Доездились до ручки…


«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» — спрашивал в своё время молодой Владимир Маяковский. Его призыв не остался неуслышанным. Польский рок-музыкант Войцех Бальчун смог исполнить потрясающую увертюру на струнах железных дорог Украины.

При єтом, правда, струны были порваны почти окончательно, но лично для руководителя компании «Укрзализныця» (УЗ) это не обернулось крупными неприятностями. Год и три месяца Бальчун возглавлял стратегическое предприятие, а пост оставил не из-за бездарного исполнения своих служебных обязанностей, а, согласно официальной версии, по семейным обстоятельствам. «Он принял это решение совершенно самостоятельно, это его решение, я его решение уважаю», — подчеркнул премьер-министр Украины Владимир Гройсман. Он положительно отозвался о чиновнике, который, совершив «подвиг», отправился домой — в Варшаву. А вот у министра инфраструктуры Владимира Омеляна это вызвало иные эмоции, сопровождаемые желанием выпить по этому случаю изрядную дозу шампанского…

Каково же наследие пана Бальчуна? По сообщению медиацентра железных дорог «Магистрали», после виртуозного соло польского рок-музыканта на железной дороге приходится эксплуатировать почти 122 тысячи дефектных рельсов, кое-как спасаясь при помощи 25 тысяч (!) участков временно восстановленных рельсовых плетей бесстыкового пути. По состоянию на 1 января 2019 года протяжённость путей с просроченными сроками реконструкции составила 2431,9 км, усиленного капитального ремонта ожидают 1255,3 км путей, а капитального — 4735,5 км. Всего же длина железнодорожного полотна составляет более 27 тысяч километров. То есть каждый третий километр — дефективный. Из-за нехватки средств железнодорожная инфраструктура республики неуклонно приходит в упадок. Общая сумма необходимых инвестиций в развитие УЗ, по оценке госкомпании, составляет 6 миллиардов долларов.

В духе установившейся традиции ПАО «Укрзализныця» анонсировала планы очередного многоэтапного повышения своих тарифов на грузоперевозки в 2019 году. Специалисты предупреждают, что в случае поддержки данной инициативы правительством ситуация в промышленности серьёзно ухудшится, а сама компания в итоге лишь потеряет объёмы перевозок. Но монополист в своих решениях не привык руководствоваться ни рыночной логикой, ни государственными интересами, ни здравым смыслом.

С 1 февраля этого года тарифы уже подняты на 16,6%, а далее — с 1 мая, с 1 августа и с 1 ноября — они будут подрастать каждый раз на 2,5%. При принятии такого волевого решения руководство УЗ даже не пыталось как-то оценить влияние этого повышения на себестоимость продукции у тех же металлургических или цементных предприятий, горнодобывающей промышленности и зернотрейдеров.

А она в таком случае ощутимо возрастёт, что непременно скажется на показателях экспорта, внутренних продаж и объёмах грузоперевозок. Это повлечёт за собой снижение валютных поступлений в страну от экспорта, сокращение налоговых платежей и рабочих мест внутри страны.

Руководители «Укрзализныци» ставят во главу угла своей деятельности лишь повышение тарифов. Для пассажиров ездить даже в плацкартных вагонах на некоторых направлениях уже дороже, чем летать на самолёте. Но такие насущные вопросы, как обновление вагонного парка и локомотивного хозяйства, улучшение производственных показателей, в том числе оборачиваемости вагонов — основного мерила операционной эффективности, снижение затрат при закупках путём приведения цен от «космических» к рыночным — вовсе не попадают в поле зрения дорожных начальников.

В результате степень износа подвижного и тягового состава достигла масштабов, угрожающих транспортным коллапсом. Кое-где он уже и происходит. Тем не менее команда «реформаторов» в УЗ во главе с Кравцовым видит свою задачу прежде всего в том, чтобы сделать рост тарифов автоматическим — то есть внедрить механизм их ежеквартального повышения на величину инфляции цен производителей, избегая таким образом необходимости подкреплять свои предложения по росту тарифов хоть какими-то экономическими расчётами.

Тем временем предлагаемое «Укрзализныцей» повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом становится катастрофой для государственных угледобывающих предприятий Украины. Депутат Верховной Рады Сергей Сажко, выступая на заседании в Государственной регуляторной службе, напомнил, что в его округе находится шесть государственных шахт, на которых сложилась непростая ситуация: добыча угля падает, а зарплата горнякам выплачивается несвоевременно.

«Повышение железнодорожных тарифов станет для этих предприятий окончательной катастрофой, — подчеркнул он. — А предложенная квартальная индексация приведёт к увеличению расходов на доставку топлива к тепловым электростанциям приблизительно на 1,2 миллиарда гривен до конца текущего года».

Дальнейшее повышение грузовых железнодорожных тарифов не только сделает угольную отрасль неконкурентоспособной, но и нанесёт удар по энергетике.

«Повышение тарифов приведёт к «вымыванию» денег с модернизации наших электростанций, которые переводят работающие на антраците энергоблоки на газовый уголь. Это наша энергетическая безопасность, и если мы этого не будем делать, у нас не будет энергетики, — предостерёг Сажко. — Ни в коем случае нельзя повышать тарифы, как требует «Укрзализныця» (на 14,2% плюс ежеквартальная индексация на 2,5%). Необходимо создать рабочую группу, в которой будут все заинтересованные стороны, и тогда принимать решение. «Укрзализныця» тоже государственное предприятие, и госшахты должны иметь право сказать, на какой процент повышения тарифа они готовы».

В.М.Т.


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях