Техническая мощь Страны Советов. 3 декабря 1959 года вступил в строй советский атомный ледокол Ленин — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой

Техническая мощь Страны Советов. 3 декабря 1959 года вступил в строй советский атомный ледокол "Ленин" — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой


3 декабря 1959 года был поднят флаг на первом атомном ледоколе «Ленин» - судне, которому суждено было стать вторым легендарным ледоколом после «Ермака», о котором знал весь мир. Эта дата считается днём рождения отечественного атомного ледокольного флота.

Решение о строительстве первого в мире атомного ледокола было принято на заседании Совета Министров СССР 20 ноября 1953 года. Новое судно было необходимо для развития навигации по Северному морскому пути. Обычные дизельные ледоколы имели очень большой расход топлива, что снижало их эффективность, в то время как  атомоход  имел практически неограниченный район плавания, за один рейс он мог побывать и в Арктике, и у берегов Антарктиды.

Проект корабля был разработан в ЦКБ-15. Главным конструктором был Василий Неганов, атомная установка спроектирована под руководством Игоря Африкантова.

Ледокол был заложен 25 августа 1956 года на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде. Длина корабля, водоизмещением 16 тысяч тонн, составляла 134 метров, ширина — 27,6 метров. Корпус судна был изготовлен из специальной стали, которая была разработана в институте «Прометей». В сентябре 1959 года атомоход вышел на ходовые испытания в Финский залив.

В книгах по истории создания «Ленина» авторы часто приводят различные цифры и факты: Например,  о  70 тысяч деталей, об общей  длине сварных швов более 6 тысяч километров (приблизительно как расстояние от Москвы до Владивостока), апробации новой методики сборки крупногабаритных деталей по масштабному плану, о фотопроекционном методе разметки деталей корпуса и пр.

Проще говоря, проект был новым, сталь для него была тоже новой (сверхпрочной), строить нужно было в сжатые сроки, поэтому и размечать будущие детали, и резать для них металл, и сгибать его, и собирать из частей одно целое приходилось новаторскими способами.

«Ленин» был настолько большим по тем временам, что даже со стапелей его спустили при помощи специальных понтонов — чтобы корпус весом в 11 тысяч тонн не «зарылся» в дно Невы при сходе со спусковых дорожек, которые оказались коротковаты.

В архивах бережно хранят проектную документацию — так называемый техпаспорт судна. Это толстенная книга, где тщательно прописаны все параметры корабля, дан его подробный чертеж, марки металла, запчасти и так далее.

Такой документ есть у каждого судна, корабля, подлодки, вот только стоит на нем, как правило, аббревиатура ДСП, то есть "для служебного пользования".

Можно сказать, что «Ленин» был в каком-то смысле детищем "холодной войны", развернувшейся тогда между СССР и США. Связано это в первую очередь с  Арктикой, которая  всегда приковывала к себе внимание ведущих держав и прежде всего — даже не как поле для научных исследований, а как территория для возможного размещения баз военной авиации, подлодок — словом, как можно ближе к берегам противника.

«Ленин» не был военным судном. И цели у него были  мирные — проводка судов во льдах, помощь тем, кто застрял в ледовом плену на трассах Севморпути. Но само словосочетание — «мирный атом», пожалуй, укрепилось в сознании людей именно благодаря ему.

Проект первого в мире атомного ледокола, получившего имя «Ленин», оказался совершенно уникальным в плане открытости – во время постройки и ходовых испытаний на нем побывали, в частности, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и вице-президент США Ричард Никсон.

Атомный ледокол «Ленин» обладал не только ядерной силовой установкой, но и передовым дизайном, несвойственным советским кораблям того времени – на борту находились кинозал, музыкальный и курительный салоны, сауна, библиотека, а каюты экипажа были рассчитаны на 1-2 человек. Интерьер судна был отделан карельской березой и кавказским орехом.

Спуск на воду первого атомного ледокола перепугал страны НАТО и руководство Ленинграда. Когда судно покинуло судостроительный завод, власти города потребовали гарантий того, что на «Ленине» не произойдет атомный взрыв. Во время перехода из Ленинграда в Мурманск «Ленина» сопровождали военные корабли НАТО, проводившие анализ радиационного фона вокруг судна. Опасения оказались напрасны – за все годы эксплуатации ледокола от радиации не пострадал ни один из членов его экипажа.

Официально в состав советского флота атомный ледокол «Ленин» был зачислен 3 декабря 1959 года. Первым капитаном первого в мире атомного ледокола был назначен 

Павел Акимович Пономарев. Интересно, что ранее Пономарев был капитаном ледокола «Ермак» — первого в мире ледокола арктического класса

В 1961 году ледокол «Ленин» осуществил первую в истории высадку дрейфующей научно-исследовательской станции с борта судна.

Льдину для высадки станции ледоколу помогал искать самолет ледовой разведки. Нашли хороший паковый лед   многолетний лед толщиной не менее трех метров. При этом опасались, что ледокол может не рассчитать маневр при подходе и расколоть нужную площадку. Однако опасения оказались напрасными: СП-10 была открыта 17 октября 1961 года и просуществовала до 29 апреля 1964 года, отработав три смены.  С того момента высадка полярных экспедиций с борта ледокола стала общепринятой практикой.

4 ноября 1961 года капитаном ледокола «Ленин» стал

Борис Макарович Соколов, который не покидал свой пост на протяжении почти 30 лет, вплоть до вывода судна из состава флота в 1990 году.

В 1981 году Борису Соколову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

После введения в строй атомного ледокола «Ленин» сроки навигации в западном районе Арктики были увеличены с трех до 11 месяцев. «Ленин» успешно работал более 30 лет, на пять лет превысив расчетный срок эксплуатации. За эти годы ледокол прошел более 654 тысяч морских миль (во льдах 563,6 тысяч), осуществив проводку через льды Арктики 3741 судно.

Ледокол «Ленин» стал первым судном, которое находилось на непрерывной вахте в Арктике на протяжении 13 месяцев.

После выведения из эксплуатации в 1990 году над ледоколом «Ленин» нависла угроза утилизации. Однако ветеранам его экипажа удалось добиться создания на его базе музея.

В настоящее время первый в мире атомный ледокол «Ленин» находится на вечной стоянке в Мурманске, став одним из символов заполярного города.

По материалам открытых источников Николай Кукоба


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях