Слово юбиляру. Еще раз о предательстве и предателях


Когда хотят объяснить явление слишком оригинальное

– сравнивают его с чем-нибудь более обычным и

понятным, ищут «аналоги». Но предатель – это

настолько своеобразное отвратительное создание

природы классового государства, что сравнить

предателя не с кем, и не с чем. Я думаю, что даже

тифозную вошь сравнение с предателем оскорбило бы.

А.М.ГОРЬКИЙ.


Среди морально-нравственных уродств, бытующих в человеческом обществе, самым тяжким и гнусным издревле по праву считается предательство, ренегатство, вероломство, измена – измена собственным убеждениям, долгу, клятве (присяге), родине, семье, любимому человеку, друзьям, то есть качества, которые отражают, по известному выражению Н. Г. Чернышевского, «чрезвычайную низость души». Со времен библейского Иуды Искариота предателей называют христопродавцами, бесчестными людьми. Алексей Максимович Горький рассматривал предрасположенность к предательству как одну из «мерзостей русской жизни», а само предательство – одну из самых страшных болезней в политической жизни России двадцатого века. Хотя его тлетворный запах, разрушительная суть и отвратительный вкус распространены во всем мире. Несмотря, как отмечал русский поэт И. Губерман, на «смену обстоятельств, системы символов и знаков».

         Предательство – категория прежде всего нравственная, этическая. Сталкиваясь с предательством, всегда приходится отмечать отсутствие прочных моральных устоев, совести. Их заменяют лицемерие, двоедушие и двуличие, ханжество, которые пышным цветом расцвели в реставрированном на постсоветском пространстве буржуазном обществе. Многочисленными фактами подтверждается справедливость слов Ф. Энгельса о том, что «... У богатых фабрикантов эластичная совесть» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.1, с.456). Указанные деяния настолько мерзки и отвратительны, что, как отмечал еще Тацит, «предателей презирают даже те, кому они сослужили службу».

Хотя в отношении того, кого следует считать предателем, мнения в нашем разобщенном обществе кардинально расходятся, в определении мотивов предательства есть много общего. Действительно, как отмечается в одном из киевских еженедельников, ведущим мотивом не всегда является жадность. Нередко сказываются такие побуждения, как честолюбие, амбициозность, зависть, карьеризм, даже стремление заполучить «лавры Герострата», сжегшего ради собственной славы храм Артемиды в Эфесе (Древняя Греция). Во многом общими для предателей являются эгоизм, сознательное отбрасывание интересов Родины и вообще всего, что стоит над собственным драгоценным «Я». Этому способствует пропаганда в олигархических СМИ. Говорится также о «малороссийстве», отсутствии чувства национального достоинства, внутреннем убожестве как «неисчерпаемом источнике»отступничества.

Эти суждения заслуживают внимания. Но важно подчеркнуть, что формированию таких качеств способствует обстановка, которая сложилась в стране вследствие реставрации буржуазных порядков, особенно после переворота 2013-2014 годов.

При этом следует иметь в виду главное: стимулом и поводом к предательству в политической сфере служит классовый интерес. «Буржуазия, – отмечал Ленин, – предаст родину и пойдет на все преступления, лишь бы отстоять свою власть над народом и свои доходы» (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т.34, с.146). Так было всегда в классовом, капиталистическом обществе. Не лишне вспомнить, что ещё более 150 лет тому назад Карл Маркс в первом томе «Капитала», характеризуя кровавую природу капитализма, сослался на слова британского профсоюзного деятеля Томаса Джозефа Даннинга о том, что «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать и тому, и другому» (См. К. Маркс, Ф. Энгельс Соч., т.23, с.770).

При утвердившемся в Украине в результате реставрации капитализма криминально-олигархическом режиме это находит масштабное выражение в паразитическом, компрадорском, по существу, предательском характере бизнесменов-олигархов, которые совместно с продажными чиновниками-бюрократами, зачастую из высших эшелонов власти, наживают огромные капиталы на продаже за рубеж отечественных природных ресурсов, государственных секретов, храня свои деньги в иностранных банках, пренебрегая интересами своей страны, не считаясь ни с ееКонституцией и законами, ни с волей подавляющего большинства народа. Пришедшая в результате последних президентских и парламентских выборов власть предпринимает в этом отношении шаги, на которые не решались даже её предшественники. Сняты все ограничения на приватизацию ещё остающихся в собственности государства предприятий, в том числе и имеющих стратегическое значение.

В ближайшее время наверняка будет принят закон, отменяющий запрет на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения, являющихся достоянием всего народа, и разрешающий продажу ее иностранцам (со стыдливой оговоркой: «через пять лет»). Президент Зеленский, находясь с визитом в Турции, призывал турецких предпринимателей приобретать землю в Украине сейчас, говоря, что уже многие иностранные граждане являются собственниками угодий в нашей стране. Это еще одно тяжкое преступление перед государством и нашим народом, еще один шаг на пути закрепления колониального статуса Украины, утратившей свою суверенность.

Скажу откровенно: самым большим ударом для меня в последние треть века явилось то, что многие люди, с которыми в прошлом пришлось, как говорится, съесть не один пуд соли, которых воспринимал как своих единомышленников, оказались, мягко говоря, не теми, за кого они себя выдавали. «Верные ленинцы», «пламенные пропагандисты всепобеждающего марксистско-ленинского учения», «поборники дружбы братских народов», «борцы с буржуазным национализмом и религиозным дурманом», – они на этом защищали кандидатские и докторские диссертации, получали научные звания, становились академиками, делали карьеру в партийных и государственных органах. И гордились этим. Но когда изменились условия, оказались –едва ли не на второй день – воинствующими антисоветчиками, антикоммунистами, радикальными национал-шовинистами и русофобами. А в агрессивности при оплевывании социалистического прошлого нашей Отчизны они намного превзошли тех, кто в советские времена не воспринимал тогдашний строй и боролся с ним. Иные из них уже побывали в полудесятке «партий» разной, порой противоположной, идеологической направленности, вчера придерживались одной политической позиции, сегодня – другой, стремясь всегда быть у государственной кормушки. Как можно уважать подобных флюгеров, перевертышей, тех, кого выдающийся украинский поэт Борис Олейник называл «коммутантами»? О какой совести у таких людей можно говорить? Впрочем, некоторые из таких «деятелей» претендуют едва ли не на статус «национальной элиты», «совести нации»!

О вреде, нанесённом и наносимом борьбе за победу социализма вероломной деятельностью современных иуд – Горбачева, Яковлева, Ельцина, их эпигонов в республиках преступно разрушенного Советского Союза и в других социалистических странах, сказано многое. Место и роль предательства в уничтожении КПСС и великого союзного государства, социалистического содружества, в реставрации капитализма убедительно показано в недавней содержательной статье Олега Черковца «Предательство, равного которому не знала история», других выступлениях на страницах прессы.

Внимание к этой проблематике особенно важно сейчас, когда чрезвычайно обострилась идеологическая борьба, когда не только в Украине, но и в России, и в других бывших союзных республиках, фактически возродилась война между «красными» и «белыми» (пока еще только в средствах массовой информации), а предательство приобрело массовый характер. К тому же, острота в осуждении этого зла и его носителей снизилась. Более того, предпринимаются многочисленные попытки оправдать изменников и приспособленцев, а иные из них стали даже бахвалиться своим ренегатством.

О неприглядном лице перевертыша Кравчука известно не только в нашей стране. Более тридцати лет он был активным членом КПСС, выдавал себя за убежденного пропагандиста марксистско-ленинского учения, непримиримого борца с буржуазной идеологией и национализмом. Более четверти века работал в партийных комитетах, в том числе в аппарате высшего руководящего органа Компартии Украины, где прошел путь от консультанта до заведующего идеологическим отделом. Избирался в состав Политбюро ЦК КПУ, секретарем ЦК по идеологии, вторым секретарем Центрального Комитета, а также в состав ЦК КПСС. По рекомендации Политбюро ЦК КПУ был избран Председателем Верховного Совета Украинской ССР. Затем стал президентом Украины. Но в августе 1991 года после контрреволюционного переворота, выждав пару дней, чем завершится так называемый «путч», он не только открыто перешёл на сторону дорвавшихся до власти антисоветских, националистических сил, но и инициировал и подписал указы Президиума Верховного Совета о запрете деятельности Коммунистической партии Украины (спустя десять лет они были признаны буржуазным же Конституционным судом Украины не соответствующими Конституции). А сегодня открыто заявляет, что все эти годы, особенно после учебы в Академии общественныхнаук при ЦК КПСС, ненавидел все советское, коммунистическое. В вышедшей недавно книге «Перший про Владу» он пишет: «А тем коммунистам, которые называют меняпредателем, я бы ответил так: «вас лично я могу предать и не чувствую в этом своей вины. Самое главное, что я не предал Украину». От того, что нынешняя власть неспособна окончательно юридически запретить Компартию, он, по его признанию, «просто в шоке». И это при том, что после более чем пятилетнего следственно-судебного разбирательства власти не установили каких-либо фактов нарушения Компартией требований Конституции, которые могли бы служить основанием для запрещения её деятельности!

Тем не менее, многие в Украине одобряют действия этого перевёртыша, готового на всё ради карьеры, откровенно сознающегося, что предал партию, которая дала ему путевку в большую жизнь, вознесла к большим карьерным высотам. Видите ли, он «добился независимости для Украины, разрушил Советский Союз, уничтожил Советскую власть»... А то, что Украина, входившая при Советской власти в пятерку самых развитых государств Европы, стала самой отсталой, деградированной, беднейшей, вымирающей страной континента, его не беспокоит.

Более трети века славил в стихах партию коммунистов, советский строй, восхвалял деятельность тогдашних лидеров КПСС и Советского государства, клеймил Ватикан и националистов, известный в Украине и в других республиках, осыпанный всевозможными наградами поэт Дмитрий Павлычко. Между тем все эти годы он оставался убежденным националистом и антикоммунистом, ненавидел Советскую власть, о чем недавно откровенно рассказал в интервью, опубликованном в еженедельнике «Бульвар Гордона».

Оказывается, в 1945 году, будучи подростком, он несколько месяцев был в отряде УПА (Украинской повстанческой армии). По его словам, оружие в руках держал, но не применял: «в кущі відсидів, ось і вся моя служба в УПА». В связи с угрозой окружения красноармейцами отряд был распущен, а сотенный на вопрос Павлычко – «Куда мне идти?», удивленно ответил: «В школу! В комсомол! Но где ты был, не забудь, понятно?». От этой – главной для Павлычко – заповеди: «Де був, не забудь» он никогда не отрекался, для него она была и остается путеводной. Ею руководствовался и, будучи арестованным за кратковременное пребывание в УПА (правда, он не только избежал наказания, но и сумел втереться в доверие самого Берии, а далее, Хрущева и Шелеста), и будучи в комсомоле, в рядах КПСС, на руководящих постах в писательских союзах Украины и Союза, пользовался всеми благами того времени. Своего «наставника» – сотенного он помнил всегда и был очень доволен, когда смог раздобыть его портрет.

К сожалению, таких, как Кравчук и Павлычко, оказалось немало. Свое черное, подлое дело они свершили. Нормальному человеку трудно понять их психологию, осознать, как можно люто ненавидеть общественный строй, и в то же время не годами, десятилетиями(!) служить ему, «не делая ничего формально» (слова Кравчука), и даже талантливо прославлять. Ведь предатели, как справедливо отмечал ещё Плутарх, предают прежде всего самих себя. Как при этом можно спокойно жить? Многие из этих двурушников сегодня выдают себя за глубоко верующих, демонстративно крестятся на виду. Как же совместить их поведение с библейскими заповедями? Распознать их истинное нутро трудно.

Появилось немало и тех, о которых можно сказать словами Тараса Шевченко: «славних прадідів великих правнуки погані». Это дети и внуки государственных деятелей, партийных работников, продавшиеся реставраторам капитализма, предавшие дело и память активных борцов за социализм. Одним из наиболее одиозных из них является экс-министр внутренних дел и бывший Генеральный прокурор Украины, верно служащий неонацистскому режиму, Юрий Луценко, сын бывшего секретаря Центрального Комитета Компартии Украины.

Неприятно об этом говорить. Но от фактов не уйти. Необходимо ещё более глубоко проанализировать, как могло случиться, что многочисленная армия коммунистов (только в Украине их было более трех миллионов) не выступила на защиту советского строя, социалистических завоеваний, когда над нашей великой страной нависла смертельная опасность? Я уже не говорю о командных кадрах Вооруженных сил, органов государственной безопасности, которые, по сути, не выполнили присягу, которую давали при поступлении на службу.

А разве не предали свою нацию те представители еврейской национальности (многие из них занимают высшие посты в структурах государственной власти, играют ведущую роль в журналистике), которые фактически пошли на смычку с воинствующими национал-радикалами, идейными наследниками пособников немецко-фашистских оккупантов, помогавшими им истреблять евреев?

Осмысливая случившееся, нельзя не отметить, что на определенном этапе, особенно после Победы в Великой Отечественной войне, в КПСС, по сути, оказались преданными забвению заветы создателей Советского государства о необходимости построить, говоря ленинскими словами, «тройную систему защиты завоеваний Октября». Непозволительно были ослаблены политическая бдительность, внимание к теории, политической, идейной закалке кадров. В идеологической работе возобладали формализм, казенщина. Состояние общества, степень его зрелости, сплоченности, объективно не оценивалось. Восторжествовало навязанное амбициозными «теоретиками», окружавшими партийное руководство, мнение, что «социализм в СССР победил полностью и окончательно, в нем утвердилось морально-политическое единство».

Между тем, миллионы людей в стране, в основном из числа представителей бывших эксплуататорских классов, бандеровцев, их наследников, ненавидели социалистический строй, Коммунистическую партию, что особенно сказалось на первом этапе войны с гитлеровским фашизмом и во время горбачевской так называемой «перестройки». Многие из них, отбыв наказание за совершенные против Советской власти преступления, затаились, выжидая удобного случая для реванша, рассчитывая – не без оснований – на помощь империалистического Запада.

При выдвижении работников на ответственные должности принимались во внимание в основном их деловые качества, профессионализм, наличие производственного опыта и лишь мимоходом, формально – преданность коммунистическим идеям, политическая зрелость и надежность, моральный облик. А пробравшиеся на высокие должности в партийных и государственных органах деятели типа Кравчука, пользуясь беззаботностью высшего руководства, умело расставляли свою агентуру на ключевых постах, особенно в идеологической сфере. Даже среди советников Генерального секретаря ЦК КПСС были такие, которые после катастрофического поражения КПСС стали откровенно заявлять, что «ни в какой социализм они и не верили»?

Об этом приходится говорить потому, что многие из отмеченных явлений, особенно недостаточное внимание к вопросам теории, идеологической работе, порой неразборчивость при подборе кадров, и сегодня имеют место в деятельности партийных комитетов и организаций.

Реставрация капитализма, буржуазных порядков, придала проблеме предательства новые акценты. Среди них следует выделить прежде всего целенаправленное использование неонацистской властью перевертышей в среде оппозиции для её разобщения и подавления. Нашей партии пришлось отбить, по меньшей мере, три попытки расколоть и уничтожить ее с помощью лиц с партбилетами, предавших КПУ. Партия устояла, но потери понесла огромные.

С новой силой дало себя знать давнее явление, которое прежде определяли как «иезуитизацию взаимных отношений руководящих деятелей», характерную для правящих компрадорских кругов буржуазных государств, раздираемых жестокой, перманентной борьбой за власть, готовых ради личного обогащения предать интересы своей страны, продать любые секреты. Неоднократные перебежки из одной партии в другую, взаимные обвинения, невообразимое количество грязи, выливаемой представителями этой так называемой «элиты», которые, по словам президента Зеленского, «едят друг друга», беззастенчивый подкуп избирателей, членов других политических сил, стали в Украине обычным явлением, если хотите – нормой повседневной жизни. Это создало основу для того, чтобы предательство, вероломство, ренегатство – наряду с коррупцией – получило в стране невиданное прежде распространение.

Нанести сокрушительный удар по этому позорному явлению можно только сменив капиталистический строй обществом социальной справедливости, подлинного народовластия и истинно гуманистической морали. Это – одна из важнейших задач прогрессивных сил.

 

Георгий Крючков,

член Президиума ЦК Компартии Украины, 

народный депутат Украины III-IV созывов


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах