Страсти по бюджету: Народу – затянуть пояса, чиновникам – расстегнуться!


Учитывая, что депутаты Верховной Рады последнего созыва не принимают никаких решений безвозмездно, создается впечатление, что парламентарии закусили удила и решили в этом году досрочно взять все призы, какие только возможно.

Самые невероятные законы выходят как с конвейера. Может быть, в предчувствии скорого конца света… По крайней мере, для них лично.

На прошлой неделе Рада приняла в целом проект государственного бюджета на 2018 год в первом чтении. За него проголосовали 260 нардепов. Они согласились с предложением Кабинета Министров принять государственный бюджет на 2018 год с доходами 877 миллиардов гривен и расходами в 948,1 миллиарда гривен. Как известно, жить в долг – это признак хорошего тона. Утверждается, что дефицит госбюджета будет предельным и составит 77,9 миллиарда гривен.

Также предлагается предусмотреть предельный размер госдолга в сумме 1,999 триллиона гривен. До долга США далековато, но стремиться к этому никто не мешает.

Не для себя, любимых, а для граждан второго или даже третьего сорта пока предлагается установить с 1 января 2018 года прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в размере 1700 гривен, с 1 июля – 1777 гривен, с 1 декабря – 1853 гривны. Рост отмеряется почти по граммам, как в старорежимной аптеке.

Проект госбюджета-2018 основывается на прогнозе курса 30,1 гривны за доллар на конец следующего года. Для простых граждан, для которых и предусмотрен прожиточный минимум, это означает, что при курсе 30 гривен и выше за доллар все продукты питания подорожают еще на 25 процентов и даже одежда в секонд хэнде – минимум на 25 процентов. Ожидается, что это создаст профицит в бюджете. При этом непонятно, почему его называют страшным. Ведь для казнокрадов и прочих государственных мошенников это сплошная малина. Если бы депутаты ограничились только ростом цен на продукты питания, можно было бы сказать им спасибо. Но им этого мало. Кстати, за «спасибо» депутат вам даже не улыбнется. Питомцы Майдана заложили в бюджет подорожание газа и электричества еще на 18  процентов. Предусмотрительно оставив 70  процентов украинцев без субсидий до конца следующего года.

Таким образом 2018 год будет гарантированно тяжелее чем 2017-й, ибо заработная плата и обязательные затраты для жизнедеятельности человека станут еще более несопоставимыми.

Как подсчитали экономисты, 60 процентов жителей украинских городов при таких раскладах не смогут позволить себе качественную еду, а 70 процентов станут должниками перед компаниями Ахметова и Порошенко за газ и электричество. Бюджет-2018 уже прозвали бесстыжим: у народа отобрать, чиновникам добавить. Социальные расходы почти не вырастут, зато расходы на содержание аппарата чиновников повысятся в 2-5 раз.

Само собой до второго чтения депутаты будут стремиться внести в госбюджет свои корыстные интересы, поэтому к моменту принятия законопроект обрастет сотнями поправок. Пока нынешний скелет не оброс подобным «мясом», для экспертов уже ясно, что госбюджет-2018 будет самым циничным и антисоциальным. Расходы на «социалку» вырастут всего на 5 миллиардов гривен, что в условиях сверхвысокой инфляции означает: эти расходы реально пойдут в минус. Кроме того, бюджет снизит на 15 миллиардов гривен финансирование Пенсионного фонда. При этом основным источником финансирования будет инфляция, которая будет вдвое выше официального показателя. С помощью «инфляционного налога» в виде роста цен и тарифов будут профинансированы основные расходы государства.

«Правительство утверждает: у нас экономический рост и реформы, – напомнил на пресс-конференции в РИА Новости Украина экономист Андрей Блинов. – Это не очень понятно, поскольку в нормальном понимании доходы в бюджет должны поступать через экономический рост. Но у правительства основным источником доходов является инфляционный налог. Если бы в Минфине сказали: «Ребята, у нас в этом году будет среднегодовая инфляция – 15 процентов», то нам бы сказали: да нет, это рука Кремля, это враги говорят, такого не может быть. Вот эти 5-6 лишних процентных пунктов, собственно, и являются источником вот этих самых денег. Правительство недооценило эффект от повышения тарифов и минимальных заработных плат. Повышение минималки привело не столько к повышенному спросу со стороны населения, сколько к тому, что монополии начали как по команде пересчитывать свои тарифы. Это привело к новому витку инфляции».

Таким образом, реальная инфляция «съест» даже то незначительное повышение социальных расходов, которое запланировано в проекте госбюджета на 2018 год. Однако собственные расходы чиновники надежно защитили от инфляции. Если социалка выросла всего на 15 процентов, то содержание государственных органов в

2018 году увеличится в несколько раз. Расходы на армию «слуг народа» власть частично объясняет некой административной реформой, согласно которой «хорошие» чиновники должны заменить «плохих». На деле оказывается, что новый аппарат лишь дублирует старый. При этом и те и другие продолжают получать зарплату, причем в повышенном размере. Однако никакой «админреформой» нельзя объяснить повышение расходов на содержание ведомственных больниц и санаториев, содержание объектов Государственного управления делами.

А чем объяснить рост расходов на аппарат президента на 75 процентов до 2,5 миллиарда гривен? Как соглашаются эксперты, Верховная Рада должна принять этот бюджет, поэтому расходы на ее содержание увеличатся на 77 процентов и достигнут

2,7 миллиарда гривен. Даже для процветающей страны это нонсенс. А для такой нищей, как наша, едва дышащей на ладан, просто натуральное мародерство!

Бюджетная тема глубока и неисчерпаема. Поэтому у нас еще будет повод продолжить разговор…

Михайло Витяй


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях