Первые цветочки осенние. Зимние ягодки потом будут…


В России еще весной, 18 апреля, было приняло постановление № 460-25, согласно которому запрещался ввоз в Украину сырой нефти, а с 1 июня экспорт угля, бензина и дизельного топлива допускается исключительно с особого разрешения правительства.

Тогда в разгар выборов и смены власти на этот звоночек почти не обратили внимание. Ныне уже представитель президента Владимира Зеленского в кабинете министров Андрей Герус вынужден признать, что объемы поставок российского дизельного топлива в Украину в августе сократились вдвое.

 «В августе объемы поставок дизеля из России уменьшатся вдвое и составят около 20% нашего рынка, а не 45%, как было ранее», – сообщил он на своей странице в Facebook. Но, тем не менее, чиновник близкий к телу президента сохраняет оптимизм. Герус добавил, что речи о дефиците топлива в Украине не идет. По его словам, выросли поставки из Белоруссии, европейских стран и «с морских направлений».

Он сообщил, что цены на дизтопливо в стране несколько снизились, что, по словам представителя президента Украины, доказывает, что решение Киева о вводе пошлин было «продуманным, своевременным и эффективно имплементированным». Что само по себе нонсенс – мы вводим дополнительные пошлины на топливо, а оно само по себе дешевеет при сокращении поставок(?). Это уже из области не высшей, а заоблачной математики.

Напомним, в июле Кабмин Украины ввел специальные пошлины на импорт из России дизельного топлива и сжиженного газа. Власти страны заявляли, что планируют заместить дизельное топливо из России поставками из Белоруссии и Евросоюза. Зачем что-то новое придумывать? Проще брать готовые схемы по поставкам газа.

Вопреки заявлениям власть опекающим в стране начинается транспортно-топливный коллапс: закрываются не только АЗС, парализована часть железнодорожных станций. Из-за ухудшения ситуации с поставками топлива многие нефтебазы не смогли пополнить свои запасы и передать горючее в розничную сеть и некоторые АЗС вынуждены прекращать работу.

Критическую ситуацию участники топливного рынка обсуждали на заседании оперативного штаба в Мининфраструктуры в минувшую пятницу, 6 сентября.

После этого сделаны довольно странные выводы. Дескать, говорится в сообщении «дефицит топлива на определенных нефтебазах связан с тем, что «Укрзализница» не справляется с увеличением потока грузов». Не иначе у нас начался рост производства? Нашлись и другие виноватые «кроме этого, на ситуацию влияет медленная работа таможни на ключевых станциях, через которые проходят составы с топливом». Затянувшаяся летняя погода расслабляюще подействовала на таможенников. Каков же выход? Ждать первых морозов? Но с их наступлением ситуация на топливном рынке будет куда более удручающая. Даже если таможенники будут вертеться как беки в колесе.

КАК бы там ни было, но сообщается, что ряд железнодорожных станций оказались парализованными. «Простои на киевской станции «Дарница» достигают 20 дней. Состав из Кременчуга в Киев вместо 7 дней идет 20-30 дней, не говоря уже о других отправителях, ту же Беларусь», – подчеркнул один из участников заседания оперативного штаба. Получается, что в стране уже начался саботаж, за который по законам революции «гидности» можно и к стенке ставить?

Правда, в то же время на встрече сообщили, что в последние дни на станции Дарница есть определенные улучшения в работе. Участники рынка также отметили сложную ситуацию на станции Коростень, призвав представителей государства увеличить штатную численность сотрудников таможни на станции для ускорения оформления прохода грузов.

Также, по словам участников рынка, возникла проблема со своевременным возвращением пустых цистерн на белорусскую сторону. Хотя в этом направлении наблюдается положительная динамика. Тогда в чем же причины, если всё улучшается и ускоряется прямо в ходе совещания?

Переливание из пустого в порожнее закончилось тем, что представители государства пообещали решать возникшие проблемы и доложить о ситуации высшему руководству страны для обеспечения оперативных мер для разрешения ситуации. Власть новая, а обещания прежние. Где вы видели госчиновника, которого в самом деле волновали бы подобные проблемы?

Как отмечает профильный портал Еnkorr, стоимость дизтоплива в мелкооптовом сегменте в Украине только на прошлой неделе выросла на 1 грн/л и достигла 22 гривен за литр. Кроме перебоев с поставками топлива, аналитики отмечают общее снижение поставок импортного ресурса, которое в первую очередь вызвано отсутствием свободного подвижного состава. Также снизил отгрузку дизтоплива Кременчугский НПЗ «Укртатнафты».

«Свои обязательства по контрактам они выполняют, но с отгрузкой дополнительных объемов на этой неделе уже возникают сложности», – сообщил один из покупателей Кременчугского топлива. По его словам, причиной может быть начало отгрузок заводом топлива по контрактам с «Укрзализницей».

В то же время некоторые участники опроса, организованного Еnkorr считают, что ситуация с нехваткой топлива не столь критична, и рост цены продиктован более спекулятивными настроениями. Действительно наши торгаши не дремлют при любом шансе появления дефицита.

О том, что на сегодня Украина все еще остается одной из самых энергетически неэффективных стран в Европе, Об этом заявил на этой неделе и глава миссии МВФ в Украине Йоста Люнгман во время конференции с замысловатым названием «Naftogaz-Gazprom: Energy Security, Gas Transit and European Integration».

«За последние 5 лет много было сделано, теперь «Нафтогаз» является прибыльной компанией (довольно неожиданное разоблачение), но до сих пор остались важные вопросы в энергетическом секторе в целом и конкретно в газовом секторе, что должно быть исправлено. Одной из проблем является энергетическая неэффективность. Еще одной проблемой является коррупция», – отметил Люнгман. При этом представитель МВФ сделал азбучный вывод, что коррупция приводит к нерациональному использованию экономических ресурсов в стране.

Но с нашей точки зрения у надвигающейся беды больше источников – разгильдяйство, не желание работать, мздоимство и преступное нежелание налаживать партнерские связи с реальными производителями энергоресурсов. Вместо этого поддерживаются контакты с такими же спекулянтами, которые у нас толпятся возле Зе-трона…

Тем временем, 11 сентября, миссия МВФ прибыла в Украину.

Михайло Витяй


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах