"ОРАНЖЕВЫЙ КУЧМИЗМ"


В ближайшее время депутатам Верховной Рады Украины предстоит рассмотреть и принять ряд важнейших законов, которые призваны закрепить и развить политическую и конституционную реформы, инициированные Коммунистической партией еще в 1999 году. Тогда, после грубейшей фальсификации президентских выборов, отпали всяческие сомнения в необходимости ликвидации института президента в Украине, скорейшего перехода к парламентской республике и широкому местному самоуправлению.
К сожалению, принятые в рамках политической реформы в 2004 году изменения и дополнения в Конституцию, оказались существенно урезанными по сравнению с теми, которые предлагала фракция КПУ. Это не удивительно, поскольку созданная за годы независимой Украины система государственной власти и управления ориентирована не на удовлетворение потребностей и повышение благосостояния простых людей, зарабатывающих на жизнь честным трудом, а служит интересам крупного капитала, коррумпированного чиновничества и уголовного сообщества.
Тем не мене через политреформу, даже в ее усеченном виде - в виде парламентско-президентской республики, - усилиями коммунистов удалось существенно ограничить самовластие Президента, перераспределить полномочия между ним, Верховной Радой и Кабинетом министров в пользу законодательной и исполнительной ветвей власти, создать предпосылки для ликвидации поста Президента, как рудимента авторитаризма и деспотии.
Одним из законов, о которых было сказано выше, законом, который должен определить функции, полномочия и ответственность исполнительной власти перед народом - является закон о Кабинете Министров Украины.
Именно вокруг этого закона сегодня разгорелась нешуточная борьба между политическими лоббистами финасово-промышленных структур в Секретариате Президента и в Кабмине. Борьба за рычаги власти, борьба за доступ к национальным ресурсам и их узурпации.
Предложенный правительственный вариант закона о Кабинете Министров требует существенной доработки и Компартия, как инициатор и участник Антикризисной коалиции будет настаивать, чтобы наши замечания и предложения были учтены. Но об этом чуть позже.
В тоже время, разработанный в Секретариате Президента новыми фаворитами - новыми "любимi друзями" - альтернативный законопроект о Кабинете Министров, направлен на то, чтобы ограничить конституционные права исполнительной ветви власти Кабинета Министров, сохранить президентскую вертикаль и функции государственных администраций, то есть не допустить развития местного самоуправления. Одним словом, цель президентского альтернативного законопректа - ликвидировать политическую реформу и вернуться к системе государственного управления, взлелеяного Кучмой.
Яркими свидетельствами, подтверждающими правоту выводов коммунистов о стремлении Президента, его окружения, а главное западных протеже Ющенко, свернуть, ликвидировать политическую реформу, являются законодательная инициатива, предусматривающая, например, одобрение программы деятельности Кабинета Министров законом. На первый взгляд, казалось бы, что в этом такого? На самом же деле, в этом случае Кабинет Министров полностью попадает в зависимость от воли тех, кто контролирует принятие президентских решений - на закон, в отличии от постановления Верховной Рады, Президент может наложить вето и на неопределенный срок заблокировать деятельность Кабмина. А следовательно, заблокировать реализацию парламентской коалицией, которая в соответствии с Конституцией формирует правительство, своих обещаний перед избирателями.
Еще пример попытки антиконституционного вмешательства Президента в деятельность Кабмина и установления над ним контроля со стороны пропрезидентских политических сил. Президентский законопроект предлагает прекращать полномочия Кабинета Министров случае отставки более чем одной трети членов правительства. Такая норма прямо противоречит Конституции Украины, определяющей исчерпывающий перечень возможных причин отставки. И такой в ней не предусмотрено. Необходимо отметить, что коммунисты полностью осознают опасность подобного подхода. Кроме того, данная опасность усугубляется формированием на базе Секретариата Президента "параллельного правительства". Кучма ушел, оставив стране в наследство "оранжевый кучмизм".
Именно поэтому мы сегодня настаиваем на том, чтобы отставка министров-"нашеукраинцев" была принята. Ведь главная роль, которая отведена "Нашей Украине" - это дестабилизация политической обстановки в стране, уничтожение хрупких достижений политреформы, сохранение президентской диктатуры. А министры, ставленники пропрезидентских сил - выступают в качестве "троянских коней".
Компартия категорически против разработанного на Банковой варианта закона о Кабинете Министров, как такого, который угрожает национальной безопасности Украины, несет прямую угрозу правам и свободам наших граждан.
Но, как было сказано, и вариант закона о Кабинете Министров, предложенный правительством, далек от совершенства.
Наши дополнения и изменения в правительственный законопроект будут направлены, в первую очередь, на развитие функций Кабинета Министров, как государственного института, осуществляющего стратегическое социально-экономическое планирование. Мы уверенны, что именно эти функции, а не желания разных политико-хозяйственных группировок ухватиться за тот или иной рычаг власти, должны определять структуру и полномочия Кабинета Министров.
Мы рассматриваем Кабинет Министров, как высший исполнительный орган власти с широкими управленческо-хозяйственными функциями, задачей которого является развитие страны, рост материального благосостояния, экономический, культурный и духовный подъем народа.

Петр СИМОНЕНКО, лидер Компартии Украины


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях