Сельские страдания. По принципу сороки-воровки


Многие с детства помнят присказку о сороке-воровке, которая кашку варила: «Этому дала, этому дала, а этому не дала…». Аналогичная ситуация складывается в Украине в деле распределения аграрных дотаций. Об этом уже неоднократно сообщало общественный союз «Всеукраинская аграрная рада» (ВАР). Более того, писала обращения во всевозможные высшие инстанции (разве что только не к Богу), но воз и ныне там.

В очередной раз вопрос дотаций был поднят 25 июля, во время пресс-конференции в агентстве «Укринформ». Аграрии требуют наказать чиновников, которые приняли заведомо неправомерные и дискриминационные, по отношению к малым и средним фермерам, нормативные акты по распределению государственных дотаций в агросекторе Украины в течение 2017 и 2018 годов. Об этом заявил заместитель председателя ВАР Михаил Соколов.

Коротенько о сути вопроса ВАР рассказала в четвертом квартале прошлого года. По ее данным, из заложенных в Госбюджете на 2018 год 6,3 миллиарда гривен к концу сентября выплатили лишь около 887 миллионов, или 14 процентов. Из них 187 миллионов гривен, или 21 процент получила компания «Мироновский хлебопродукт» (МХП) Юрия Косюка.

В Минагрополитики утверждали, что к концу года ситуация улучшится, прежде всего за счет новых траншей по программе компенсации строительства животноводческих комплексов, на которую предусмотрели 1,2 миллиарда гривен. Однако к ноябрю по этой программе выплатили только один транш в сумме  220 миллионов.  В этих миллионах доля МХП составила 85 процента.

«Львиную долю госпомощи предприятия Косюка получают не первый год – так выписано законодательство», – пояснил тогда Соколов.

Еще один лидер, кому «сорока дала», – это агрохолдинг «Авангард» Олега Бахматюка.

Таким образом, деньги шли либо в пользу крупных компаний, либо оставались в бюджете неиспользованными.

 

Но вернемся к сегодняшним реалиям, о которых шла речь на пресс-конференции.

«Мы будем обращаться в НАБУ с просьбой провести расследование в отношении 2017 и 2018 годов, когда чиновники Минагро знали, что утвержденные порядки, сделают невозможным получение госпомощи теми, кто в ней нуждается. У нас есть этому подтверждение – соответствующие письма и обращения. Почему они умышленно оставили все как было даже на 2018 год, несмотря на то, что мы неоднократно подчеркивали нечестность схемы распределения аграрных дотаций? Именно чиновники виновны в том, что аграриев обманули. Сделали они это по глупости, незнанию или по хитрости – разберется НАБУ», – заявил Михаил Соколов.

Он отметил, что изменения, которые привели к перекосу в распределении государственной поддержки, начались в 2017 году после окончательной отмены специального режима обложения НДС для агропредприятий. Для того чтобы частично компенсировать нанесенные, прежде всего животноводам, убытки, правительство решило оказать им финансовую помощь, так называемую квазиакумуляцию НДС. Но формула распределения дотации содержала в себе грубую ошибку, в результате которой хозяйства, занимающиеся одновременно животноводством и растениеводством (а это практически все украинские хозяйства, которые производят молоко и свинину), дотации почти не получали. При этом в 2017 году по этой программе практически половину средств получили два крупных агрохолдинга.

Со своими замечаниями по несправедливому распределению дотации в Минагрополитики обращались ВАР и другие ведущие аграрные ассоциации. С аналогичным обращением к Минагрополитики обратился и Общественный совет при Минагрополитики. Однако ни министерство, ни правительство к ним не прислушались.

ТА ЖЕ ситуация повторилась и в 2018 году. Правительство утвердило ряд постановлений (Постановления КМУ № 86, № 106 и № 107 от 07.02.2018), согласно которым проводилось распределение агродотаций. Их размер по сравнению с 2017 годом даже вырос – с 5,3 миллиарда гривен до 6,3 миллиарда. Однако, несмотря на это, малые и средние аграрии денег почти не увидели. А львиная их доля вновь была выплачена крупным агрохолдингам.

Кроме того, что порядок выплаты госдотаций, утвержденный данными постановлениями, был невыгодным для малого и среднего агробизнеса, сами постановления были приняты с нарушениями. Поэтому в августе 2018-го ВАР подала иск в окружной админсуд Киева, ответчиком по которому был Кабинет министров Украины, добиваясь признания этих постановлений противоправными. Но в мае этого года суд отклонил иск и 22 июля ВАР подала апелляцию.

Как пояснила адвокат и представитель интересов ВАР в суде Татьяна Козаченко, данные постановления были приняты Кабинетом министров Украины безосновательно.

«Седьмого февраля 2018, когда Кабмин принимал эти решения, данного вопроса не было в повестке дня. Вообще. Все документы на согласование этих постановлений, на распределения миллиардов средств датировались всеми министерствами после принятия постановления Кабинетом министров. Возникает вопрос, каким образом Кабинет министров принял решение в интересах государственной политики относительно распределения миллиардов государственных средств без согласования с любыми министерствами, без рассмотрения этих вопросов и без наличия данного вопроса в повестке дня. Более того, после этого министерства прислали свои резолюции Минэкономразвития, сделали замечания на 14-ти страницах. Поэтому эти постановления недопустимы и невозможны к использованию», – отметила Татьяна Козаченко.

Что же касается самого иска, то тут снова отличилось наше самое справедливое правосудие –  коллегия судей, рассматривавших дело ВАР, была сформирована незаконно. Согласно автоматическому распределению дел, дело было распределено на трех судей – Горцов, Арсирий и Кузьменко, двое из них на момент автоматизированного распределения были в отпуске и не имели права рассматривать дело.

 

По словам вице-президента Ассоциации производителей молока Анны Лавренюк, следствием такой государственнической политики в сфере агродотаций, в частности, в молочной отрасли, стало сокращение поголовья скота. Так, в течение первого полугодия 2019 года Украина потеряла 9,7 тысячи промышленных коров и 166 тысяч тонн молока.

Как отметили спикеры пресс-конференции, вопрос госдотаций поднимается именно сейчас, поскольку наступает период, когда будет формироваться госбюджет-2020. Следовательно, у малых и средних агропредприятий есть шанс получить справедливое распределение государственных средств.

Шанс-то, конечно, есть, но у «сороки» на этот счет может быть свое мнение.

Илья Александрович


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях