Для кого открыты двери узбекской экономики?


Внешний долг Узбекистана растёт невиданными прежде темпами, но власти республики продолжают заключать новые кредитные соглашения. Приоритетом экономической стратегии объявлено привлечение зарубежного капитала, для чего при президенте создан совет иностранных инвесторов.

Руководство  Узбекистана не перестаёт хвалиться экономическими итогами ушедшего года. Рост ВВП, по официальным данным, составил 5,5 процента, что является одним из самых высоких показателей на постсоветском пространстве. Однако за этим фасадом скрываются другие цифры, показывающие, что ситуация далеко не столь однозначна. Так, по итогам 2019 года дефицит бюджета составил 5,7 трлн сумов (37 млрд руб.), что значительно превышает заложенные показатели.

Это вызвало вопросы даже среди депутатов парламента, хотя законодательный орган страны крайне редко подвергает сомнению политику правительства. В министерстве финансов заявили, что принимают меры для снижения дефицита, назвав два главных инструмента — приватизацию государственного имущества и зарубежные кредиты.

Говоря иначе, власти загоняют финансово-экономическую систему в порочный круг. Уход государства из экономики снижает доходы бюджета. Для покрытия дефицита берутся кредиты, но их выплата ложится дополнительной нагрузкой на казну. Новые и новые заимствования помогают решать краткосрочные задачи, но зависимость может стать опасной и привести республику к глубокому кризису, который уже пережили многие другие страны.

А темпы роста внешней задолженности допускают вероятность такого сценария. Государственный внешний долг достиг 15 млрд долларов, увеличившись за год на 5,2 млрд, или на 50 с лишним процентов.

Правительство поспешило уверить общественность в отсутствии угроз. По его оценке, существующий размер внешнего долга — 26 процентов ВВП — является умеренным. Тем не менее в проекте бюджета на следующий год впервые прописан верхний порог иностранных заимствований — 4 млрд долларов.

Но, учитывая существующие тенденции, в соблюдение этого ограничения верится с трудом. Недавно было подписано заёмное соглашение с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) на 246 млн долларов. Средства планируется направить на строительство и модернизацию линий электропередачи и систем канализации. Всего же ЕБРР вложил в экономику Узбекистана 1,3 млрд долларов, из них свыше 900 млн — только в последние два года.

Также Ташкент получил кредит объёмом 100 млн долларов от Всемирного банка на развитие социальной инфраструктуры в сельской местности. А в декабре прошлого года стало известно о 150-миллионном транше со стороны Азиатского банка развития. Эти деньги будут вложены в животноводческую отрасль.

Параллельно с привлечением кредитов руководство Узбекистана делает ставку на иностранные инвестиции, в том числе в стратегические области экономики и социальную сферу. Несколько месяцев назад американская компания «Эпсилон девелопмент» получила право на разработку пяти крупных нефтегазовых блоков, обязавшись вложить более 5 млрд долларов до 2023 года. Недавно стало известно об открытии американцами нового месторождения с оценочными запасами 10 млн тонн нефти и 7 млрд кубометров газа.

Новые инвестиционные проекты обсуждались в Вашингтоне на встрече министра инвестиций и внешней торговли Узбекистана Сардора Умурзакова с президентом Экспортно-импортного банка США Кимберли Ридом. Речь, в частности, шла об американских инвестициях в промышленность и инфраструктуру, а также о кредитовании малого и среднего бизнеса.

В свою очередь Агентство по привлечению иностранных инвестиций разработало список из 101 инвестиционного предложения на общую сумму 892 млн долларов. Зарубежный бизнес приглашается к участию в проектах в сферах добычи полезных ископаемых, фармацевтики, туризма и т.д. Не осталась в стороне от новых веяний и система образования. В Ташкенте открыт первый американский вуз — филиал университета Вебстера (на снимке). Уже на первом этапе в нём будут обучаться почти 500 студентов.

Иностранному капиталу создаются максимально выгодные условия работы. Совет иностранных инвесторов формируется из числа представителей зарубежных компаний, банков и международных финансовых институтов. В задачи совета входит «непосредственное участие в создании благоприятного инвестиционного климата», «обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов… с зарубежными компаниями», «выработка действенных мер, обеспечивающих улучшение международного имиджа республики» и т.д. Первая сессия нового органа прошла 20 ноября минувшего года. Выступая перед представителями МВФ, ЕБРР и десятков иностранных компаний, Сардор Умурзаков призвал их помочь Ташкенту в реформировании банковско-финансового сектора и ускорении процессов приватизации.

Другими преференциями для зарубежного бизнеса является создание свободных экономических зон, где иностранные компании пользуются налоговыми и таможенными льготами. Таковых в Узбекистане уже больше двадцати, причём в самую крупную из них — СЭЗ «Навои» — включена вся Навоийская область. Правительство республики объявило о применении здесь английского права как гибкой и благоприятной для бизнеса системы норм. Кроме того, создан Ташкентский международный арбитражный центр, допускающий применение иностранного законодательства при разрешении спорных вопросов.

Провозглашая строительство «открытой экономики», власти Узбекистана забывают, что через распахнутые двери могут проникнуть не только друзья, но и жулики, имеющие большой опыт обескровливания целых стран. Не пополнит ли республика их скорбный список?

Сергей Кожемякин


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях