Как обеспечить реализацию конституционных прав и свобод граждан Украины?


Возьмем 29-ю статью Конституции, где говорится, что каждому арестованному или задержанному должна быть предоставлена возможность с момента задержания пользоваться правовой помощью защитника. Реализуется ли это положение на практике? Очень редко. Почти не реализуется. Во-первых, потому, что правоохранительные органы часто не выполняют требований Конституции. В милиции бывают случаи, что бьют задержанных и это часто раскрывается в судах, хотя ст.28 Конституции прямо говорит:


«Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, нечеловеческому или унижающему его достоинство обращению либо наказанию».


Часто не допускают защитников, о чем есть немало жалоб народным депутатам как защитников, так и задержанных. Но главное в другом: эта статья Конституции не реализуется прежде всего потому, что 70% граждан Украины настолько бедны, что не имеют возможности позволить себе такую роскошь, такие непредвиденные расходы, как нанять защитника. Ведь защитники работают на почасовой оплате, а чем платить человеку, зарабатывающему 400-500 гривен в месяц, если на эти деньги кормится вся семья? Вот и остается для миллионов граждан Украины пустой декларацией конституционное право гражданина на уважение его достоинства. Вот и гуляет в стране выбивание показаний, признание в несовершенных преступлениях, а государство помалкивает, потому что довело своих граждан до такой бедности, когда не до защитников, легче согласиться с требованиями обвинителей в чем угодно, чем себя защищать. И вина государства в судьбе каждого гражданина здесь очевидна.


Возьмем другие примеры. Как государство Украина обеспечивает реализацию права на труд, на отдых, на социальную защиту, на жилище, на охрану здоровья, на достаточный жизненный уровень, на образование и другие конституционные права и свободы.


Статья 43 Конституции Украины четко указывает: «Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд...». Что означает эта запись в Основном Законе страны? Представляется , что она означает, что государство не обязуется перед своими гражданами предоставить им гарантированную работу. Оно предоставляет только условия. А кто же обязан предоставить гарантированную работу конкретному гражданину. Никто. Пусть заботится гражданин о себе сам. В этом суть буржуазного понимания права на труд.


Именно свободный рынок труда, где рабочая сила как товар свободно продается и покупается, – идеал для работодателей. Но является ли это идеалом для работников? Думаю, нет. Особенно для безработных или тех, кто не может найти работу в силу отсутствия профессионального опыта или пожилого возраста.


Идеал для работника, когда государство обеспечивает получение гражданином гарантированной работы. Именно так было записано в ст.38 Конституции Украинской ССР, при существовании которой безработицы практически не было. А в государстве Украина без работы оказались сотни тысяч, миллионы прекрасных специалистов. Только по статистике, около 3-х миллионов безработных. Тысячи молодых людей с дипломами о высшем образовании не могут найти работу по специальности. И государство это не особенно волнует. Почему? Потому что государство отказалось от общенародной собственности. Оно спустило за бесценок в частную собственность тысячи предприятий, которые обеспечивали работой миллионы людей.


В результате количество рабочих мест уменьшилось на миллионы и люди оказались без работы. Есть ли вина в этом государства Украина? Прямая и непосредственная. В соседней Беларуси, где не спешат с приватизацией, безработицы практически нет и работа вовремя и нормально оплачивается. Таковы реалии реализации в Украине права на труд. Вывод простой: государство, не имея собственности, не способно создать условия для полного осуществления гражданами права на труд. Теперь это пора уже понять каждому работающему, потому что завтра он может оказаться безработным.


Ст.45 Конституции Украины провозглашает, что каждый работающий имеет право на отдых.


Работающий, а безработный по вине государства, где его право на отдых? Согласно Конституции право на отдых включает еженедельные выходные, ежегодные отпуска, сокращенный рабочий день для отдельных профессий и в ночное время. И все. А где же обязанность государства создать сеть культурно- просветительных и оздоровительных учреждений, забота о массовом спорте, физической культуре и туризме, создание условий для рационального использования свободного времени. Этой обязанности у государства уже нет потому, что нет у него собственности. Куда подевались прекрасные государственные дома отдыха, где поправляли здоровье миллионы тружеников по вполне доступным работающему гражданину ценам. Они есть, но они в частных руках, а рыночные цены сделали эти места оздоровительного отдыха практически недоступными для миллионов граждан Украины.


Вот вам и конституционное право на отдых. Отдых полноценный, оздоровительный, восстанавливающий работоспособность только для богатых, а остальные граждане оказались за пределами реальных возможностей реализации права на отдых. Куда ты поедешь отдыхать, если у тебя зарплата 500 гривен? А если меньше? А ведь при государственной собственности и при зарплате в 120 р. полноценный отдых был доступен каждому. Вывод простой: если у государства есть собственность, оно способно создать условия и для отдыха своих граждан, а если нет собственности, отдых государством может быть обеспечен только в форме безработицы.


Ст.46 Конституции Украины декларирует право граждан на социальную защиту. Имеется в виду право на обеспечение в случае потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы, а также старости. При этом в данной статье говорится: «Пенсии, иные виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом».


Мы помним, что согласно ст. 8 нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия, а законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. Посмотрим, как эти требования срабатывают при реализации права граждан на социальную защиту. Прежде всего укажем, что в Украине установлен законом средний прожиточный минимум 358 гривен. Следовательно, согласно Конституции, пенсии и иные виды социальных выплат и пособий должны быть не ниже прожиточного минимума. Так требует Основной Закон. А что реально обеспечивает гражданам Украины Президент Кучма и все его правительство? Вот цифры: минимальная пенсия- 92 грн., максимальная- 150-200 грн.; помощь по безработице (которую реформаторы организовали через приватизацию) - 100 грн.; семьи с детьми получают: незастрахованные - 42,5 грн., застрахованные- 88 грн.; субсидии на жилищно-коммунальные услуги -36,4 грн.


Можно ли после этих «показателей» говорить о социальной защите граждан Украины? Как может прожить человек на 100- 200 гривен в месяц? Это не укладывается ни в какую логику, ни в какие расчеты. Можно смело утверждать: в Украине конституционно декларирована, но реально не обеспечена социальная защита граждан. В Украине Президентом и всеми его правительствами организован геноцид (уничтожение) миллионов граждан, получающих пенсии и пособия ниже прожиточного минимума. А ведь граждане Украины являются собственниками несметных богатств, всего народного достояния, которое их исправно кормило до приватизации. Сегодня, когда правительство говорит, что нет денег на зарплаты, пенсии, пособия, довольствия на уровне прожиточного минимума, необходимо ставить вопрос ребром: зачем приватизированы прибыльные государственные предприятия? Кто вам, реформаторам, дал право распоряжаться общенародной собственностью без волеизъявления народа?


Каждый гражданин Украины должен знать, что он является законным собственником земли, всех полезных ископаемых, которые находятся в земле и под водой, всех электростанций, трубопроводов, железных дорог, всех крупных заводов, фабрик и других богатств Украины. Каждый, кто живет в бедности, должен знать, что его нагло ограбили и он мучается в своей нищете только потому, что его собственностью незаконно распоряжаются частные лица. И он станет жить лучше только тогда, когда вытребует, отберет, отвоюет свою собственность из чужого незаконного владения. Ибо вся приватизация, начатая в начале 90-х годов и до сего времени, есть незаконное и нелегитимное изъятие собственности из народного владения, из владения каждого гражданина.


Два слова о пенсиях. Советский тип пенсии состоял в том, что они были государственными и выплачивались из госбюджета. Иуда Горбачев еще в 1990 году отменил этот порядок и ввел Пенсионный фонд. И теперь не государство отвечает за пенсии всем своим достоянием, а этот фонд: сколько собрал, столько и распределил. Теперь пенсии разделили на базовую часть, страховую и накопительную. Этим способом правительство все больше перекладывает пенсионное обеспечение с плеч государства на самих будущих пенсионеров.


А что может накопить человек, зарабатывающий 500 гривен в месяц, если ему сейчас не удается свести концы с концами?


Вот и получается, что для будущих поколений пенсии отменяются или будут просто мизерными. Такова реальность реализации права граждан на социальную защиту.


Ст.47 Конституции Украины провозглашает, что каждый имеет право на жилище. Государство создает условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилище, приобрести его в собственность или взять аренду.


Социально нуждающимся жилище предоставляется государством бесплатно или за доступную для них плату в соответствии с законом.


Давайте задумаемся, что означает эта декларация конституционного права на жилище. Первый вопрос, который возникает: когда будет возможность гражданину построить, приобрести, взять в аренду жилище? Дальше, какому гражданину, кому конкретно?


Ответы на эти вопросы есть и они простые и ясные. Во-первых, государство создает возможности для тех граждан, кто имеет деньги и способны заплатить. Во-вторых, формулировкой: «создает условия, при которых... гражданин и будет иметь возможность...» государство сняло с себя практически обязательства по реализации этого конституционного права граждан. Для того, чтобы государство обеспечивало это конституционное право, оно должно иметь государственный жилищный фонд, оно должно по самым низким ценам отпускать стройматериалы под конкретное строительство, давать под низкие проценты кредит в банке, обеспечивать низкую плату за квартиру и коммунальные услуги. Имеет ли такие возможности государство Украина? Нет, не имеет. Почему? Потому что государство Украина не имеет в своем распоряжении собственности. Оно не контролирует получение прибыли, материально-финансовые процессы в общественном производстве, потому что общественное производство в основном – частное, не может заставить частный банк дать кредит под низкий процент или без залога, не может установить низкую плату за квартиру и коммунальные услуги, потому что надо дотировать расходы на эксплуатацию жилья, а дотировать нечем. Ведь общенародная собственность, приносящая прибыль, в частных руках. Поэтому вывод напрашивается сам собой: ст.47 Конституции Украины, провозглашающая право граждан на жилище, – пустая либеральная декларация. Реально обеспечить реализацию данного права государство сможет только тогда, когда в его распоряжении появится собственность, приносящая прибыль. А пока в его распоряжении только налоговые сборы, о жилье гражданам, зарабатывающим 500-700 гривен в месяц, можно только мечтать. Мечтайте, граждане, вы теперь все господа, а жильем вас государство обеспечивало и квартплату брало нормальную тогда, когда вы были товарищами.


Пора задуматься.


А еще пора задуматься и над тем, что за неуплату квартплаты можно лишиться жилья на законных основаниях. В Украине уже зарегистрировано 23 тысячи бездомных. А мы живем в стране, где больше чем полгода весьма не жарко. А что тогда? А тогда вокруг больших городов будут создаваться анклавы, так называемые «цивилизации трущоб». Как на Западе, особенно в Латинской Америке. Вот что означает лишение государства собственности и неучастие государства в реализации конституционного права на жилище. Пока в Украине строятся, вопреки требованиям экологии, вокруг городов дворцы, но придет время и для строительства хижин и землянок, если в распоряжение государства не вернется разворованная общенародная собственность.


Весьма важным, исключительно жизненным является конституционное право на охрану здоровья. Ст.49 Конституции Украины провозглашает: «Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно».


Как ладно и четко выписаны обязанности государства. Если верить Конституции, то уж охрана здоровья граждан Украины на высоком уровне. Однако на практике все оказывается не столь радужно и даже совсем печально. В государственных больницах у врачей и медперсонала мизерные зарплаты, необходимых препаратов практически нет, питание скудное, оборудование устаревшее, здания больниц, даже областных, бывают в ужасном состоянии. Больные вынуждены сами покупать лекарства, платить за медуслуги, а цены на лекарства неизмеримы с их зарплатами. Это и называется реализация конституционного права на охрану здоровья, бесплатная медицинская помощь, созданные государством условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Практически гражданин Украины, зарабатывающий даже 1000 гривен в месяц, не может обеспечить себе достаточного лечения при серьезном заболевании, а если необходима операция, то и подавно.


Почему так происходит? Потому что государство бедное - нет средств. В 1989 году бюджет Украины составлял 52 млрд. долларов США, а в 2004 – 12 млрд. долларов. Вот и ответы на вопросы. Но в 1989 году в государства была собственность, приносящая прибыль в бюджет, а в 2004-м прибыль от нашей с вами собственности, читатель, идет на частные счета, а государство распоряжается только налоговыми сборами. Так что каждый будет охранять свое здоровье самостоятельно, пока государство не вернет в свое распоряжение общенародную собственность. Без этого условия практическая реализация конституционного права граждан на охрану здоровья- неосуществима.


Охрана здоровья каждого зависит от наполнености его кошелька. Остальные, не имеющие средств, при серьезном заболевании обречены практически на вымирание. Это также нельзя назвать иначе как геноцид собственного народа. Такова реальность. И те, кто принял решение о приватизации, а практически – о раздаче общенародной собственности частным лицам, несут прямую ответственность за каждую преждевременную смерть граждан Украины. В результате приватизации кладбища заселяются, а Украина вымирает, это и есть реализация конституционного права на охрану здоровья.


Ст.48 Конституции Украины очень удивляет своим лицемерием, безответственностью и пустой декларативностью. Она гласит: «Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище». Если это конституционное право граждан, то, естественно, у государства есть обязанность его реализовать. Тогда, на каком же основании государство устанавливает минимальные зарплаты, пенсии, стипендии ниже прожиточного минимума? Или минимальная месячная зарплата в 205 гривен, пенсия в 100 гривен, пособие по безработице в 50 гривен, по мнению Президента, его парламентского большинства и правительства, составляют «достаточный жизненный уровень» для граждан Украины?


Если «каждый» имеет право, то перед «каждым» гражданином государство обязано создать предпосылки для реализации его конституционного права.


В Украине законом установлен средний прожиточный минимум 358 гривен. Следовательно, каждый гражданин, получающий в месяц меньше этого минимума, имеет право, ссылаясь на 48 статью Конституции, подать в суд на плательщика своей зарплаты, пенсии, пособия по безработице и требовать, чтобы его зарплата была не ниже прожиточного минимума. Иначе как же реализовать конституционное право гражданина на «достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи»?


Государство абсолютно нарушает ст.48 Конституции Украины, когда выплачивает зарплаты, пенсии, пособия, довольствия и другие платежи гражданам ниже прожиточного минимума. Это прямое обкрадывание граждан государством. И от этого никуда не деться господам либералам и социал-демократам «о», властвующим сегодня в Украине.


Согласно ст.48 Конституции Украины, каждый гражданин Украины, если он состоит на учете как безработный или работает, но получает зарплату ниже прожиточного минимума, или пенсионер, получающий пенсию ниже 358 гривен, вправе требовать от государства обеспечить ему и его семье «...достаточный жизненный уровень..., включающий достаточное питание, одежду, жилище». Кстати, исходя из этой статьи Конституции, ни при каких условиях нельзя лишить гражданина Украины жилья без предоставления другого, «достаточного» для его проживания. Таковы требования Конституции. А что же государство? А государство лицемерно провозгласило права граждан, внешне очень демократические, и трусливо спряталось за скудный бюджет и грязную приватизацию и теперь скулит по каждому требованию своих граждан одно и то же: «Кризис», «Нет денег».


Да, согласен, в вашем государстве, господа, нет денег, потому что вы прибыльные объекты общенародной собственности, с которой каждый гражданин Украины имел косвенный, но ощутимый доход, присвоили себе, а гражданам оставили возможность выживать в условиях ваших непродуманных, воровских, безответственных и бесконечных реформ. Поэтому «лучшую в мире», самую «демократическую» Конституцию Украины вы превратили в пустой, с точки зрения реализации конституционных прав граждан, декларативный документ, который именуется Основным Законом страны. Но если Основной Закон – декларативный пустозвон, то какие же остальные?


Посмотрите на ст.53 Конституции Украины, провозглашающую, что каждый имеет право на образование. Более того, «полное общее среднее образование является обязательным». Что стоит за реализацией этого права граждан Украины? Прежде всего материальная обеспеченность. Только при материальной обеспеченности родителей дети могут ходить в школу и получить полное общее среднее образование. А если родители не обеспечены, не имеют материальной возможности учить своих детей, то государство, согласно ст. 53 Конституции Украины, обязано обеспечить получение детьми полного общего среднего образования за свой счет. Потому что, согласно Конституции, среднее образование является обязательным. Малоимущие родители имеют право потребовать от государства учить своих детей за казенный счет, если они не в состоянии материально обеспечить их учебу. Однако государство в этом плане, не выполняет своих обязательств. В Украине 8 тысяч детей, по официальной статистике, не посещают школу. А фактически – значительно больше, ведь только беспризорных детей 129 тысяч. Согласно ст. 53 Конституции, граждане имеют право бесплатно получить и высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе. Однако реально получить такое образование конкретному гражданину очень трудно. Во-первых, в силу жесточайшей коррупции при приеме в вузы, а во-вторых, и это главное, в силу материальной малообеспеченности.


По данным социологов, в Украине классовое расслоение общества характеризуется следующими цифрами: богатые-3%, средний класс -12%, бедные-28%, «почти средний класс» - 57% . Следовательно, только 15 % населения могут реально обеспечить учебу своих детей. А 85% практически не могут дать высшее образование своим детям. Кстати, на платных отделениях вузов Украины годовая плата за два семестра учебы составляет от 1000 до 2500 долларов США. А жилье, питание, учебники, одежда и т.д. Кому доступно такое конституционное право на образование? Сколько способных, талантливых людей отрезаны от учебы, потеряны для умножения интеллектуальных сил своего народа!


Вот вам и реализация права граждан на образование. Хотя ст.53 Конституции Украины дает такое право каждому гражданину. Декларативность провозглашенных Конституцией Украины прав и свобод граждан - вот характерная черта Основного Закона страны. Провозглашение права на бумаге и отрицание этого права в реальной жизни в силу материальных условий бытия украинского общества.


Но мы ведь знаем и другие времена, времена социалистической Украины, когда дети в средней школе учились практически все, а в высшей все очень желающие, исключая ленивых и неспособных или неподготовленных к серьезной учебе. Вот это была реализация права граждан на образование, реальная, хотя и на конкурсной основе. Да, тогда тоже были взятки, проявления коррупции, телефонного права, но не в сравнимых с сегодняшними масштабами. Сегодня деньги полностью правят бал в сфере образования, а в социалистической Украине правили бал способности граждан, закон и государственная политика, направленная на обеспечение условий для получения среднего и высшего образования гражданами Украины.


Итак, мы рассмотрели самые жизненные конституционные права граждан Украины. Кроме того, что сама Конституция Украины не содержит механизма обеспечения реализации конституционных прав граждан, государство Украина также не обладает возможностями помочь гражданам в реализации их конституционных прав. Государство, лишившись собственности в результате незаконной воровской приватизации, обрекло себя на роль бедного и беспомощного, по отношению к своим гражданам, охранителя того социального строя, который возник в результате передела собственности в пользу примерно двухсот семейств частных собственников в Украине. Да, крупных собственников государство охраняет исправно, называет их элитой, дает награды, «золотые фортуны», а вот для остальных граждан уготована бедность и нищета, духовная деградация, бескультурье, вымирание и беспросветное мрачное будущее. И это мы говорим о целом народе Украины, который совсем недавно, в 1989 году был собственником всего народного достояния. Народу при Советской власти принадлежали земля, ее недра, воды, леса, основные средства производства в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки и т.д. Государство распоряжалось этим огромным материальным потенциалом, могло позволить себе устанавливать низкие, доступные всем цены на коммунальные услуги и квартплату, электроэнергию, горючее, продукты питания первой необходимости, учебу детей, лечение больных и т.д.


А что теперь, когда роздали частным собственникам всенародное достояние, кормившее 52-миллионное население Украины? Теперь 3% населения живут в состоянии богачей, 12% в достатке, а остальные убожествуют, бедствуют, каждый день ощущая на себе тяготы рынка, безденежья, страха перед нищетой, безработицей, болезнью, невыплатой зарплаты и другими испытаниями рыночной демократии.


Возникает вопрос, а есть ли возможность задекларированные Конституцией Украины права и свободы граждан Украины реально гарантировать? Такая возможность, несомненно, есть, но при одном непременном условии: приватизированное, а по существу разворованное аппаратом управления, номенклатурой, «теневиками» общенародное достояние должно быть возвращено народу. Речь конкретно идет о национализации базовых отраслей промышленности, земле, недрах, как общенародной собственности, способной обеспечить достойный жизненный уровень всех социальных слоев населения Украины. Дело в том, что базовые отрасли промышленности, недра, водка и табак всегда дают прибыль. И эта прибыль должна быть достоянием не отдельных частных лиц, а всех граждан Украины. Государство, имея в своем распоряжении не только куцые и голые налоги, но и всю прибыль от главнейших отраслей народного хозяйства, будет иметь возможность проводить социальную политику в интересах абсолютного большинства граждан Украины. Национализация дает возможность резко увеличить бюджет Украины в три-четыре раза и поднять уровень жизни населения на первых порах хотя бы на порядок выше сегодняшнего.


Увеличение покупательной способности населения станет сильнейшим стимулом для развития промышленности, всех сфер хозяйственной жизни. В этом, именно в этом, заложен источник возрождения былой славы Украины, преодоления кризиса, поворота реформ к потребностям людей.


Национализация, позволит покончить с безработицей, начать возрождение всех отраслей народного хозяйства Украины, включая малое и среднее предпринимательство.


Государство, имея в своем распоряжении огромные материальные ресурсы, будет способно снизить плату за коммунальные услуги, электроэнергию, повысить пенсии, зарплаты, стипендии, военное довольствие не ниже прожиточного минимума, обеспечить доступность цен каждому гражданину на основные продукты питания и лекарства, учить детей, лечить больных, развивать науку и культуру. А это и есть обеспечение реализации конституционных прав граждан Украины.


Граждане Украины еще не осознали, что их нагло, подло обворовали, отобрав не только их личные вклады в Сбербанке, но и источники жизни для многих поколений. Общенародная собственность предназначена служить всему народу, а не двумстам частным лицам, купающимся в роскоши за счет нищеты народа. Национализация базовых отраслей хозяйства – вот ответ на вопрос, как обеспечить реализацию конституционных прав граждан Украины.


Василий СИРЕНКО,
доктор юридических наук, профессор,
член - корреспондент НАН Украины,
академик АПрН Украины, народный депутат Украины,
фракция коммунистов


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях