ЯРКАЯ ЗВЕЗДА АНАТОЛИЯ ЛУНАЧАРСКОГО. 23 ноября 1875 года родился светоч советской науки и культуры

ЯРКАЯ ЗВЕЗДА АНАТОЛИЯ ЛУНАЧАРСКОГО. 23 ноября 1875 года родился светоч советской науки и культуры


На первом заседании только что рожденного Советского правительства,  было решено дать ему и новое имя: Совет Народных Комиссаров. Его  синоним – Рабоче-Крестьянское правительство Советской России. Под ним  в широком значении этого выражения подразумевались  не только входившие в его состав народные комиссары, но и руководители высших органов законодательной, исполнительной и политической власти. Это они вместе с В. И. Лениным взяли на свои плечи груз величайшей ответственности за судьбу огромной страны, за практическое воплощение в жизнь идей Великого Октября. 

Возьмем навскидку несколько имен. Михаил Иванович Калинин, родом из 1875 года. Трудовую биографию начал токарем на Путиловском заводе. С 1899 года член «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». За его плечами 16 арестов и ссылок. После внезапной кончины Я. М. Свердлова в марте 1919 года Всероссийский съезд Советов избрал М. И. Калинина председателем Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. Без малого три десятилетия возглавлял  высший законодательный орган власти.

Идем дальше. Григорий Иванович Петровский. Рабочий Брянского металлургического завода. Член РСДРП с 1898 года. Один из организаторов революционного движению на Юге Российской империи. Руководитель фракции депутатов-большевиков IV Государственной думы Российской империи. После Октябрьской революции – первый народный комиссар внутренних дел. Затем председатель Всеукраинского Центрального  Исполнительного Комитета Советов.

Ворошилов Климент Ефремович, начал трудовую жизнь в шахте, продолжил ее на Луганском паровозостроительном заводе. В бурные дни революции 1905 года избран председателем Луганского Совета рабочих депутатов. В 1918 году Ворошилов во главе 5-й армии вырвался из кольца окружения белоказачьих войск, чтобы прийти на помощь осажденному Царицыну. Почти полтора десятилетия Ворошилов возглавлял Народный комиссариат по военным и морским делам – Наркомат обороны СССР.

А теперь вспомним эти строки, они из «Коммунистического Манифеста: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариату нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир». Что теряли или приобретали в Российской империи господствующие классы в результате первой на планете социалистической революции?  К началу ХХ века в  империи одних только дворян - ,казалось бы, главной  опоры царского престола, – насчитывалось более 3 миллионов (вместе с членами их семей). До Октября 1917 года они располагали огромными административными преимуществами, различными льготами и привилегиями, дворцами и имениями, сотнями миллионов  гектаров  земельных угодий, прочей огромной собственности, о ее подлинных размерах неимущие классы даже не имели представления.  

А  что они взамен могли бы приобрести? Единственное: опору, поддержку и признание трудящихся масс, выступивших вместе с партией большевиков за революционное обновление страны. И многие  из них в этом убеждались воочию. Дочь одного из царских сановников Александра Михайловна Коллонтай, со студенческих лет принимавшая в революционном движении. Глеб Максимилианович Кржижановский, ставший членом  «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», создателем ленинского плана электрификации Советской России (ГОЭЛРО). Или Вячеславович Менжинский, который предпочел карьере преуспевавшего юриста сражение за умы и сердца угнетенных людей, защиту их интересов. Или вспомним Анатолия Васильевича Луначарского, как уже говорилось выше, первого народного комиссара просвещения.

Именно на его плечи легла наиболее ответственная и благороднейшая ноша – вытащить  Россию из пучины тотальной неграмотности, положить начало превращению  ее в культурную  и просвещенную страну.

26 декабря 1919 года Председатель Совета Народных Комиссаров В.И. Ленин подписал Декрет о ликвидации безграмотности. Полное его название  «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Обратим внимание на дату на принятия декрета. Советская Республика охвачена пламенем гражданской войны, иностранной интервенции, в сплошном  кольце фронтов оказалась Москва.

Вот лишь одна фраза Ленинского Декрета  о преодолении неграмотности: «Отныне население, от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано учиться грамоте на родном или русском языке». Это была своего рода трудовая повинность, с помощью которой можно было постепенно, шаг за шагом, формировать коллективный образ советского человека.

А следующее выражение принадлежит уже Анатолию Лунчарскому: «Всякая истинная демократия в области просвещения в стране, где царит безграмотность,  должна поставить своей целью борьбу против засилья этого мрака». Масштабы бедствия поражали: почти 60% населения в 1916 году, в том числе взрослого, не умели читать и писать. В это количество вошли более 4,5 миллионов беспризорных детей. В числе прочих структур вновь образованного Наркомпроса было предусмотрено создание внешкольного отдела. Возглавила его соратница В. И. Ленина Надежда Константиновна Крупская. На разработку планов организации учебы населения отводилось  не более двух месяцев. Для обучавшихся грамоте рабочий день сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Повторяюсь: занятия на курсах ликбеза проводились как на русском языке, так и на на языках национальных республик.  

Чрезвычайными полномочиями была наделена Всероссийская комиссия по ликвидации безграмотности. Она подчинялась непосредственно Наркомпросу. В ее задачу входила организация курсов ликбеза, подготовка учительских кадров, издание учебных пособий, привлечение опытных и авторитетных педагогов дореволюционной школы. Изданы были «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» и «Рабочий букварь». В их подготовке приняли участие писатели Алексей Горький, Владимир Маяковский, Демьян Бедный, невропатолог и психолог с мировым именем Владимир Бехтерев, другие авторитетные специалисты. Широко использовались произведения русских писателей Александра Пушкина, Николая Некрасова, Валерия Брюсова. В первую очередь необходимо было  обучить грамоте красноармейцев, вступавшее в самостоятельную трудовую деятельность   молодое поколение. Огромную деятельность развернуло Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность!», которое возглавил Председатель ВЦИК Советов М.И.  Калинин. К концу 30-х годов  90% населения имели необходимые  элементарные знания.

Страна не жалела средств для  создания мощной научно-образовательной базы, в которую входили школы, рабфаки,  средние и высшие учебные заведения, система профессионально-технического обучения. Форсировался переход от семилетнего к среднему образованию. Перед советской школой была поставлена еще одна, качественно новая задача: в каждом населенном пункте  не просто давать  сумму необходимых знаний, но  призвана стать подлинным центром коммунистического воспитания.

В преддверии надвигавшейся войны с гитлеровским фашизмом советское общество получило образованное,  идейно закаленное молодое поколение. Исход этой битвы за будущее человечества  был предсказуем: его выиграли отечественная школа, советский учитель. 

Однако возвратимся к неординарной личности Анатолия Васильевича Лунчарского. Родился он в губернском городе Полтаве в  зажиточной семье. Его отчим являлся действительным статским советником (приравнивался этот чин к генеральскому званию). Принадлежность к дворянскому сословию распространялась и на его сына. Но Анатолия менее всего прельщали возможные льготы и будущие перспективы  служебной карьеры. Поступив в 1-ю Киевскую гимназию, уже в старших классах увлекся  марксизмом, был включен в состав нелегального общеученического центра. Вскоре  товарищи по общему делу поручили ему вести занятия в одном из рабочих кружков.

После гимназии поступил в Цюрихский университет. Швейцария, Франция и, Германия были на исходе XIX столетия настоящими «рассадниками» вольнодумства, приобщиться к ним для молодого Луначарского большого труда не  составило. Изучает произведения Маркса, Энгельса, Плеханова, приобщается к наследию западноевропейской философской мысли. Увы, далеко не все оно впоследствии составило ему хорошую службу. 

В 1898 году возвращается на Родину, включается в активную революционную деятельность. Но царская охранка не дремала. Последовал первый арест, ссылка в родную Полтаву.

В начале революционного пути. Москва, 1898 – 1900 г.г. , Анатолий Луначарский в царской тюрьме на Таганке

За первым последовал второй арест с помещением в Лукьяновскую тюрьму, где и начал начал «постигать» новую в своей биографии «науку» в виде тюремного заключения и ссылок. Вначале это были Калуга, затем  Вологда,  Тотьма. Здесь познакомился с итогами Второго съезда РСДРП, примкнул к ее большевистскому крылу. По рекомендации Ленина Луначарский отправляется в эмиграцию, где его политическая судьба свела с организатором первой в истории России пролетарской партии – партии нового типа. Входит в состав редколлегий газет  «Вперед» и «Пролетарий». В. И. Ленин высоко оценил публицистический и пропагандистский талант Луначарского. На Третьем съезде РСДРП Анатолий Васильевич  выступил с докладом, провозгласившим курс партии большевиков на вооруженное восстание в революции 1905 года. Он снова в России, активно сотрудничает в издаваемой Горьким газете «Новая жизнь». Представляет фракцию большевиков на Штутгартском (1907 г.) и Копенгагенском (1910 г.) Конгрессах 2-го Интернационала.

Царское правительство использовало поражение революции для нового наступления на права рабочего класса, в большевистские организации начали засылаться всякого рода иуды и провокаторы. Ужесточились попытки критики и ревизионизма марксизма, стали плодиться, словно грибы-поганки, всякого рода религиозные течения, прикрываемые  якобы «научными доводами» с целью принизить значение диалектического материализма как объективного метода познания общественного развития. Под определенное влияние, этих с позволения, авторов в лице Базарова, Богданова, Бермана, Гельфанда, Юшкевича попал и Луначарский. Пытаясь оправдаться, последний говорил: «…может быть, мы заблуждаемся, но ищем». 

Отдавая решительную и бескомпромиссную отповедь «искателям» подобного рода, Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.) взял под защиту теоретические основы марксизма – диалектический и исторический материализм, мощный  идейный фундамент марксистской партии. Проводя четкую грань между убежденными ревизионистами и Луначарским, он не просто боролся  против Лунчарского, а за него. В своем  письме Горькому Владимир Ильич писал: «Луначарский вернется в партию. Он менее  индивидуалист, чем те двое  - Богданов и Базаров. На редкость одаренная и богатая натура».

Ленинская критика пошла на пользу Анатолию Васильевичу, помогла  изжить былые заблуждения. С началом первой мировой войны Луначарский стал убежденным интернационалистом. Под влиянием Ленина эти убеждения еще больше усилились.  Февральская революция ускорила его возвращение в Россию, определила окончательный выбор - участие в подготовке и осуществлении Октябрьского вооруженного восстания.

После утверждения Анатолия Васильевича на посту народного комиссара просвещения ему с первых дней стало ясно, что его обязанности выходят далеко за рамки руководства главным штабом по делам народного образования. Вопросы развития культуры, театров, искусства, литературы, кино, издательской и музейной деятельности, заботы о бережном отношении к культурном и историческом наследии, утверждается ленинской план монументальной пропаганды. Луначарский со свойственными ему деловитостью и настойчивостью  решает огромный массив этих проблем. По его инициативе Совет Народных Комиссаров издал Декрет о переходе Московской и Петроградской консерваторий в ведение правительства с вытекающими отсюда последствиями, их имущество признано государственной собственностью. Под этим документом две подписи – В. И. Ленин, А. В. Луначарский. 

Член Исполкома ВЦИК Советов А. В. Луначарский

Как и вождь партии большевиков в своей статье «Партийная организация и партийная литература», Анатолий Васильевич считал, что невозможно жить в обществе и быть свободным от общества, что литература должна стать частью общепролетарского дела, колесиком и винтиком единого механизма, принадлежащего сознательному авангарду всего рабочего класса.  С чувством нескрываемой радости и глубокого удовлетворения  реагирует на выход в свет художественных произведений, свидетельствующих о рождении  литературы победившего пролетариата, способствующей формированию его классового сознания. Это, прежде всего, романы «Цемент» Федора Гладкова, «Железный поток» Александра  Серафимовича, «Чапаев» Дмитрия Фурманова, «Разгром» Александра Фадеева, спектакли по  пьесам Константина Тренев «Любовь Яровая», Михаила Булгакова «Дни Турбиных», «Разлом» Бориса Лавренева, Всеволода Иванова «Бронепоезд 14 – 69».  Принимает все меры, чтобы эти произведения быстрее находили  дорогу к массовому читателю, издавались массовыми тиражами.

 В. И. Ленин и А. В. Луначарский на церемонии закладки памятника «Освобожденный труд»

Будучи обладателем энциклопедических знаний и литературного дара, высоко оценивал творчество основателя пролетарской литературы Алексея Максимовича Горького. Более, чем тридцатилетние  дружба и творческое содружество с писателем, давали ему  все основания утверждать  непреходящее значение его литературного богатства не только как художника, романтика , публициста, революционера, вложившего свой огромный авторитет руки и ясный ум в благородное дело - начало создания литературы социалистического реализма, национальной по форме, социалистической по содержанию. Его исследование «Горький как художник»  и поныне имеет огромное значение для всех, кто нынче, откликается на  горячий призыв Николая Некрасова: «Иди к униженным, Иди к обиженным -  Будь первым там».

Более трех десятилетий  вместе, А. В. Луначарский  и А. М. Горький

Анатолий Луначарский всегда восхищался публичными выступлениями Владимира Маяковского. Где бы они не  проходили: в огромных залах, не требовавших звукоусилительной аппаратуры, на сценах или в небольших аудиториях. Семья Анатолия Васильевича часто приглашала Маяковского познакомить их  с  новыми произведениями «агитатора и горлана, революцией мобилизованного и призванного». И в то же время тонкого и чуткого лирика, способного пробудить  в душе самые сокровенные чувства и порывы. Живую дискуссию вызвала его поэма «Про это», в которой поэт как бы наедине, сам с собой, пытается разобраться, что вставало неотступной и еще нерешенной темой, каким должен быть новый человек, его мораль, его любовь, его быт. 

Решился Маяковский познакомить Луначарского и с главным произведением своей жизни –  поэмой «Владимир Ильич Ленин». Анатолий Васильевич посоветовал автору не полагаться лишь на его впечатления, посоветовал познакомить с этим произведение широкие круги читателей. Выступает в московском Доме печати, перед активом столицы, в Киеве, Минске, Смоленске и других городах. Как бы отчитываясь об проделанной работе,  в своей автобиографии «Я сам», писал: «Отношение рабочей аудитории обрадовало и утвердило в уверенности нужности поэмы».  

На прием к «командующему фронтом просвещения и культуры», в центре - А. В. Луначарский

Огромен был диапазон применения таланта Луначарского как политика, дипломата, оратора, теоретика, писателя, драматурга, критика, искусствоведа. Свободно владел основными европейскими языками. Мог провести всю лекцию на латинском языке. Его перу принадлежат «Воспоминания о Ленине», «Королевский брадобрей», драма «Фауст в городе». «Идеи в масках», «Оливер Кромвель», «Канцлер и слесарь», «Медвежья свадьба», он автор огромного количества рецензий и эссе. Спектакли по его произведениям подолгу не сходили с сцен отечественных и зарубежных театров. Считал своим долгом приобщать неподготовленных к восприятию  мира музыкального искусства, знакомить их перед началом спектаклей с содержанием русских опер и мировой музыкальной классики. Его родные, близкие и единомышленники завидовали его умению отдаваться любимым и неотложным делам. Его рабочий день начинался в семь часов утра и длился до часу ночи. Никогда  не отдыхал  днем, не всегда находил время для обеда. И непременно выкраивал час – полтора для литературного творчества.

Они так привыкли, так были воспитаны, твердо в этом убеждены - наркомы и министры, зодчие и архитекторы нового мира ленинско-сталинской эпохи. Они сжигали свои сердца во имя жизни и будущего Великой Страны. А те, кто после 1991 года пришли к власти и правят бал в нашей горемычной Украине, нынче предпочитают сжигать свою страну во благо своей сытой  и праздной жизни.

Севастопольский академический театр русской драмы имени А. В. Луначарского    

В начале 30-х годов внимание Советского правительства  привлекли нарастающие революционные процессы на Пиренейском полуострове. А. В. Луначарского  назначают Чрезвычайным и Полномочным Послом в Испании. Дальняя дорога оказалась не по силам для его больного сердца. Скончался Анатолий Васильевич на французском курорте Ментона 30 декабря 1933 года. Урна с его прахом покоится в Москве, в Кремлевской Стене на Красной Площади.

Владимир Сиряченко


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях