИНСКОМУ ЮБИЛЕЮ – РЕВОЛЮЦИОННЫЕ МЫСЛИ И ДЕЙСТВИЯ МАРКСИСТОВ УКРАИНЫ! (продолжение)


Шестого февраля 2020 года Президиум ЦК КПУ принял постановление «О 150-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина». Среди  мероприятий, посвященных предстоящему юбилею, планировалось проведение научно-практической  конференции о значении ленинизма для Украины. По известным причинам конференция не состоялась.

Сайт Центрального Комитета Коммунистической партии Украины уже представлял вниманию читателей сайта часть докладов и сообщений, подготовленных нашими товарищами для научно-практической конференции, посвященной ленинскому юбилею. Сайт продолжает знакомить с другими сообщениями.

ЛЕНИН КАК СОЦИОЛОГ

Сообщение

ТУЛЕНКОВА Николая Васильевича,

доктора социологических наук, профессора

Прежде всего следует отметить, что социально-политические взгляды В.И.Ленина как социолога формировались под влиянием идей революционных демократов и народников. При этом сильное воздействие на него оказали сочинения Н.Чернышевского, а также казнь его старшего брата - народовольца Александра Ульянова. Однако изучение трудов К.Маркса, Ф.Энгельса и Г.Плеханова сыграло решающую роль в его становлении как социально-политического теоретика и марксиста. Особое значение в деле утверждения марксистской позиции, а также в развитии социально-политических идей имела критика Лениным идеологов народничества и анархизма, представителей "легального марксизма", оппортунизма и ревизионизма.

Из основных теоретических трудов, которые содержат социологические воззрения Ленина, следует выделить такие как: «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?»(1894), «Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г. Струве» (1894-1895), «Развитие капитализма в России»(1899), «Критические заметки по национальному вопросу» (1913), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Статистика и социология» (1917),  «Государство и революция» (1917),  «Очередные задачи советской власти» (1918), «Великий почин» (1919). Известный русский социолог, член-корреспондент Петербургской  академии наук Н.И.Кареев (1850-1931) в своё время подчёркивал, что В.И.Ленин как социолог прежде всего ставил и решал социологические вопросы «в постоянной связи с текущими злобами дня, с непосредственными практическими задачами революционной борьбы, а также с требованиями ее стратегии и тактики, с условиями ее технической стороны».

В этой связи важно отметить, что в  работе «Развитие капитализма в России» (1899) Ленин, опираясь на конкретные данные, широкий цифровой материал, статистические документы и публикации в прессе выявил объективные характеристики того исторического этапа, который предшествовал крупным революционным событиям в конце XIX – начале ХХ века. Благодаря этому научному исследованию удалось в динамике воссоздать реальную картину жизни русского крестьянства во всей ее сложности и многообразии, а также вскрыть глубинные механизмы распада общинного уклада. Ещё в дооктябрьский период Ленин активно изучал аграрный вопрос и новую классовую структуру в пореформенной российской деревне, демографические и миграционные процессы, структуру промышленности, динамику фабрично-заводских стачек, уровень заработка городских и сельских рабочих, а также вопросы народного просвещения и здравоохранения. На основе использования широкого статистического материала и других эмпирических данных он написал несколько работ,  опираясь на традиции русской школы статистической науки.

Однако особый интерес с токи зрения социологии представляют те научные методы, которые использовались Лениным при анализе обсуждаемых явлений и событий общественной жизни. Так, в статье «Статистика и социология» (1917) он не только обосновывает свое отношение к статистике как одному из важнейших средств, используемых в работе социолога, но и определяет ее методологические функции, а также  предупреждает об опасности превращения статистики в самоцель. В данной работе Лениным обращается также внимание на объективность исследования всей совокупности фактов и целостный подход к изучаемым явлениям. Он в частности отмечал, что "факты, если взять их в целом, в их связи, не только "упрямая", но и, безусловно, доказательная вещь, а фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочные и произвольные, являются только игрушкой или кое-чем еще похуже". Особо подчеркнута и его методологическая установка на несовместимость научного исследования с умозрительными подходами, а также на обязательность обращения к конкретному материалу.

Социологический анализ условий труда рабочих, национальных отношений, других событий и явлений общественной жизни, проведенный Лениным, нуждается в дальнейшем изучении, несмотря на то, что он не создал специальных работ, в которых бы в систематизированном виде было представлено содержание социологии как науки. Однако свою точку зрения на материалистическое понимание социологии Ленин изложил в работе «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?»(1894), в которой доказывал, что только материалистическое понимание истории К. Маркса превратило социологию в науку. По мнению Ленина, народники, признавая законосообразность исторических явлений, не в состоянии были взглянуть на их эволюцию как на объективный и естественно-исторический процесс. Выделение производственных отношений в качестве определяющих дало возможность марксистской социологии представить развитие общества как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Именно марксистская социология, выделив из всей системы общественных отношений производственные отношения как определяющие, раскрыла происхождение политико-юридических форм и общественных идей.

Критикуя «народническую социологию» с позиций материалистического понимания истории, Ленин последовательно проводил мысль о том, что главные недостатки домарксистской социологии сводились, с одной стороны, к тому, что ее представители, анализируя общественную жизнь, рассматривали ее лишь сквозь призму идейных мотивов, не принимая во внимание объективные закономерности общественного развития и социально-историческую деятельность масс. При этом Ленин подчеркивал, что главное в социологическом учении К.Маркса - идея о "всемирно-исторической роли пролетариата как создателя нового социалистического общества". В этой связи Ленин активно выступал против позиции теоретика народничества, русского социолога Н.К.Михайловского(1842-1904), который  предлагал трактовать марксистскую социологию как "экономический материализм", доказывая при этом, что марксистское учение об обществе является как диалектическим, так и историческим. С точки зрения Ленина, именно марксистская социология, во-первых, исследовала общество в единстве всех его сторон, а во-вторых, только исторический детерминизм позволяет выяснить действительную роль личности в истории, а также устранить метафизическое противопоставление «героев»  «толпе».

Важно отметить, что в своих трудах, посвященных вопросам теории и практики марксизма, Ленин не только ставил, но и решал важнейшие для развития социологии проблемы, например, идеи материализма в социологии, ее предмет и метод, значение статистики для социологических исследований, закономерности социального развития, а также роль классов, государства, кооперации, а также интеллигенции в обществе и многое  другое.  Он всегда подчеркивал истинность и неопровержимость основных положений марксизма. Его работы середины 1890-х годов продиктованы не столько потребностью развития идей марксизма, сколько попыткой защитить марксизм от всевозрастающей критики. Для него марксизм выступал как «социология революционной борьбы», ориентированной на установление идейно-теоретического господства в российском политическом движении.

Следуя марксистскому учению об общественном развитии, Ленин внес в него существенные уточнения относительно характеристики современной эпохи, выделения империализма как высшей стадии развития капитализма, а также определения периодов (этапов) коммунистической формации. Применение марксистского подхода к изучению общественного развития, указывал Ленин, требует прежде всего выяснить "объективное содержание исторического процесса" в данный конкретный момент", а также понять, "движение какого класса является главной пружиной" возможного прогресса в этой конкретной обстановке. Следуя марксисткой методологии, он пришел к выводу, что главное содержание современной эпохи состоит  в обострении классовых противоречий и классовой борьбы. При этом Ленин считал, что в современных условиях основным классом, определяющим прогрессивное развитие общества, может выступать только пролетариат. Уничтожение капитализма и его следов, введение основ коммунистического порядка, утверждал он, составляет «содержание начавшейся теперь новой эпохи всемирной истории».

Наряду с этим Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916)  утверждал, что капиталистическое общество на рубеже XIX-XX веков вступило в свою "высшую" и "последнюю" стадию развития – империалистическую стадию. К основным признакам империализма он, прежде всего, относил:1) концентрацию производства и капитала до степени монополии; 2) слияние промышленного и банковского капитала до степени олигархии; 3) усиление вывоза капитала за границу; 4) образование международного союза капиталистов; 5) завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами. Таким образом, объявляя империализм «паразитическим и загнивающим», Ленин видел в нем «канун социалистической революции». В отличие от К.Маркса и Ф.Энгельса, которые выделяли в коммунистической формации два периода (или две фазы) - социализм как переходный период и коммунизм, Ленин различал три периода ( или фазы): 1) переход от капитализма к социализму; 2) социализм как первая фаза коммунистического общества; 3) коммунизм как высшая фаза безклассового  общества. Утверждая, что «между капитализмом и социализмом» лежит долгий период перехода «от буржуазного общества к социалистическому», Ленин особо подчеркивал необходимость для этого периода многоукладной экономики и установления диктатуры пролетариата.

Важно также почеркнуть, что фундаментом социальной структуры общества Ленин как последовательный марксист признавал наличие в нём основных и неосновных классов. При этом под классами он понимал большие группы людей, которые различаются по следующим признакам: а) по месту в исторически определенной системе общественного производства; б) по отношению к средствам производства; в) по роли в общественной организации труда; г) по способам получения и размерам получаемой им доли общественного богатства. Главным отличительным признаком классов Ленин считал различие между ними по отношению к средствам производства, что позволяет одному классу, который владеет средствами общественного производства, занимать определенное место в укладе общественного хозяйства и присваивать чужой труд.  Поэтому классы, утверждал Ленин - это такие группы людей, из которых одна может «себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Вместе с тем, он обращал внимание на тот факт, что если в рабовладельческом и феодальном обществе различие классов фиксировалось в сословном делении населения, то в буржуазном обществе «классы перестали быть сословиями». Как марксист он признавал, что при коммунизме классов не будет.

В этой связи, Ленин как социолог представлял  социально-классовую структуру российского общества тремя основными классами: во-первых,  буржуазией, во-вторых, пролетариатом и, в-третьих, крестьянством. При этом буржуазию и пролетариат он называл «решающими силами» общественной жизни, а крестьянство – «переходным классом». Для крестьянства с его мелкобуржуазной природой, отмечал Ленин, характерно «двуличие», которое проявляется в том, что крестьяне, с одной стороны, тяготеют к пролетариату, а с другой - к буржуазии. В  пролетариате Ленин видел самый «организованный, сплоченный, обученный и просвещенный» класс, который способен не только последовательно и решительно выступать против буржуазии, крепостничества и самодержавия, но  являться основной политической силой социалистической революции и построения социализма. При этом в марксистской  теории классовой борьбы он в качестве ее главных форм выделял экономическую, политическую и идеологическую. Однако ведущей и аккумулирующей в себе другие формы классовой борьбы Ленин признавал политическую борьбу, которая, по его мнению, проявляется прежде всего в борьбе политических партий, призванных организовывать и руководить всеми формами классовой борьбы.

Вместе с тем, в вопросе о происхождении наций  Ленин придерживался марксистского подхода, согласно которому нации – это «неизбежный продукт» буржуазной эпохи общественного развития. Причём центральной проблемой национальных отношений он считал вопрос о ликвидации угнетения одной нации другой. В решении этого вопроса, считал Ленин, важно учитывать две основные тенденции: первая - пробуждение национальной жизни и национальных движений, а также борьба против всякого национального гнета и создание национальных государств, а вторая – развитие и учащение всяких отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства, капитала, экономической жизни вообще, политики, науки. Первая тенденция требует осуществления права наций на самоопределение, а вторая - утверждения принципа интернационализма. Несмотря на тот факт, что марксизм признавал право наций на самоопределение, Ленин, тем не менее, первостепенное значение придавал принципу интернационализма. В связи с этим он заявлял, что для марксизма «интересы социализма стоят выше, чем интересы наций на самоопределение». Более того, марксизм, по утверждению Ленина, выступая против «апологии национализма» и поддерживая все, что делает связи между национальностями теснее, «всё, ведущее к слиянию наций», в то же время не допускает «насильственной или опирающейся на привилегии» ассимиляции наций.

При этом свою точку зрения по отношению к праву наций на самоопределение Ленин сформулировал следующим образом: "мы против отделения, но мы стоим за право на отделение". Под правом нации на самоопределение он понимал обеспеченное конституцией государства право на использование вполне свободного и демократичного способа решения вопроса об отделении. Вопрос об отделении будет правомерным, заявлял Ленин, в том случае, когда одна нация угнетает другую. Выступая на Апрельской партийной конференции (1917), Ленин в своих тезисах провозгласил: «За всеми нациями, входящими в состав России, должно быть признано право на свободное отделение и образование самостоятельного государства». Требуя представления колониям царской России полной свободы отделения, он рассчитывал тем самым облегчить и ускорить обратный процесс «демократического сближения и слияния наций». Решению вопроса об отделении, по его мнению, должен предшествовать референдум отделяющейся нации, поскольку окончательное решение определяется всем населением «с точки зрения общественного развития».

В тоже время Ленин предупреждал, что партийным и государственным органам следует исключить любые «попытки насилием или непосредственной властью влиять на народное самоопределение». Будущее национальное устройство России виделось Ленину в добровольном союзе наций. Он осознавал, что образование такого союза - процесс длительный, требующий осторожности и терпимости к пережиткам национального недоверия. Поэтому как руководитель Советского государства настаивал на включение в конституцию закона, «объявляющего недействительным» всякие привилегии одной из наций, а также всякие нарушения прав национальных меньшинств». Несмотря на утверждение Ленина о том, что федеративное устройство многонационального государства при социализме «нисколько не противоречит демократическому централизму», он, тем не менее, отдавал предпочтение автономии, заявляя при этом, что автономия «есть план устройства демократического государства».

При решении многих проблем экономического, социального и политического характера Ленин как социолог использовал значительный эмпирический материал, который предоставляла периодическая печать и статистика в различных ее видах: земская, фабрично-заводская, государственная. Однако для получения конкретной информации он нередко использовал социологические опросы, самостоятельно составляя для них  анкеты  или  вопросники. Его интересовали не только содержание, но и техника получения информации, а также методы и способы обработки исходных фактических данных. Особый интерес он проявлял к таким вопросам, как репрезентативность выборки, соответствие форм и типов группировок статистического материала фактическому положению, а также к умению находить общее и типичное.

Важно также подчеркнуть, что в вопросах построения социализма в России (после свершения Октябрьской революции 1917 года)  Ленин как социолог учитывал конкретную историческую ситуацию, которая сложилась к этому времени. Поэтому в годы гражданской войны в основе плана построения социализма в России лежала политика «военного коммунизма», а после ее окончания – «новая экономическая политика» (НЭП). При этом генеральным направлением строительства социализма в России Ленин считал обобществление производства и труда, конечная цель, которой  ему виделась в том, чтобы сделать каждого труженика собственником, хозяином средств производства и достичь оптимальной степени «соединения частного интереса с государственным». Рассматривая общественную собственность на средства производства в качестве несущей конструкции социалистической экономики, Ленин в тоже время допускал возможность первоначального сосуществования нескольких социально-экономических укладов: от натурального хозяйства до государственного капитализма.

Необходимо также отметить, что Ленин как социолог большое значение придавал разнообразным формам кооперации труда, которые делают более простым и доступным путь к социализму для крестьянина и ремесленника. Тем не менее, он решительно выступал против административно-принудительного насаждения кооперативов, а также  против искусственного ускорения темпов кооперирования, огосударствления кооперативной собственности. При этом крайне необходимым для построения социализма он считал введение товарно-денежных отношений, планирования, учета и контроля во всех сферах общественного производства и распределения. Наряду с этим, строительство социализма в России, по убеждению Ленина, невозможно без «культурной революции», то есть без умения культурно работать, культурно торговать и культурно управлять. Он также подчеркивал, что без культурной революции нельзя достичь наивысшей производительности труда, а также установить социалистические отношения на производстве и в быту. Осуществление культурной революции, считал Ленин, требует ликвидации неграмотности, овладение всем тем духовным богатством, «которое выработало человечество».

Анализ также показывает, что особое внимание Ленин уделял проблемам социальной организации управления и самоуправления через систему партийных, государственных и общественных институтов. При этом главным врагом социалистического управления он называл бюрократизм с его диктатом и административным произволом, а также с пренебрежением к индивидуальной инициативе. В широком участии народа в делах управления обществом, а также в контроле за производством и распределением материальных благ Ленин видел основное средство борьбы с бюрократизмом и утверждения социалистической демократии. Ведущим принципом социалистического управления, по мнению Ленина, должен стать принцип «демократического централизма», который позволяет сочетать в решении вопросов управления личные и общественные интересы, централизованное управление с возможностью «полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы».

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что работая в русле социологии марксизма, Ленин не только использовал тезисы, ранее сформулированные К.Марксом, но и дополнил его учение своими социально-философскими работами, такими как «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) и «О значении воинствующего материализма»(1922). В этих работах он не только развил  материалистическое понимание философии Г.Гегеля, но  представил аргументированную критику философии  эмпириокритицизма  (махизма),  неокантианства и прагматизма. Наряду с этим, он отграничил диалектический материализм от ряда учений, развивавшихся вне марксизма: в частности, от сенсуализма, наивного реализма, релятивизма, а также от вульгарного материализма. А в области понимания общественных явлений Ленин восстановил единство естественно-научного материализма с материализмом историческим, то есть единство между диалектическим пониманием природы и диалектическим пониманием общественного развития, то есть исторического процесса. Настаивая на единстве диалектико-материалистического понимания исторического процесса, Ленин показал, что диалектический материализм есть методология исследования как  природных, так и общественных явлений, которая конкретизируется для последних явлений как исторический материализм, требуя, чтобы диалектики постоянно следили за развитием естественных наук.

Особо следует отметить, что на сегодняшний день социально-политические взгляды В.И.Ленина являются одновременно как учением, то есть логически взаимосвязанной системой понятий и категорий, а также совокупностью умозаключений, отражающих объективно существующие  отношения и связи между процессами и явлениями объективной реальности, так и  доктриной, то есть, целеполагающим изложением конкретных практических шагов по проведению в жизнь политики, основанной на соответствующей теории. Поэтому, говоря об особом стиле работы Ленина как социального мыслителя, теоретика и практика, можно сослаться на материалы лекций Сталина, прочитанных в 1924 году в Свердловском университете, где он утверждал, что «ленинизм есть теоретическая и практическая школа, вырабатывающая особый тип партийного и государственного работника, создающая особый, ленинский стиль в работе. В чем же состоят характерные черты этого стиля? Каковы его особенности? Этих особенностей две: а) русский революционный размах и б) американская деловитость. Стиль ленинизма состоит в соединении этих двух особенностей в партийной и государственной работе».

Ленинский вклад в социологию и сегодня сохраняет свое методологическое и практическое значение.


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях