Узбекистан. Демократическая пыль фиктивных выборов


Сразу несколько избирательных кампаний начались в Узбекистане. В один день, 22 декабря, в стране пройдут выборы в парламент и в местные советы. Власти заявляют об их беспрецедентной открытости, но, как и прежде, полностью контролируют политические процессы.

Рутинные мероприятия с заранее известными результатами, единственная задача которых — продемонстрировать западным партнёрам демократическуюориентацию страны. Так вкратце можно охарактеризовать выборы всех уровней в Узбекистане. После непродолжительного периода политической борьбы в начале1990-х годов в республике установился жёсткий режим. Он не допускал критики правительственного курса. В этих условиях избирательные кампаниипревратились в формальность: их показная конкуренция не выходила за строгиеидеологические рамки, а представительные органы всех уровней послушновыполняли указания из Ташкента.

Уход из жизни первого президента Узбекистана Ислама Каримова не ознаменовался изменением этой системы. Нынешний глава республики Шавкат Мирзиёев использовал её для оформления своего прихода к власти. На выборах в декабре 2016 года ему противостояли дежурные соперники, не позволявшие себе даже намёка на критику «главного кандидата» и почти невидимые в лучахтотального информационного присутствия Мирзиёева. Итоги былипредсказуемые: при явке 88 процентов преемник Каримова набрал почти 90 процентов голосов.

Однако вскоре президент озаботился сменой декораций. Не в последнюю очередьэто связано с пересмотром внешнеполитического курса. Руководство Узбекистанапровозгласило его главным принципом открытость, то есть максимальноепривлечение иностранных инвестиций и укрепление отношений с зарубежнымигосударствами, в том числе с западными. Например, в ходе прошлогоднего визитаМирзиёева в США стороны провозгласили начало «новой эры стратегическогопартнёрства».

Такая политика уже дала результаты. Вашингтон и другие западные столицыснизили накал критики, связанной с нарушением Ташкентом прав человека. Чтобызакрепить успех, власти решили переписать выборное законодательство. В июнетекущего года вступил в силу Избирательный кодекс Республики Узбекистан. Он объединил все соответствующие законы, которые предварительно были частичнопересмотрены. Так, например, сформирован единый электронный список избирателей, уточнены требования к оборудованию участковых избирательныхкомиссий. С 50 до 33 процентов снижен порог явки, доля женщин в общем числекандидатов не должна быть меньше 30 процентов и т.д.

Будучи первыми общенациональными кампаниями за время президентскихполномочий Мирзиёева, предстоящие в декабре выборы должныпродемонстрировать демократизм новых норм. Неудивительно, что чиновники не жалеют слов для их восхваления. Как заявил на днях зампредседателяЦентризбиркома Махмуд Истамов, девиз нынешнего избирательного цикла — «Новый Узбекистан: новые выборы». «Наш народ и весь мир являютсясвидетелями положительных изменений, — добавил он. — Нет сомнения, чторазвитое политическое мышление, повышение культуры граждан, обеспечениедемократии, открытости и гласности… найдут своё подтверждение на предстоящих выборах».

В действительности сохранены все основные скрепы политической системы. Мало того, реформа устранила малейшую возможность непредвиденных сбоев. Хотя выборы будут проходить по 150 мажоритарным округам, выдвигатькандидатов могут только официально зарегистрированные партии. Инициативныегруппы граждан такого права новым законодательством лишены.

Партий в Узбекистане всего пять, но реально оппозиционных среди них нет. Каждая организация играет отведённую ей роль в политическом спектакле, создавая видимость плюрализма. Например, условно левая Народно-демократическая партия выступает с инициативами, касающимися социальнойзащиты граждан, «окучивая» электорат из пенсионеров и работников бюджетнойсферы. Социал-демократическая партия «Адолат» («Справедливость») заявляето построении социально ориентированной рыночной экономики и демократически-правового государства. Либерально-демократическая партия требует углублениялиберальных реформ и развития класса собственников. Демократическая партия«Миллий тикланиш» («Национальное возрождение») спекулирует на сохранениитрадиционных ценностей и духовности. Наконец, пятая — Экологическая партиястроит политику на тематике охраны окружающей среды.

Каждая из этих организаций имеет фракцию в парламенте и по всем более илименее серьёзным вопросам выражает полную солидарность с правительством. Народ с его нуждами и политические партии живут, без преувеличения, в разныхреальностях. Неудивительно, что, по данным одного из интернет-опросов, 95 процентов граждан не знают фамилии депутата от своего округа.

Деятельность же оппозиционных организаций в стране запрещена. Так, Коммунистическая партия Узбекистана объявлена вне закона, все попытки еёрегистрации жёстко пресекаются.

Таким образом, самое большее, что может измениться в результате декабрьскихвыборов, это перетасовка численности пяти провластных фракций. Парламент в любом случае останется фиктивным органом, вся задача которого — пускать в глаза демократическую пыль

Сергей Кожемякин


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах