Социализм и идеи Карла Маркса возвращаются в мировую повестку, становясь альтернативой несправедливому либерализму


Петр СимоненкоКапитализм, который наши классовые противники выдают за вершину прогресса, колоссально развив производительные силы, не решил ни одной из кардинальных социальных проблем, стоящих перед человечеством. Он не покончил с периодическими кризисами и безработицей, с социальной несправедливостью, катастрофическим углублением пропасти между горсткой богатых стран ("золотым миллиардом") и большинством других, бедных государств, безудержной эксплуатацией человека и ресурсов природы, чреватой экологическими катастрофами, губительными последствиями для нынешнего и последующих поколений, не предотвратил деградацию общественной морали, не исключил войны из жизни общества.

(Из выступления на XIX Международной встрече коммунистических и рабочих партий, посвященной 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции, 3 ноября 2017 года)

Знаменитый американский политолог Фрэнсис Фукуяма признал, что ошибался, когда в 1992 году объявил о «конце истории» и об окончательной победе капитализма над другими великими идеологиями ХХ века. Поводом переосмыслить свои идеи стал успех нелиберальных режимов и движений в последние годы — как в странах «старой демократии» (Италия, Франция), так и шире в мире (Турция, Венгрия, Китай). Об этом Фукуяма пишет в своей новой книге «Идентичность: требование достоинства и политика недовольства» (Identity: The Demand for Dignity and the Politics of Resentment).

Интересно, как спустя 27 лет история вернула долги, посмеявшись над теми, кто был так самоуверен и горделив в своих суждениях. Оказалось, что современные демократии являются красивыми обложками, которые формируют общество бесконечного потребления, оставляя пустоту в системе смыслов. Либеральная идеология предполагает, что каждая личность должна создавать свою собственную систему ценностей и стремиться к её реализации. На практике такой подход порождает неврозы национального масштаба и неспособность к целеполаганию. 

Фукуяма соглашается, что, когда обещанное процветание превращается в недосягаемую иллюзию (этакую морковку для осла) или, наоборот, в пресыщение, люди начинают ощущать свою атомизированность и отчуждённость друг от друга. Им нужно нечто большее — чувствовать свою принадлежность к большой идее, проекту, миссии, которые бы вовлекали всё общество целиком, а не только его небольшие группы (например, каких-нибудь любителей бильярда и тому подобных). И радикальный либерализм с его помешанностью на феминизме, правах меньшинств и «демократии» не может быть ориентиром для всех.

Социализм и идеи Карла Маркса возвращаются в повестку, становясь альтернативой несправедливому либерализму. Перераспределение богатств, широкая социальная поддержка, общество равных возможностей — вот базис, на котором строится новый интерес, согласно Фрэнсису Фукуяме. Многие популярные политические движения в мире не просто используют смысловое поле социализма в качестве идеологического фундамента, но и синтезируют его с местной политической культурой (например, Les Insoumises Жан-Люка Меланшона во Франции). И очевидно, что этот идеологический ренессанс действительно угрожает либерализму.

Фукуяма об этом умалчивает, но можно заметить, что США и их сателлиты остро реагируют на потерю своей идеологической исключительности. Враждебные действия по отношению к Венесуэле, КНДР и Китаю являются попыткой затормозить ход истории и получить искусственное преимущество. Но, как известно, действие рождает противодействие: полевение Америки — лишь вопрос времени.

По материалам СМИ


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях