На баррикадах классовой борьбы. Волна забастовок в Украине и за рубежом


Петр Симоненко: Сорвав национал-олигархический заговор против народа Украины, установив в стране истинное народовластие и демократию, мы совместными усилиями создадим надлежащие условия для успешной борьбы за построение общества ТРУДА и социальной справедливости!

Призываю всех работников наемного труда, пенсионеров, заработавших, но так и не получивших достойную пенсию за свой труд, молодежь, лишенную социальных гарантий для будущей успешной жизни, крестьян, у которых хитростью и обманом забирают последнюю опору – землю, бюджетников – педагогов, врачей, которые несут на себе огромную социальную ответственность, но стали нищими и ненужными государству, – всех товарищей по борьбе к политическому пробуждению.

(Из Обращения к рабочим Украины, 26.04.2018)

На днях Государственный комитет статистики Украины объявил, что в 2018 году в стране не было ни одной забастовки. В Госстате явно ошиблись в расчётах и упустили из виду некоторые факты, которые свидетельствуют об обратном. Прошлый год выдался весьма «урожайным» на различные акции протестов, которые, как грибы, выросли во многих странах Европы и докатились до Украины.

Забастовки: в Украине бастовали железнодорожники

В мае прошлого года Украину охватили забастовки железнодорожников. Бастовали работники локомотивных депо «Кривой Рог», «Синельниково» в Днепропетровской области, «Коростень» в Житомирской области, «Запорожье» в Запорожской области, «Кременчуг» и «Полтава» в Полтавской области, «Дарница» в Киеве, машинисты Львовской железной дороги. Машинисты требовали провести обновление парка локомотивов и грузовых вагонов, чтобы они соответствовали техническими условиями эксплуатации, отставки правления «Укрзализныци». Одним из требований было увеличение заработной платы работникам железнодорожной отрасли до тысячи евро в месяц (до европейского уровня), а также вернуть возможность железнодорожникам выходить на пенсию по выслуге лет.

Забастовку украинских железнодорожников в прессе прозвали «итальянской». Такое название забастовки железнодорожников получили в честь стычки, которая проходила в Италии в 1904 г. Они имеют свою специфику: формально, участники «итальянской» забастовки продолжают работать, выполняют свои должностные обязанности чересчур прилежно, согласно нормативам техники безопасности, которые далеки от реального положения дел в железнодорожной отрасли.

Поскольку значительное количество тепловозов «Укрзализныця» не соответствуют нормам техники безопасности и имеют превышенный срок службы, украинские железнодорожники просто прекратили их выпускать на пути. Инициатором забастовки выступил Свободный профсоюз машинистов локомотивного депо «Кременчуг».

В 2017 г. было выявлено 83 нарушения техники безопасности в данном депо. Недовольство железнодорожников подлежит рациональному объяснению, поскольку срок службы львиной доли грузовых вагонов и локомотивов, которые находятся в собственности «Укрзализныця» уже давно истёк: около 90% локомотивов и грузовых вагонов выработали свой ресурс. Существует потребность в обновлении парка 95% пассажирских вагонов. Не хватает запчастей для их ремонта. Колёсные пары изношены. Всё это приводит не только к дефициту тяги и подвижного состава, но и повышает риск возникновения аварий на железнодорожном транспорте, создаёт угрозу для жизни и здоровья людей. Отдельный момент – зарплаты. Если к 2018 г. оклад бывшего председателя ПАО «Укрзализныця» Войцеха Бальчуна составлял 450 тыс. грн., то у машиниста 6 тыс. грн., а бортпроводница получала минимальную зарплату.

Компартия поддержала справедливые требования железнодорожников.

К общеукраинской забастовке железнодорожников присоединились работники железнодорожного цеха металлургического завода «АрселорМиттал Кривой Рог», что фактически привело к остановке предприятия. Их пожелания ничем не отличались от требований своих коллег из «Укрзализныця». Из 92 тепловозов, которые используются на заводе, в исправном состоянии только 14. Машинисты и их помощники, составители поездов отказались выходить на линию и поставили под угрозу производственный процесс предприятия. Грузовые перевозки внутризаводским транспортом являются неотъемлемой частью работы завода. Была парализована технологическая цепочка «АрселорМиттал Кривой Рог»: остановлены подразделения горного департамента, агломерационные цеха, практически все доменные печи, сталеплавильный и прокатный переделы. Внеплановые сбои работы производственных агрегатов могли привести к выводу из строя газотранспортной системы завода и всего города, спровоцировать взрывы газопроводов из-за перепадов давления. Протестные настроения на заводе «АрселорМиттал Кривой Рог» спровоцировала авария в апреле 2018 г., когда в ходе пуско-наладочных работ одной доменной печи произошёл неконтролируемый выброс расплавленного чугуна. В марте прошлого года из-за обрушения бетонных перекрытий на заводе погиб рабочий. Инфраструктура предприятия требует инвестиций.

Также в октябре 2018 г. проходила акция протеста «Бойкот цен на топливо» организации «Авто Евро Сила» против повышения тарифов на бензин и дизельное топливо. Акции протеста проходили в Киеве, Одессе, Тернополе, Виннице. Протестующие водители заблокировали участки трассы Одесса-Киев, Киев-Чоп, мосты через реку Южный Буг в Виннице. С августа по октябрь цены на бензин в Украине выросли на 12%, а на дизельное топливо на 13%. Под влиянием акций протеста автомобилистов, в октябре цены на бензин в Украине были снижены на 12-13 копеек за литр, а в декабре на 0,1–2,2 грн.

К сожалению, добиться существенного положения дел в железнодорожной отрасли так и не удалось. Согласно финансовому плану «Укрзализныця» на 2019 г. планировалось повысить зарплаты рядовых работников всего лишь на 17%. Это даже рядом не стояло с озвученной профсоюзами тысячей евро.

Между тем, зарплаты топ-менеджеров «Укрзализныця» являются одними из самых высоких в Европе, в то время как оклады машинистов, проводников, строителей, слесарей не соответствуют современным реалиям. Сложно представить как слесарь, отвечающий за техническое состояние локомотивов и вагонов, выживает на 4 тыс. грн. в месяц.

До сих пор не решена проблема обновления парка локомотивов и грузовых вагонов «Укрзализныци». В 2018 г. на вагоноремонтных предприятиях «Укрзализныця» выпустили 3,5 тыс. полувагонов, а в этом году производство планируется сократить до тысячи. На сегодняшний день в парке «Укрзализныци» 609 локомотивов с превышенным сроком службы, в то время как планируется закупить 310 ед. не ранее 2025 г., но только при наличии финансирования (необходимо около 50 млрд. грн.).

Неудивительно, почему информация о забастовках не фигурирует в отчётах Госстата. Забастовка железнодорожников недостаточно освещалась центральными телеканалами Интер, ТРК Украина, 1+1. Видимо, данная тема не слишком популярна, поскольку есть риски, что протестные настроения перекинуться на работников металлургической, машиностроительной, химической отраслей, учителей, медработников, которые также сталкиваются с проблемой низкой оплаты труда.

Забастовки в Европе

В 2018 году забастовки и акции протеста также проходили в странах-членах ЕС. В апреле прошлого года бастовали железнодорожники во Франции. Они выступали против реформы Национальной железнодорожной компании SNCF. С момента создания в 1937 г. у этого предприятия накопилось долгов на сумму 47 млрд евро. Во Франции в неудовлетворительном состоянии находятся железнодорожных путей. В рамках реформы французских железнодорожников лишали особого статуса работника железных дорог, предполагавшего социальные льготы. Статус работника железных дорог давал возможность бесплатно пользоваться железнодорожным транспортом. Французского железнодорожника можно было уволить только в случае ошибки в связи с некомпетентностью.

Французское правительство планировало взять на обслуживание 35 млрд. долл. долга компании и преобразовать её в акционерное общество. Во время забастовки по расписанию отправлялись только 12% скоростных поездов. Если в начале забастовки бастовали 48% французских железнодорожников, то к концу месяца их количество снизилось до 28%. Забастовка длилась три месяца и принесла убытков SNCF на сумму в 700 млн. евро. Однако, позиция президента Франции Эммануэля Макрона не изменилась, и он подписал указ о реформе в июне 2018 года.

С 2018 г. в Европе проходят забастовки авиадиспетчеров. В июне 2018 г. они охватили 11 европейских стран, включая Францию, Италию, Великобританию, Бельгию. Авиадиспетчеры выступают против планов ЕС создать общеевропейскую систему авиаперевозок. В Брюсселе считают, что из-за отсутствия единой структуры, авиакомпании теряют 5 млрд. евро в год. В аэропортах Франции были отменены около 2 тыс. авиарейсов, Италии – 700 авиарейсов. Авиадиспетчеры опасаются, что действия ЕС приведут к сокращению рабочих мест и зарплат. В 2018 г. данные забастовки стоили экономике ЕС около 18 млрд. евро. Министр транспорта Франции Фредерик Кювилье предложил Еврокомиссии отложить планы по созданию общеевропейской системы авиаперевозок.

Забастовки в европейских странах продолжились в этом году. В январе 2019 году в Испании проходили забастовки таксистов. Они выступали против использования онлайн-сервисов и компьютеризации службы такси. Водители блокировали улицы Мадрида. В Бельгии продолжаются забастовки авиадиспетчеров. Также во Франции не прекращаются акции протеста жёлтых жилетов, которые в прошлом году требовали от французских властей отказаться от планов по увеличению тарифов на бензин, дизельное топливо, электричество, а сейчас требуют от Макрона уйти в отставку и провести досрочные выборы.

По материалам Marker.ua


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях