Георгий Крючков: Украина после выборов

Георгий Крючков: Украина после выборов


Хотя после президентских и внеочередных парламентских выборов в Украине прошло немного времени, уже возникают вопросы относительно того, к чему привели их результаты, чего ожидать от новой власти.

И не случайно: развитие политической ситуации  дает поводы для опасений, что  события в стране идут не так, как обещали «слуги народа» и надеялось большинство избирателей, как можно было ожидать в связи с происходящими в обществе процессами, которые отразили избирательные кампании.

Во-первых, на выборах народ Украины  более чем убедительным большинством (голосами почти трёх четвертей избирателей, отдавших свои голоса за нового президента) отверг ставший ненавистным, по свидетельству социологов, режим Порошенко, его внутренний и внешнеполитический курс. Причём отверг - впервые после провозглашения независимости -  с поразительным единодушием в большинстве регионов и, к тому же, не по призыву какой-то определенной политической силы: доведённые до нищеты и отчаяния люди, по сути, открыто заявили, что «так дальше жить нельзя». Игнорировать это обстоятельство для власти небезопасно.

Во-вторых, выборы подтвердили выводы многочисленных социологических  замеров  общественного  мнения, что среди множества претендентов на лидерство из числа примелькавшихся политиков и государственных  деятелей и более 350 политических партий граждане, по крайней мере большинство их не видят таких, которым они могли бы доверить управление страной.

К слову, тратить  в этих условиях, тем более из оскудевающей казны, миллиарды гривен на государственную поддержку  политических партий и нелогично, и безнравственно, особенно если речь идёт о партиях, за которых на выборах  отдают свои голоса всего два  процента избирателей. Почему содержать их должны  налогоплательщики?

На высший государственный пост избран претендент, который не имел опыта политической деятельности, работы в органах государственной власти, не представил развернутой программы. Избирателей привлекло то , что Зеленский, будучи эстрадным актером, остро критиковал проворовавшуюся, коррумпированную олигархическую власть и обещал привести к управлению страной, в случае избрания, новых, не скомпрометировавших себя людей, способных восстановить облик Украины  как высокоразвитой современной державы, добиться прекращения войны на востоке страны. Как отмечали многие, на выборах «покупали кота в мешке» с «программой» - «За все хорошее и против всего плохого». Это был риск. Но от того, окажется ли он оправданным, зависят не только перспективы новой власти, но и, без преувеличения, судьба Украины.

В-третьих, впервые за годы независимости большинство в депутатском корпусе украинского  парламента в результате выборов составили представители одной  - пропрезидентской - партии, причём партии, которая практически ещё только создаётся, по сути фантомной. Это стало ещё  одним подтверждением доверия президенту В.Зеленскому, который получил уникальную возможность управлять страной в деловом контакте с парламентом и правительством. Проблема формирования правящей коалиции в Верховной Раде, создававшая нередко сложности для его предшественников, теряет свою актуальность и остроту, по крайней мере, на данном этапе.

Впервые за многие годы в стране сложились  условия для более слаженной работы всех ветвей власти, всех государственных структур и реализации обещаний, которые давались во время выборов. С одобрением было встречено в обществе, по сути, первое решение вновь избранного президента - досрочно прекратить полномочия дискредитировавшей себя под управлением горе-спикера А.Парубия Верховной Рады. Так же воспринимаются многими  и демонстративно осуществляемые меры по замене обанкротившихся высокопоставленных и других чиновников.

В то же время  новоизбранный президент с самого начала столкнулся с яростной  оппозицией не скрывающих реваншистских устремлений прежних властителей в лице своего предшественника, руководства парламента и немалой части депутатского корпуса, а также Кабинета министров. Ими все делалось для того, чтобы оттянуть инаугурацию Зеленского, замену руководства Генеральной прокуратуры, ведомства иностранных дел, министерства обороны, Службы безопасности (возглавляющие их чиновники «срочно ушли в отпуск»), решение вопроса об упорядочении управления столицей республики.

Впрочем, этого можно было ожидать. Недоумения  стали возникать, когда в порядок дня встал вопрос о позитивной программе новой власти, поиск ответа на ставший сакральным для Украины вопрос - «Что строить? По какому пути пойдёт далее страна?» О том, что  власть серьезно этим озабочена, можно было подумать после  заявления президента о намерении провести, так сказать, «генеральный аудит», то есть на основе глубокого, всестороннего анализа дать объективную оценку состояния дел в стране, без чего невозможно разработать реалистическую программу выведения страны из глубокого, всеохватывающего кризиса.

Но оказалось, что у шустрых, амбициозных помощников главы государства уже имеются  ответы на непростые вопросы, которые они порой стремятся огласить раньше  своего шефа. Идеологией новой власти ими объявлен курс на либертарианство «с учётом национальных особенностей, менталитета и традиций». Этим мудреным термином обычно обозначается сегодняшняя разновидность неолиберализма,предполагающего снижение роли государства, минимизацию  его вмешательства в дела граждан и рыночную экономику, который  многими авторитетными учеными с мировыми именами характеризуется как тупиковый для человечества путь. Можно сослаться хотя бы на слова нобелевского лауреата Джозефа Стиглица: «Неолиберализм, представляющий собой новейшую формацию капитализма, окончательно дискредитировал себя и должен быть объявлен мертвым. Необходимо бороться с влиянием капитала на решения, которые определяют судьбу государств. Единственно разумная альтернатива неолиберальной вакханалии, несущей кризис всему миру, - это прогрессивный левоцентризм».

Избранный  курс украинские либертарианцы стремятся даже сделать «образцом для других» (впрочем, это, судя по всему, стало и одной  из навязчивых идей самого Зеленского, который ещё во время инаугурации претенциозно заявил: «Получилось у нас - получится и у вас»).

Видение этого курса раскрыл президент Зеленский во время недавнего визита в Турцию. Основные составляющие его процессы - завершение тотальной приватизации крупных предприятий; проведение уже в этом году земельной реформы, «что даст возможность создать в 2020 году рынок на 40 млн гектаров одних из лучших в мире по качеству земель»; осуществление необходимых реформ, которые должны «сделать Украину магнитом для иностранных инвестиций» (среди этих «реформ»,  в частности,  принятие закона о концессиях, легальное открытие игровых домов  (казино) в курортных местах и др.).  Президент уверен, что эти меры  уже в предстоящие годы создадут условия для стремительного - до 5-7% в год - роста экономики Украины.

Что можно сказать по этому поводу? Прежде всего то, что в принципиальном плане эти намерения и планы не отличаются от того курса, который декларировали и проводили предшественники нынешнего президента. Не всё им удалось. Получится ли у Зеленского , как говорится, «поживем - увидим».

Ситуацию, сущность политики новой власти  проясняет то обстоятельство, что её намерения, декларируемые безапелляционно ещё до сформирования правительства и даже до того, как приступил к работе новоизбранный парламент (это тоже о многом говорит),  всецело совпадают с категорическими требованиями американского конгресса к властям независимой Украины - её президенту и правительству, изложенными в принятой ещё в 1996 году Резолюции обеих палат номер 120 «В поддержку независимости Украины»:

-«сделать первым своим приоритетом демонтаж  ещё остающихся социалистических секторов своей экономики, особенно путём ускорения приватизации средних и крупных предприятий»;

-«осуществить необходимые институциональные и правовые реформы с целью ... создания положительного климата для иностранных инвестиций»;

- противодействовать «появлению какой бы то ни было политической или военной организации, которая могла бы способствовать реинтеграции государств бывшего Советского Союза».

Эти требования считали для себя законом и неукоснительно руководствовались ими  все предыдущие президенты и правительства Украины, хотя указанная Резолюция длительное время  фактически была скрыта от украинской общественности.

Приватизация, купля-продажа земли, другие вопросы, о которых идёт речь, - это проблемы, касающиеся основ жизни государства и его народа. Решать их без учёта мнения, тем более вопреки мнению большинства народа непозволительно для любой власти. Тем более,что отношение к ним в нашем обществе, как показывают мониторинги, проводимые Институтом социологии Национальной Академии Украины, далеко неоднозначное, к тому же за годы независимости радикально изменилось. Если в 1992 году к передаче в частную собственность (приватизации) крупных предприятий скорее положительно относились 25,1% участников исследований, то в прошлом, 2018-м  всего 17,3% ; скорее отрицательно - соответственно - 31,6% и 57,6%; затруднились с ответом - 41,8% и 25,1%. Более чем на треть - с 56% до 36% - уменьшилось за это время количество сторонников приватизации малых предприятий. Зато противников стало больше в 2,6 раза, их теперь  почти столько, как и сторонников -  34,9%. Число неопределившихся с ответом осталось практически неизменным (28,8% и 30,1%). Это не должно вызывать удивления: ведь более чем за треть века после реставрации капитализма наши люди не дождались от приватизации ни «эффективного собственника», ни обещанного снижения - под влиянием конкуренции -цен.

Острые дискуссии в обществе вызывают намерения власти провести так называемую «земельную реформу» — разрешить свободную куплю-продажу земли, рассчитывая на значительные иностранные инвестиции и существенное пополнение Государственного бюджета.

И по этому вопросу отношение в обществе существенно изменилось. Количество тех, кто выступал за свободный рынок земли, уменьшилось - с 38,5% до 22,6%, зато число противников возросло почти в полтора раза - с 44,4% до 63,8%. По их мнению, открытие  рынка земли «будет сопровождаться  и шантажом, и давлением, и настойчивым уговариванием крестьян продать принадлежащие им участки» , создаст «условия для появления новых  форм рейдерства на земле», «вызовет новое социальное напряжение на селе».

А разрешение продавать землю иностранцам явится «новой технологией неоколониализма». Большой  доказательный материал на этот счёт содержат опубликованные в еженедельнике «Зеркало недели» содержательные статьи Татьяны Унковской, Максима Олексиюка, Романа Головина.

Не допустить такого сокрушительного удара по нашему селу,по экономике, по Украине в целом как государству — долг всех патриотов страны. Об этом надо говорить во весь голос. Ибо власть явно настроена на допущение иностранцев на отечественный рынок земли. В обществе почему-то осталось без внимания и реагирования заявление Зеленского, сделанное на украинско-турецком бизнес-форуме: «В Украине уже работают турецкие компании, которые владеют землёй. Надеюсь, что таких компаний станет больше, особенно это касается южной части страны, где имеется потребность в создании и развитии мелиоративных систем. Также рассматриваем возможности для государственно-частного партнёрства». Эти слова невозможно расценить иначе, как прямое приглашение иностранным инвесторам скупать в Украине землю.

Нельзя не прислушаться  и к предостережениям относительно количества земли, которая может находиться в собственности или владении. В стране уже есть люди, которые владеют - пока что на правах аренды - сотнями тысяч гектаров сельскохозяйственных земель. Справедливо отмечается, что это ведёт к ослаблению внимания к развитию социальной инфраструктуры на селе (которая в значительной мере уже уничтожена), к повседневным нуждам его жителей (среди которых всё больше преобладают пенсионеры). Печальный опыт трансформаций в украинском  селе после реставрации капитализма приводит объективных исследователей к выводу: по совокупной эффективности «коллективное хозяйствование превосходит единоличное». Поэтому «целесообразно формировать из существующих собственников земли владельцев аграрных производств, создавать общества владельцев земли» ( См. статью М.Головина в еженедельнике «Зеркало недели» от 17 августа 2019 г.).

Что касается ускорения роста ВВП, то пока речь идёт об обещаниях, не подкреплённых конкретными мерами, которые намечается осуществить для достижения желательного результата. Но обещать можно всё, что угодно. "Обіцянка - цяцянка", - говорили у нас на селе. Реальное же сегодняшнее состояние украинской экономики не даёт оснований для оптимизма. Об этом свидетельствуют и  итоги экономического развития в первом полугодии. По сравнению с июнем прошлого, 2018 года промышленное производство в стране  снизилось на 2,3%, в том числе в перерабатывающих отраслях - на 4,8%, производство  строительной продукции - на 7,3%,  что угрожает замедлением в промышленном и жилищно-бытовом строительстве. В машиностроении  объём производства в июне этого года был на 13,3% , а в чёрной металлургии - на 9,4% ниже,чем в прошлогоднем июне. Аналитики прогнозируют дальнейшее снижение промышленного производства.

Один из наиболее информированных украинских экономистов Богдан Данилишин приводит такие убийственные факты. За последние три года государственное предприятие «Антонов» не произвело и не поставило заказчикам ни одного серийного самолёта. «АвтоЗАЗ» выпустил всего один легковой автомобиль. Крюковский вагоностроительный завод произвёл в 2018 году восемь, в первом полугодии этого года пять пассажирских вагонов.

Катастрофическое положение складывается на внутреннем рынке.

Как следует из данных государственной статистики, в 2018 году рынок продовольственных товаров наполнялся продукцией отечественных товаропроизводителей на 81,4%, непродовольственных товаров – всего на 31,7%, в том числе телекоммуникационной продукции,аудио- и видеооборудования, компьютерной техники, автомобилей, обуви, часов и ювелирных изделий - на 0,1-4,8%. Увеличивается импорт сельскохозяйственной продукции. Ввоз огурцов и томатов, например, в первом полугодии этого года возрос - соответственно- на 38% и 15% и стал рекордным за последнее  десятилетие.

Приведя эти данные, Б.Данилишин делает вывод: если пустить всё на самотёк, а именно так обстоит дело в украинской экономике и,  по сути, к этому призывают либертарианцы,  ещё пять лет профанации в экономической политике и - придётся забыть не только о производстве самолетов или пассажирских вагонов. Страна из «аграрной сверхдержавы» превратится в импортера продовольствия.

Немало есть проблем, связанных с пополнением Государственного бюджета, обеспечением своевременной выплаты заработной платы, расчетов по долгам государства, достигшим огромных размеров (в том числе в иностранной валюте), и других. В последнее время высказывается всё больше озабоченности  в связи с тем, что рост объёмов ВВП и пополнение бюджета в значительной мере обеспечиваются поступлением валюты от украинских заробитчан, работающих в других странах. По данным Минфина Украины, постоянно работают за рубежом 3,2 млн наших сограждан - почти пятая часть (точнее 18%) экономически активного населения страны. (К слову, это позволяет избегать  осложнений в связи с угрозой резкого роста безработицы.) В прошлом году  они перевели на родину 14 млрд долларов. Специалисты прогнозируют постепенное оскудение этого источника спасительных для страны валютных поступлений. Ведь всё больше заробитчан устраиваются на постоянное проживание по месту работы, правдами и неправдами добиваются получения там гражданства, забирают туда свои семьи и, естественно, прекращают пересылку на родину валюты. Эти процессы будут нарастать.

Трудно  представить, на чём основан оптимизм президента относительно достижения быстрого  перелома в экономике и увеличения темпов экономического роста: при отсутствии профессиональных кадров, опытных, надёжных управленцев, фактическом уничтожении профессионализма в сфере управления преодолеть мертвящую силу косности и инерции невозможно.

Так обстоит дело в экономике, где создаются предпосылки и материальные условия для укрепления могущества и процветания страны,  обеспечения пристойного уровня жизни народа. Но по этим же причинам вряд ли есть основания рассчитывать на решение в ближайшие годы и острых социальных проблем - снижение грабительских тарифов на жилищно-коммунальные услуги,  прекращение безудержного роста цен на лекарства, продовольствие, промышленные товары повседневного спроса и др.

Не происходит ощутимых сдвигов в борьбе с преступностью и коррупцией. Разговоров на эту тему ведётся много, но пока что ни одного коррупционера из властных верхов не осудили. Более того, между созданными многочисленными органами, призванными вести борьбу с этим злом, разъедающим государственный аппарат, продолжается выяснение отношений, взяточников и мздоимцев находят даже в их среде. Большую озабоченность вызывает рост преступности, особенно убийств, грабежей, разбойных нападений, насилований, краж, а также рейдерства.

Понятно, что реальные результаты на этом важнейшем направлении государственной деятельности могут быть достигнуты только при четкой, слаженной работе судебной системы, органов прокуратуры, охраны правопорядка, безопасности государства и граждан,  строжайшем соблюдении в их деятельности законности. К сожалению, проведённые в этих системах «реформы» не только не способствовали коренному улучшению их работы, но нанесли тяжкий удар по профессионализму. В судах, прокуратуре, других правоохранительных органах огромный недокомплект работников. Проводимые конкурсы далеко не всегда обеспечивают отбор специалистов высокой квалификации. Расследование правонарушений, рассмотрение уголовных и гражданских дел длится годами. Десятки тысяч судебных решений не исполняются. Права граждан грубо нарушаются. Многие подвергаются истязаниям и пыткам.

Остается в силе антиконституционный закон о гарантиях для государственного — украинского языка, которым попраны конституционные права миллионов русскоязычных граждан.

Обещания Зеленского  принять меры к приведению этого правового акта в соответствие с Основным Законом Украины и её международными обязательствами пока что остаются декларацией.

Как и при Порошенко, карательная система государства направлена против реальных оппозиционных сил, выступающих в защиту интересов трудящихся, прежде всего против Компартии Украины. Конституционный суд, попирая закон и право, игнорируя выводы международных правовых институций, нарушая элементарную логику и справедливость, признал легитимным пресловутый закон о «декоммунизации», не удосужившись  даже попытаться дать ответ на  конкретные, более чем убедительные, доводы группы народных депутатов, обосновавших его неконституционность.

Тем временем Компартия, не будучи юридически запрещённой (ввиду отсутствия для этого оснований), фактически лишена возможности легально действовать, реализовать полномочия, предоставленные Основным Законом. Её не допускают к участию в президентских, парламентских, местных выборах. Окружной административный суд решил прекратить деятельность партии, не запретив её (за пять лет правоохранительные и судебные органы не нашли доказательств нарушений Компартией Конституции страны, что могло бы быть основанием для запрета). Формально прекращение деятельности КПУ обосновано тем, что партия не изменила наименования «коммунистическая» и не отказалась от своей символики - красного знамени, пятиконечной звезды, серпа и молота. Это расценено как «пропаганда коммунистической идеологии», что само по себе является прямым нарушением конституционного положения об идеологическом многообразии (плюрализме) как одной из основ жизни украинского общества. (Решение окружного суда не вступило в силу, так как не рассмотрена апелляция). В сущности речь идёт об антиконституционном предлоге, изобретённом Минюстом и так называемым «Институтом национальной памяти». К слову, это подтверждает и ситуация с другой оппозиционной партией - Прогрессивной социалистической партией Украины, которая выполнила требование об изменении символики, но к участию в выборах не допускается.

А 19 августа т.г. тот же Окружной суд по иску Минюста и СБУ  на основе того же пресловутого закона о «декоммунизации» запретил выпуск Всеукраинской общественно-политической «Рабочей газеты», остававшейся после совершенного в 2014 году государственного переворота, как справедливо отмечал лидер КПУ Пётр Николаевич Симоненко, единственным рупором трудовых классов в Украине. На такой шаг не решались даже при власти Порошенко.

Как видим, и по этому, далеко не рядовому вопросу, отражающему чрезвычайное положение в Украине с законностью, правами и свободами граждан, ситуация не изменилась.Но и на этом направлении, где речь идёт не просто о правах наших соотечественников, а об их жизни, существенных сдвигов не произошло.

Более того. Людей ( и военных, и гражданских), в том числе детей, женщин, пожилых, в последнее время гибнет больше. Правда, Зеленский дважды имел разговор (по его инициативе) с Путиным. Но видимых сдвигов пока что нет. Минские соглашения не выполняются. Договоренности о прекращении взаимных обстрелов сразу же нарушаются.  Шестой (!) год миллионы людей продолжают жить в невыносимых условиях, каждый день подвергаясь смертельной опасности. Меня потрясли слова матери из Донецкой области. Её пятилетняя дочь, родившаяся и растущая во время этой проклятой войны, просит: «Мама, когда меня убьют, положи со мной в могилу мою куклу». Как можно спокойно такое воспринимать?

Не касаюсь здесь обстоятельств, породивших эту страшную трагедию в жизни родной Украины. Сегодня важнейшее значение имеет выход из сложившейся ситуации. Ключевой, на мой взгляд, вопрос заключается в том, чтобы обеспечить жизнь, безопасность, элементарные права граждан отдельных районов Донбасса, не допустить репрессий, которыми их пугают ретивые поборники продолжения войны, гарантировать соблюдение особенностей  региона. В Минских соглашениях это нашло выражение в требовании к украинской стороне (которое она, подписав Соглашение, обязалась выполнить) принять закон об особом статусе этих районов. Для этого, конечно же, нужно садиться за стол переговоров представителям Киева и непризнанных Донецкой и Луганской народных республик. Украинская сторона категорически это отвергает, мотивируя тем, что «с террористами и сепаратистами переговоры не ведут». Образовался тупик.

В связи с этим стоит напомнить о ситуации с Крымом, который Украина бездарно, по вине своих «керманичів», утратила. Когда этот вопрос обсуждался на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины, практически все его участники говорили о том, что подавляющее большинство крымчан, включая украинских военнослужащих, сотрудников органов власти, Службы безопасности, милиции, напуганных разгулом фашиствующих национал-радикальных сил в столице, западном регионе , захватом ими помещений государственных органов и террором, поддержало действия Российской Федерации.

Тогда же здравые суждения относительно «политического решения ситуации» («если бы у нас был его вариант») высказал  премьер-министр А.Яценюк. В опубликованной в марте 2016 года в газете «Бульвар Гордона» секретной стенограмме заседания СНБОУ были приведены такие его слова: « Правильное политическое решение было бы начать переговоры с теми, кто представляет сегодня незаконно избранную власть в Крыму (Выделено мною. - Г К.), с целью политической стабилизации через принятие Закона Украины «О Конституции Автономной Республики Крым», который бы предполагал формирование самостоятельной системы финансов, я её назвал бы условно самостоятельной, например, оставление в распоряжении бюджета Автономии налога на добавленную стоимость, отчисление части акцизного сбора и решение так называемых языковых, национально-культурных и этнических вопросов».

К сожалению, «ура-патриоты Украины», противники разумной федерализации республики не допустили этого, что предотвратило бы трагическое развитие ситуации, в том числе утрату Крыма и Севастополя.

Уроки из этого при Порошенко извлечены не были. Будут ли они извлечены при новой власти? Боюсь, что в случае, если «партия войны» возьмёт верх, ситуация может получить такое развитие, что заявление, подобное тому, которое сделал тогда Яценюк, как бы не пришлось делать в сходных, но ещё более худших обстоятельствах её нынешним представителям.

Критического анализа и пересмотра требует проводимая под знаком децентрализации реформа местного самоуправления. И по этому вопросу новая власть пока что ограничивается общими декларациями.

Украинское общество не едино. Оно разобщено по многим причинам, обстоятельствам и направлениям. Только учёт особенностей соответствующих регионов, потребностей их населения, закрепление в  правовых актах и неукоснительное их  соблюдение обеспечат прочное единство Украины, фактическое становление политической нации, о которой в Конституции сказано: "Украинский народ — граждане всех национальностей».

Режим Порошенко многое сделал для углубления раскола в нашем обществе, в том числе в сфере межцерковных отношений, как и для того, чтобы на многие десятилетия, а, может быть, и на века рассорить братские народы Украины и России.  Сделает ли из этого выводы и настроен ли их делать президент Зеленский?

Невольно  возникает вопрос: а не было ли его избрание под знаком беспощадной критики Порошенко и последствий его разрушительной деятельности продуманным планом (о котором Зеленский мог и не догадываться), цель которого — не допустить взрыва народного возмущения и сохранить политический курс, который проводил Порошенко?

Если было так (я не утверждаю, просто размышляю ), то это — проект, авторами которого могут быть только профессионалы высочайшей квалификации.

Его реализации способствует ряд факторов.

- Прежде всего нельзя не учитывать того, что реальная власть в Украине принадлежит пяти-семи олигархам. А украинская олигархия, будучи криминальной, в основе своей не национальная, а прежде всего компрадорская с ориентацией на Запад. Туда она вывозит на хранение свои капиталы. Там учит своих детей. Там строит (или приобретает)  дворцы, проводит отдых. Угождать Западу, прежде всего Соединённым Штатам Америки для них - первейшее дело. Поэтому они будут толкать в этом направлении и нового президента, помогать ему в этом.

Кстати, и многие деятели в окружении Зеленского вышли из обслуги олигархов и соответственно настроены. К тому же в стране огромное количество «грантоедов», фактически находящихся на содержании различных структур Соединённых Штатов, европейских государств и являющихся их агентурой.

Сами олигархи (кроме, может быть, И.Коломойского) сейчас предпочитают  «не высовываться», выжидают, «куда ветер подует»...

- За последние пять-шесть лет огромное влияние на политическую ситуацию в стране приобрели различные незаконные, тем не менее легально действующие, военные и полувоенные формирования  («батальоны», «полки» и др.), которые находятся под полным влиянием неонацистских радикальных сил и, естественно, служат Западу. Они не скрывают того, что если Зеленский попробует свернуть с порошенковского пути, их реакция будет мгновенной и беспощадной.

- Граждане, вручившие ему власть, не готовы и не способны организованно выступить, в случае необходимости, в его защиту. К тому же, видя, что дела в стране пошли не так, как обещал их избранник, многие растерялись. Рассчитывать на скорое улучшение обстановки в украинской экономике, преодоление массовой бедности не приходится. Разочарование в сделанном выборе может наступить довольно скоро.

- Боеспособной политической силы, которая могла бы организовать массы на защиту их прав, радикальное изменение обстановки в стране, как и лидеров, пользующихся авторитетом и влиянием у большинства народа Украины,сегодня не усматривается.

И, конечно, важнейшим фактором, определяющим обстановку в стране  и фактически устанавливающим рамки деятельности президента, является полуколониальный статус Украины, неприкрытый диктат Соединённых Штатов Америки, Международного валютного фонда, НАТО. За короткое время после выборов накопилось уже немало фактов, свидетельствующих об односторонней, прозападной позиции нового президента и его формирующейся команды, основанной на постулатах порошенковских «стратегов» - расчетах на то, что «заграница  (Запад) нам поможет», а «Россия под воздействием санкций Запада скоро развалится». Это не придаёт оптимизма раздумьям о будущем нашей страны при такой политике её нового руководства.

Изменение ситуации в стране возможно только при условии смены общественно-политического строя, утверждения в стране социальной справедливости и подлинного народовластия.

Это требует от прогрессивных, патриотических сил, в том числе и прежде всего от Компартии, огромной разъяснительной, пропагандистской, организационной работы, выработки продуманной стратегии и отвечающей новым условиям тактики.

Георгий Крючков,

народный депутат Украины

ІІІ – ІV созывов


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях