“Маршал советского кино”: 20 ноября 2017 года исполняется 90 лет со дня рождения М.А.Ульянова - выдающегося актёра театра и кино, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда

“Маршал советского кино”: 20 ноября 2017 года исполняется 90 лет со дня рождения М.А.Ульянова - выдающегося актёра театра и кино, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда


«Председатель», «Братья Карамазовы», «Освобождение», «Блокада», «Бег», «Ворошиловский стрелок»… Все эти фильмы объединены мощным актерским талантом Михаила Александровича Ульянова.

Он  родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак Муромцевского района Омской области, в семье председателя колхоза. В детстве об актерской профессии даже не мечтал. В небольшом сибирском городке Тара, где он рос, и театра-то не было. Но, побывав как-то на спектаклях тобольского театра, который приехал в Тару на гастроли, молодой человек призадумался: «А может, попробовать?»

Вскоре началась война, и в городке появилась труппа украинских артистов из эвакуированного львовского Театра им. Заньковецкой. Режиссер, организовавший театральную студию, посоветовал студийцу Ульянову ехать учиться в Омск.

Особого стремления идти в актеры не было. «Профессия так себе, странноватая», – рассуждал Михаил. Но сибирскому пареньку очень хотелось самостоятельности, хотелось вырваться из родительского дома, и он отправился в Омск. Проучившись два года в студии при местном театре, Михаил решил брать новую высоту.

В августе 1946 года с небольшим чемоданом он приехал покорять столицу. Единственная студия в Москве, о которой слышали в далекой Сибири — студия Алексея Дикого, оказалось, давно не существует. В растерянности молодой артист попытался поступить в Театральное училище им. Щепкина, но прошел только два тура. Бросился поступать в студию при МХАТе — та же история.

Отчаявшись, Ульянов брел по Арбату и неожиданно нос к носу столкнулся со знакомым пареньком из Омска. Тот и направил будущего патриарха сцены и экрана в театральное училище им. Б.Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, о котором молодой человек тогда и слыхом не слыхивал. И роман с театром закрутился: более 60 лет выходил Михаил Ульянов на сцену Вахтанговского! А в сентябре 1987-го был назначен его художественным руководителем.

Ульянов казался воплощением человеческой надежности и порядочности, не высокородной – природной, ведь был он выходцем из низов. У Михаила Александровича было удивительное лицо, равно подходящее для того, чтобы играть и ударника соцтруда, и римского патриция.

Советская сцена и советский кинематограф остро нуждались в положительном герое, и Ульянов, с его обликом, статью, правильным происхождением, с его сквозящим в каждом движении душевным благородством, оказался как нельзя кстати. Он соответствовал социальному запросу времени по всем статьям и создал бессчетное количество этих самых положительных героев, избегнув при этом фальши и официоза на сцене с той же легкостью, с какой избегал их в реальной жизни.

Несмотря на десятки сыгранных ролей, для миллионов зрителей народный артист СССР Михаил Ульянов — это прежде всего маршал Жуков. Никто бы, наверное, и не удивился, если бы вместо своих многочисленных наград — звезды Героя Социалистического Труда, медалей лауреата Госпремий и прочая, прочая — Ульянов надел маршальский китель. За глаза его так и называли: «Маршал нашего кино».

Начиная с киноэпопеи «Освобождение», первые два фильма которой вышли в 1969 году, Ульянов сыграл роль Жукова примерно в 20 фильмах.

После Ульянова Жукова играли и Владимир Меньшов, и Валерий Афанасьев, и Евгений Яковлев, и Валерий Баринов, и Анатолий Котенев, и Александр Балуев… Но переиграть Ульянова, а точнее создать «настоящего» Жукова больше не удалось никому.

Режиссер Юрий Кара, в последний раз снявший Ульянова в роли Маршала Победы в фильме «Звезда эпохи», говорил: «Ульянов — это уже традиция. То, как он сыграл роль Жукова в свое время, — шедевр! Многие неискушенные зрители, когда видят документальную хронику с настоящим Жуковым, говорят: «А что-то маршал у вас не похож». Так что сегодня лицо Ульянова считают более «жуковским», чем лицо самого маршала, настолько все привыкли к Михаилу Александровичу в этом образе». Даже водитель военачальника Александр Бучин, провозивший маршала семь лет, соглашался, что «Ульянов очень похож на Жукова и внешне, и по характеру».

Дочь актера Елена Ульянова рассказывала в одном из интервью, как однажды — это было в самый пик «киножуковианы» — Михаил Александрович в подаренной военными камуфляжной форме поехал на своих «жигулях» на дачу. Остановил гаишник. Отец вышел из автомобиля. Милиционер: «Можно посмотреть ваши документы?». — «Разрешаю», — молниеносно отыграл Ульянов за Жукова. Постовой заморгал глазами, вытянулся и взял под козырек: «Товарищ маршал, проезжайте. Извините!» (в ту пору никого не удивляло, что маршал может ездить на дачу на «жигуленке»).

Между прочим кандидатуру Ульянова на роль полководца некогда одобрил… сам Жуков. Юрий Озеров, снимавший «Освобождение», долго не мог подобрать актера, и, показывая  маршалу сценарий, посетовал на это обстоятельство. Тут Георгий Константинович и подсказал ему Ульянова. Он видел его в фильме «Председатель», и жесткий образ руководителя колхоза, воплощенного артистом, пришелся по нраву маршалу.

Но Ульянов не был бы великим, если бы играл – пусть и гениально – только маршала Жукова. Или председателя колхоза. Или предельно облагороженного советскими драматургами Ленина… Боясь «закаменеть» в одном образе или амплуа, он с готовностью и видимым удовольствием брался за роли персонажей неоднозначных, а иногда и абсолютно отрицательных. Таков его алкоголик Шмага в пьесе Островского «Без вины виноватые», таков же его герой в фильме «Без свидетелей», которого Ульянов называл одним из самых любимых.

В его актерской биографии случались весьма противоречивые натуры (Цезарь, Антоний, Понтий Пилат), и натуры страстные (Митя Карамазов, генерал Чарнота), и даже сущие монстры – от Ричарда III  до сиплого мафиозо из «Антикиллера». Было, тем не менее, нечто объединяющее этих разноплановых героев: почти все они масштабные личности. В них сквозит харизма, есть мужское начало. Они и в грехах своих исполнены значительности. Их жизнь мерится  не поступками, но деяниями.

01.10.1975 Михаил Ульянов (в центре) в роли В. Ленина

Не всегда, правда, все зависело от желания актера или видения режиссера. Было время, когда Ульянову просто запрещали играть недостойных. Однажды, еще в бытность министром культуры СССР Екатерины Фурцевой, театр имени Вахтангова должен был ехать на гастроли в Австрию, чтобы, в частности, представить западной публике спектакль «Человек с ружьем». Как обычно в таких случаях, перед поездкой министр  устраивала для членов труппы инструктаж. Узнав, что роль Ленина доверена Ульянову, сыгравшему до этого доносчика в «Тишине», Фурцева пришла в состояние крайнего раздражения. И с этого момента запретила актеру играть героев, недостойных, по ее мнению, образа вождя.

…В последнее время Ульянов не играл в спектаклях, но все равно каждый день приходил в Театр имени Вахтангова, который считал своим вторым домом. Руководство огромным коллективом давалось Ульянову с большим трудом, но и оставлять пост художественного руководителя театра он не хотел или не мог…

Похоронили актера с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище 29 марта 2007 года.

Имя Михаила Ульянова, почетного гражданина Омской области, присвоено Омскому Государственному Северному драматическому театру. А еще имя прославленного актера носит теперь первый 260-метровый российский арктический танкер ледового класса.

Источник


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях