Что такое глобализация?


Зри в корень!

И я, и практически все кто родился и воспитывался в СССР в конце XX века, были уверены в том, что когда-нибудь все страны и народы нашей планеты добровольно выберут коммунистический путь развития, и тогда наступит долгожданное счастье для всего человечества.

Этого не произошло. Сегодня теоретики капитализма  пытаются подсунуть всему человечеству иную «теорию всеобщего счастья», чтобы заставить миллиардные массы людей тупо идти в нужном им направлении. Ведущее место заняла теория «глобализации». Что это такое и с чем его едят? Давайте разбираться вместе. Ведь наше понимание происходящего и трезвомыслие каждого – это то, чего более всего боятся наши двуличные поводыри, готовые всех нас оптом сбросить в пропасть или обратить в стадо животных  ради личного всевластия и благоденствия.

Все началось с Рима

Какую современную проблему ни возьми, сразу выясняется, что ее истоки лежат глубоко в истории человечества, что совершенно объяснимо, поскольку в этом и есть суть развития общества – приобретение новых черт за счет модернизации старых. Звучит неплохо. Вот апологеты глобализации всегда так и говорят: мол, процесс этот естественный, а противники его – «противники прогресса». Кому же захочется быть против прогресса? Никому. Вот и шагает глобализация по планете, почти не встречая сопротивления.

Но давайте начнем по порядку.

Что такое глобализация, если сказать о ней простыми словами?

Это стирание границ между странами и народами. Экономических, политических, этнических, религиозных, культурных – любых. Первые черты современной глобализации видны уже в деяниях Александра Македонского, а затем в мировой экспансии Римской империи. Собственно, древние римляне своим поведением (во всех смыслах этого слова) заложили настолько мощный посыл для дальнейшего развития Запада, что он действует до сих пор. Формально Рим пал чуть больше полутора тысяч лет назад, но фактически он жив и прекрасно себя чувствует до наших дней – и как город, и как идея.

А основная идея Римской империи всегда была простая и ясная – владеть миром вечно. Но если тогда, 2000 лет назад, под владением подразумевалось прямое завоевание и подчинение окружающих стран, народов и племен, то в наше время все происходит тоньше. Иному государству или народу, возможно, до сих пор кажется, что оно (он) обладает полным суверенитетом и самостоятельно решает, как ему жить в настоящем и будущем. Но на самом деле все совсем не так. Посмотрите вокруг: и суверенитет только на бумаге, и настоящее с будущим давно смоделировано за нас с вами и успешно воплощается в жизнь. В нашу жизнь!

Добровольно-принудительно

Легионы Римской империи несли с собой не только войну, кровь и поборы. Римляне построили дороги, которыми до сих пор пользуется Европа. Многим народам дали язык и письменность – веками и ученые, и рядовые европейцы писали исключительно на латыни. Даже в гимназиях Российской империи латынь была обязательным предметом. Вся современная законодательная система Запада выстроена на фундаменте римского права. Наука, литература, медицина, военное искусство, инженерное дело…

Влияние Рима на подчиненные ему страны и народы трудно переоценить. Но главное, как уже говорилось, продолжается оно и сегодня. За примерами далеко ходить не надо. В наши дни по всем странам планеты люди ходят в одни и те же заведения быстрого питания, носят произведенную в Китае похожую одежду, смотрят голливудские фильмы и сериалы, ездят на автомобилях транснациональных корпораций, пользуются «демократической системой выборов»… и т.д. и т.п. Конечно же, существуют некоторые национальные особенности, и разумные люди в самых разных уголках планеты пытаются их сохранить. Но... Если вы не хотите жить по нашим правилам, то мы идем к вам устанавливать НАШУ «демократию» – с долларом и оружием наперевес!

Есть хороший ролик в «Ютубе», где немецкий писатель-экономист Эрнст Вольф объясняет, как работает глобализация. Представьте себе деревню, говорит он, которой нужно новое здание местного совета по цене 100 000 долларов, например. Мэр идет в банк и просит 50 000 кредита, поскольку 50 000 на строительство у него уже есть. Банк соглашается. Тогда мэр договаривается с директором строительной компании о том, что они кладут 50 000 себе в карман и сообщает совету, что здание будет стоить 150 000 долларов. Совет в этом ничего не понимает и вместе с жителями деревни соглашается. Двое коррупционеров идут в банк и просят еще 50 000. Банк не дает. Тогда они идут в Международный валютный фонд (МВФ). Тот готов дать деньги хоть сегодня, но на некоторых условиях: «Вы обеспечите место на продуктовом рынке для крупной американской корпорации, позволите открыть в деревне филиал нашего банка и приватизировать колодец на центральной площади, откуда все жители берут воду». Мэр и директор строительной компании соглашаются (еще бы они не согласились!).

И жители деревни оглянуться не успевают, как уже едят не ими произведенные продукты (у американской корпорации цены на курицу и овощи ниже, но потом, когда местные фермеры разорятся, она их поднимет); пьют разлитую по бутылкам воду, покупая ее. А кредиты на все это берут в чужом банке (раньше они пользовались своей сберкассой, которая, разумеется, не выдержала конкуренции). Вот и вся суть глобализации! Под громкие крики о помощи «развивающимся» странам.

А теперь посмотрите вокруг себя!

Великое противостояние

Все мы помним из истории, что Римская империя в свое время разделилась на две – Западную со столицей в Риме и Восточную (она же Византия со столицей в Константинополе (ныне Стамбул). Не время вспоминать, почему исторические дороги этих двух империй разошлись. Сыграло свою роль множество важнейших причин, начиная от менталитета народов, их населяющих, и заканчивая разделением христианства на католичество и православие. Как бы то ни было, но с тех далеких пор «условный Рим» и «условная Византия» противостоят друг другу, и конца этому не видно. Просто сейчас наследников Рима мы называем «Вашингтон» и «Брюссель», имея в виду коллективный Запад, а последователей Византии именуем «Москвой», вкупе с теми или иными временными союзниками.

В разные времена это противостояние носило разный характер – от культурной и экономической конкуренции до прямого военного столкновения. Но оно было всегда.

Хорошо это или плохо? С какой стороны посмотреть. Сторонники глобализации утверждают, что ничего хорошего в таком противостоянии нет, поскольку масса ресурсов тратится якобы впустую, затрудняется движение товаров, технологий и услуг, а народы не могут найти общий язык, чтобы наконец зажить одной «дружной семьей». Но при этом они однозначно предполагают глобальное главенство «условного Рима» и иного варианта даже не допускают.

Противники наоборот считают, что это хорошо. Противостояние, говорят они, – это всегда разность потенциалов, столкновение интересов, соревнование и конкуренция (да, иногда и война, но это крайность, которую следует избегать). Только при таких условиях возможен настоящий прогресс. Не говоря уже о том, что разнообразие культур, политических и экономических систем подразумевает свободу выбора, что само по себе является правом каждого человека.

Своя голова не для шапки

Следует признать, что, с точки зрения философии и просто здравого смысла, аргументы противников глобализации выглядят предпочтительнее. Совершенно непонятно, чем нынешняя «глобализация» лучше идеи распространения социализма по всей планете? С моей точки зрения, откровенно хуже. Глобальный социализм хотя бы ставил всех в реально равные условия, «подтягивал» уровень отстающих стран, обучая местных специалистов, строя заводы, школы, электростанции и дороги. Нынешний же глобализм лишь декларирует равенство людей. На деле же страны, которые «повелись» на посулы глобалистов, беднеют и отстают в своем развитии от «благодетелей» все больше и больше, превращаясь в современные колонии и бантустаны. И наша украинская повседневная реальность тому наглядный пример.

В теории глобализма, как и во всякой теории, можно, конечно, найти отдельные свежие и полезные мысли. Другое дело – как их применять и какова конечная цель апологетов этой теории. А пока мне всегда хочется спросить тех, кто бездумно кричит, что «Україна – це Європа!»: а если все пойдут топиться, то ты тоже пойдешь?

Ну а если не пойдешь, то своей головой подумай, где тебя обманывают?

Андрей Манилык


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях