Где лучше лечат. Коронавирус проверил системы здравоохранения на состоятельность


В эпоху пандемии, когда к медицине приковано самое пристальное внимание, Фонд содружества — влиятельный американский аналитический центр по защите интересов здравоохранения — после четырёхлетнего перерыва вновь составил рейтинг международных систем здравоохранения. 

И лидером его стала Норвегия. Вслед за скандинавским королевством идут Нидерланды и Австралия. Примечательно, что в 2017 году верхнюю строчку списка занимала Национальная служба здравоохранения Великобритании, теперь же она замкнула квартет лучших.

А вот здравоохранительная система США оказалась на последнем месте, причём её аутсайдерская позиция остаётся неизменной с 2004 года, когда отчёт о положении дел в сфере здравоохранения в 11 богатых государствах планеты был обнародован впервые. 

В исследовании Фонда содружества оценивалась эффективность медицинских систем в Австралии, Канаде, во Франции, в Германии, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США в пяти категориях: доступ к здравоохранению, процесс лечения, административная эффективность, справедливость и результаты. В каждой из категорий рассматривалось несколько элементов медицинских услуг. Например, оценка доступа к медпомощи подразумевала как степень её доступности, так и время, затраченное на её получение. 

В целом наибольших успехов добились страны, сократившие расходы пациентов на медобслуживание и введшие, подобно Норвегии и Швейцарии, ограничения на личные (невосполняемые) затраты больного или, как ФРГ (с 2013 года), отменившие плату за приём у врача. 

В отчёте отмечается: повышение доступности здравоохранения — за счёт его безвозмездности, как в Великобритании, или ограничения стоимости медстраховки, как в Швейцарии, — идёт рука об руку с более высокими показателями административной эффективности. А вот Норвегия и Нидерланды, взлетевшие на вершину рейтинга, заслужили такую оценку за скорость доступа к медицинскому обслуживанию. 

В докладе Фонда содружества уделялось внимание целому ряду инициатив, послуживших примером эффективной политики здравоохранения в действии. Речь, в частности, шла о норвежском законе о правах пациентов, гарантирующем получение медицинской помощи в определённые сроки, и требовании Нидерландов к врачам общей практики посвящать не менее 50 внеурочных часов самоусовершенствованию для сохранения медлицензии. 

Хотя здравоохранение в Соединённом Королевстве являлось самым доступным — предоставление универсальной помощи пациентам было в основном бесплатным, рейтинг страны снизился из-за длительного ожидания лечения. Кроме того, эксперты Фонда содружества выявили, что в стране увеличился разрыв в доступе к медобслуживанию между богатыми и бедными. Несмотря на высокие баллы в других категориях, этот факт способствовал «падению» туманного Альбиона с первой на четвёртую строчку. 

Системы здравоохранения США, Великобритании и Швеции получили высокие оценки за процесс оказания медицинской помощи, а также за такие профилактические меры, как маммография и вакцины против сезонного гриппа. Тем не менее Соединённые Штаты очутились на последнем месте по всем остальным критериям, продемонстрировав здесь однозначно плохие результаты. Особую озабоченность авторов отчёта вызвали низкие показатели здоровья в американской страховой системе. 

В то время как США тратят на здравоохранение больше всех по сравнению с их ВВП, в стране зафиксирован наиболее высокий уровень материнской смертности и предотвратимых летальных исходов среди 11 исследованных государств. По данным Фонда содружества, американцы стали чувствовать себя хуже, а их продолжительность жизни сократилась. 

В целом отчёт показал: страны с лучшими показателями обеспечили всеобщее медицинское страхование и установили ценовые барьеры на медуслуги. Они также инвестировали в первичную медицинскую помощь на муниципальном уровне, сделав ставку, в частности, на семейных врачей, и снизили административное бремя, возлагаемое на пациентов и медицинский персонал. 

Наконец, наиболее успешные государства вложили средства в социальные услуги, такие как уход за детьми, транспорт, общественная безопасность, улучшение жилищных условий и расширение льгот для работников, что в итоге привело «к более здоровому населению и уменьшению претензий к здравоохранению». 

Как убедительно продемонстрировала пандемия COVID-19, ни одна страна не имеет совершенной системы здравоохранения. Но, как отмечалось в докладе, извлекая уроки из того, что сработало, а что нет в той или иной стране, у всех государств есть возможность опробовать новую политику и методы, способные приблизить их к идеалу системы здравоохранения, обеспечивающей оптимальное здоровье для своего населения по цене, которую нация может себе позволить. 

Елена Морозова


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях