Георгий Крючков: Чего ожидать от новой власти?

Георгий Крючков: Чего ожидать от новой власти?


Исход недавно состоявшихся президентских выборов оказался в значительной мере неожиданным, хотя их результаты были объективно обусловлены. Несмотря на массированное попрание правовых и моральных норм проведения таких кампаний, навязчивую рекламу, запугивание, почти три четверти граждан, пришедших на избирательные участки, отвергли кандидатуру П.Порошенко и доверили высший государственный пост в стране на предстоящие пять лет В.Зеленскому – человеку, не имеющему никакого опыта государственной деятельности.

Провал Порошенко, учитывая доведённое при его президентстве до катастрофического состояние отечественной экономики, обнищание большинства населения, невиданный  разгул коррупции, вызывающее пренебрежение законностью, правами граждан, фактическую утрату Украиной государственного суверенитета, превращение её в самую отсталую, бедную, вымирающую страну континента, а также его личные качества — лживость, жадность, высокомерие, вполне объясним: его самого и возглавляемую им власть в нашем обществе просто возненавидели. Свидетельством тому стали беспрецедентно низкие показатели доверия всем ветвям и институтам власти – президенту, парламенту, правительству, правоохранительной, особенно судебной системе.

Но видеть в случившемся только личное поражение Порошенко  было бы упрощенчеством. Избиратели более чем убедительным большинством отвергли курс, который он навязал Украине и проводил, выслуживаясь перед Западом, с упорством, достойным лучшего применения. Без учёта этих обстоятельств и радикального пересмотра политического курса невозможно рассчитывать на изменения к лучшему в стране.

Это, по моему мнению, главный вывод из итогов президентской кампании.

Что касается того, что из почти четырёх десятков претендентов выбор пал на В.Зеленского, то этим был  в очередной раз подтверждён вывод исследований общественного мнения, проводившихся в последние годы различными социологическими службами: среди находящихся «на слуху» рвущихся к власти деятелей не просматривается таких, которым большинство нашего народа без колебаний доверило бы высший государственный пост. А ведь среди претендентов было немало таких, которые  имеют большой опыт государственной деятельности, но они показали, на что способны. В Зеленском же большинство избирателей видели человека, не запятнанного коррупцией, к тому же талантливо критиковавшего средствами театральной сатиры бездарную власть. Они ожидают, что, даже не имея опыта, Зеленский будет стремиться делать не так, как его незадачливый предшественник, не станет повторять его ошибок.

С оптимистическими ожиданиями были встречены сделанные Зеленским в  инаугурационной речи заявления, особенно обещание предпринять всё для прекращения войны на Востоке страны. С одобрением, как свидетельство решительности нового президента, воспринято подавляющим большинством досрочное прекращение полномочий опостылевшей народу, опасно деградировавшей Верховной Рады.

Но уже первые практические шаги Зеленского на посту президента стали вызывать недоумение, неоднозначную реакцию. Впрочем, в глубоко расколотом по многим принципиальным позициям обществе иначе и быть не могло. Больше беспокоит другое: по одним и тем же вопросам, далеко не рядовым, Зеленский высказывает разные, порой взаимноисключающие мнения, принимает не всегда убедительные решения.

Возникает закономерный вопрос: каков же истинный Зеленский? Какова его настоящая позиция? Чего от него можно ожидать? В общественных кругах всё чаще звучат высказывания: не получили ли мы в его лице второе издание Порошенко?

Ответить на эти вопросы непросто. В душу человека, тем более политика, государственного деятеля, не заглянешь. Судить можно и нужно, как говорилось ещё в Библии, только по практическим делам, учитывая сложившуюся конкретную ситуацию, в которой политику приходится действовать. А в этом отношении Зеленскому не позавидуешь. Он взвалил на себя ответственность за страну с огромным количеством сложнейших проблем, не имея опыта их решения, хотя бы минимального количества более или менее подготовленных, надёжных  единомышленников, не говоря уже о надлежащем кадровом резерве, а также организованной политической силы, на которую мог бы опереться. Ведь «Слуга народа» и сегодня в значительной мере фантомная партия. Если она и займёт ведущее место в новом парламенте по итогам предстоящих выборов, как прогнозируют аналитики, то главным образом благодаря имени своего лидера.

С первых шагов, а точнее — ещё в ходе избирательной кампании стало очевидным, что Зеленскому противостоит мощная, организованная сила в лице обанкротившейся, потерпевшей крах, но жаждущей реванша команды Порошенко. В ней – руководство  Верховной Рады и большая, настроенная неонацистски часть депутатского корпуса, Кабинет Министров, значительная часть высшего командования Вооружённых сил, руководство Генеральной прокуратуры, других правоохранительных органов. На её поддержку в любой момент могут встать организованные, вооруженные образования боевиков, прошедших основательную выучку и школу боевых действий на востоке страны.

Своей позиции по принципиальным вопросам развития страны Зеленский ещё не высказывал. Да  и есть ли у него сложившаяся, чётко сформулированная позиция — вопрос. Вместо него в некоторых случаях высказываются советники. Но их ответы порой свидетельствуют о том, что и они слабо ориентируются в таких проблемах. Так, один из них недавно заявил, что в экономике власть будет руководствоваться «либертаризмом» (то есть неолиберализмом), который на Западе подвергается критике как не оправдывающая себя в современных условиях политика. Ведь именно в условиях либеральной экономики возникли и заняли господствующие позиции олигархии, расцвела коррупция, против чего обещает бороться новый президент.

Открытой трибуной для оппозиции избранному президенту стала Верховная Рада. Её руководство всё сделало для того, чтобы оттянуть инаугурацию Зеленского, демонстративно отвергает вносимые им проекты, в том числе по кадровым вопросам, требующим неотложного решения.

Была сделана попытка не допустить проведения досрочных парламентских выборов, добиться признания не соответствующим Конституции президентского Указа о прекращении полномочий Верховной Рады. Конституционный суд сорвал эту попытку, приняв, как говорят, в острой борьбе большинством голосов решение о конституционности Указа, которое я бы назвал «виртуозным».

О том, что Украину не оставит без своего «внимания» Запад, прежде всего Соединённые Штаты Америки, заявили  сразу же после выборов официальные американские деятели. Уже состоялись визиты в нашу страну представителей ряда ведомств США. Их дипломатическое представительство  в Украине укреплено опытным исполняющим обязанности посла. Принято решение о выделении Украине солидной военной помощи.

Без преувеличения, центральным пунктом в политической борьбе, которая вышла после выборов на новый уровень, встал вопрос об урегулировании обстановки на Востоке страны и выстраивании нового формата отношений с Россией. Влиятельным русофобским силам удалось воспрепятствовать Зеленскому добиться прекращения кровопролития, что он считал первейшей своей задачей. Более того, взаимные обстрелы в последнее время заметно усилились, практически ежедневно гибнут люди, в том числе военнослужащие с обеих сторон, а также мирные жители на неподконтрольной  киевской власти территории Донбасса. Русофобская истерия усиливается.

Обращает на себя внимание шумная кампания в некоторых солидных киевских изданиях, объективно направленная на то, чтобы сорвать поиск путей мирного решения проблемы с участием представителей непризнанных ДНР и ЛНР (оно выдаётся за «капитуляцию»), не допустить прекращения экономической блокады их территории.  Находящимся в ухоженных кабинетах вдали от района военных действий, получающим солидные гонорары и заработную плату журналистам и отставным политикам (или политиканам?) безразлична судьба сотен тысяч наших соотечественников, в том числе десяткам тысяч детей, вынужденных шестой год жить, ежедневно подвергаясь опасности погибнуть под бомбежками, в невыносимых условиях, которые открыто пообещал им несколько лет тому назад Порошенко.

Их называют «сепаратистами» и «террористами», а военные действия — агрессией со стороны России. Но что это не так, говорил Порошенко ещё в  декабре 2016 года: Единственная причина, почему Украина воюет, – «чтобы похоронить Советский Союз». Ибо «Советский Союз — не в документе и не в Беловежской пуще. Советский Союз в головах, и в этом смысле СССР до сих пор не похоронен, и извините за откровенность, но Украина сейчас воюет, чтобы похоронить Советский Союз в головах некоторых, потому что другого повода для войны просто не существует» (Выделено мною – Г.К.). Об этом должны знать наши люди.

Если же к этому добавить высказывания некоторых писателей о Донбассе как «раковой опухоли», которую следует «бросить в глотку империи, чтобы она подавилась», требования отдельных украинских политиков «окружить Донбасс колючей проволокой и разбомбить его», если вспомнить бешеный шабаш фашиствующих молодчиков в западных областях Украины с угрозами в адрес жителей Донбасса, то истинная сущность событий и обстановки в этом жизненно важном для Украины  регионе предстанет совсем в ином свете, чем представляет официальная пропаганда. Ведь в конце концов урегулирование этой проблемы связано в огромной мере с созданием реальных гарантий недопущения расправы над жителями Донбасса, несправедливо называемыми «сепаратистами» и «террористами», после восстановления контроля Киева.

Что касается отношений с северо-восточным соседом, то их разрыв, что бы ни явилось причиной, нанёс колоссальный ущерб прежде всего нашей стране. Украинские власти делали всё, особенно в последние пять лет, чтобы рассорить на века братские народы, которые связаны общими интересами, тысячелетиями жили одной семьей, делили радости и горести, совместными усилиями построили общий дом — Советский Союз, в котором Украина стала одной из наиболее развитых, процветающих республик. Разрушить этот дом — пожалуй, единственное, что удалось Порошенко. Выиграл от этого только Запад, избавившись от мощного конкурента.

Но ведь и Украина, и Россия никуда не денутся. Нам и далее жить по соседству. Нормальные отношения придется восстанавливать, и чем скорее, тем лучше. Но этого не добиться, если у власти в Украине будут находиться или хотя бы влиять на власть, даже в виде немногочисленной прозападной оппозиции, отпетые , лишенные здравого смысла русофобы, готовые стрелять себе в ногу или «на зло бабушке отмораживать себе уши».

Когда украино-российские отношения стали враждебными, отечественные «стратеги», особенно из числа выкрестов из компартийной номенклатуры, выслуживаясь перед властями, усиленно пропагандировали и навязывали две идеи: «Запад нам поможет» и «Россия развалится, в войне с Украиной потерпит поражение».

Несколько лет Запад, одурманенный лживой  пропагандой, был на стороне  украинских  властей, организовал против России санкции, рассчитывая ослабить, спровоцировать массовое недовольство ее народа и распад Российской Федерации. На эти идеи, похоже, повелся было по неопытности и политической незрелости и молодой украинский президент, поспешивший совершить вскоре после избрания визиты в западные столицы и наговоривший там по порошенковским шпаргалкам немало  необдуманных вещей, о которых, думаю, в душе уже сожалеет.

Всячески восхваляя «расцвет демократии в Украине в противовес «тоталитарной» России», западные деятели закрывали глаза на фашизацию государственной и общественной жизни в Украине. Но так было до поры, до времени. Постепенно Украина со своими бесконечными нытьем, жалобами и просьбами надоела Западу. А введённые против России санкции больно ударили не только по России, которая устояла, а в военном отношении поднялась на значительно более высокий уровень, но и по западным странам.

К тому же обострение отношений с Россией, доведённое до угрозы полномасштабной  войны между нашими странами, стало явно угрожать вовлечением в неё Западу. Там задумались: зачем это им?

Постепенно отношение к России начало меняться. Становится очевидным, что сорвать строительство газопроводов «Северный поток-2» и «Южный (Турецкий)», чего отчаянно добивался Порошенко и бездарные дипломаты, не удастся. А недавнее возвращение России с неурезанными полномочиями в Парламентскую Ассамблею Совета Европы продемонстрировало серьезное изменение отношения к ней на Западе. Своим хамским поведением на заседаниях ПАСЕ члены украинской парламентской делегации только добавили негатива в отношении к нашей стране. Что же до дипломатической, политической, экономической изоляции России, о чем мечтают украинские «стратеги», то после недавней встречи G-20 в Осаке (Япония) и ряда других международных встреч об этом как-то неудобно даже вспоминать.

К слову, Порошенко закатил настоящую истерику в связи с тем, что на упомянутой встрече, как в последнее время и при других контактах с российским президентом В.Путиным, лидеры ведущих европейских государств, а также президент США Д.Трамп не только обсуждали проблемы Украины в отсутствие Украины, за её спиной, но даже не проинформировали украинское руководство. Вот когда он, Порошенко, был президентом, в подобных случаях с ним обязательно прежде советовались, а после каждой состоявшейся встречи непременно  сообщали о её содержании и результатах. Он завопил о «предательстве». До него явно не доходит то, что это именно он, Порошенко, подчинённая ему дипломатическая служба своей деятельностью, примитивной русофобской позицией довели отношение к нашей стране до такого состояния, когда с ней, по сути, перестали считаться, для Запада она стала чуть ли не обузой.

Лет сорок тому назад, когда по роду  занятий мне пришлось много заниматься вопросами кадровой работы, я пришёл к таким наблюдениям.

При подборе руководящих кадров важно обращать внимание на то, как меняется поведение возможного кандидата уже тогда, когда ему только предложена или может быть предложена руководящая должность. Больше узнаешь, когда он будет выдвинут. Но чтобы узнать человека  до конца, надо отобрать у него эту  должность. Случай с Порошенко это убедительно подтверждает. Ни импозантная внешность, ни щеголяние генеральской формой, ни даже бравирование владением иностранным языком не восполняют дефицита широкого государственного ума, необходимого политику такого уровня.

Зеленскому необходимо о многом задуматься, если он всерьёз взялся управлять страной. И прежде всего извлечь уроки из практики своего предшественника, при котором Украина в результате курса на европейскую интеграцию и полноправное членство в агрессивном блоке НАТО превращена в страну-марионетку, внутреннюю и внешнюю политику которой диктуют Европейский Союз и Северо-Атлантический альянс, тарифы на различные услуги определяют  Международный валютный фонд и Всемирный банк, а американский чиновник может запросто предложить украинским властям в течение двух часов заменить  Генерального прокурора  или  предложить список олигархов- коррупционеров, которых «нельзя трогать».

Дальнейшее развитие обстановки в стране зависит от того, кем хочет войти в историю Зеленский авторитетным президентом суверенной, уважающей себя  страны, которая проводит подчиненную всецело национальным интересам политику и выстраивает нормальные, желательно дружественные, отношения со всеми странами, прежде всего соседними государствами, или послушным исполнителем воли заокеанских хозяев, как это делал Порошенко.

В условиях, когда те, кто потерпел поражение, стремятся к реваншу и ради этого не останавливаются ни перед чем, определить, занять и провести подлинно национальную позицию, отвечающую интересам подавляющего большинства нашего народа, будет не просто.

Впереди — парламентские выборы. Их исход в огромной мере будет определять судьбу страны. Он во многом зависит, во-первых, от того, хватит ли прогрессивным силам, здравомыслящему большинству народа собранности и организованности, чтобы преградить путь во  власть тем, кто уже правил страной и довёл её до такого ужасного состояния, а во-вторых, от того, извлечёт ли для себя уроки Зеленский из непростой отечественной истории, особенно из трагического опыта последних пяти с половиной лет.

Георгий Крючков,

народный депутат Украины

III-IV созывов


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах