Коррупция или головотяпство? Банкет для избранных вместо праздника жизни для всех


Гнев у докеров Ренийского морского торгового порта вызвали сообщения СМИ о засилье коррупционеров  в высших эшелонах украинской власти, наживающихся на разграблении бюджетных денег, направляемых на нужды армии. И докеры прямо говорят, что разгул коррупции принес беду и коллективу Ренийского порта, где уже более чем в десять раз сократился коллектив, а сейчас намечена очередная «оптимизация».

Более трех тысяч докеров «оптимизировали»

В дорыночные времена в Ренийском порту работали три с половиной тысячи человек. А сейчас осталось 310. Чиновники объясняют все сокращения в коллективе уменьшением потока грузов. Действительно, рассчитанный на перевалку 14,5 миллиона тонн грузов в год, Ренийский порт обработал в прошлом году только 1,322 миллиона  тонн. В прошлом году здесь сокращено 100 человек. И сейчас попадают под сокращение очередные сто докеров. А работу в Рени найти очень трудно. Семьи попавших под «оптимизацию» портовиков на грани выживания. Впрочем, доведены до отчаяния и остающиеся в коллективе люди: долг по зарплате перед портовиками сейчас около 4 миллионов гривен. Около 30 миллионов гривен предприятие задолжало городскому бюджету. А общий долг предприятия превышает 70 миллионов гривен.

– С 2017 года предприятие физически не способно выплачивать зарплату и осуществлять обязательные платежи своевременно и в полном объеме, – говорит главный бухгалтер порта Галина Полтавская. «Недавно мы направили в Министерство инфраструктуры Украины очередной график ликвидации задолженности по оплате труда и платежам в бюджет, – говорит заместитель директора порта по экономическому развитию и инвестициям Станислав Котелевский. – Согласно этому графику, к 1 июля 2019 года долги по зарплате должны сократиться до 500 тысяч гривен, долги по единому социальному взносу – до такой же суммы».

Но портовики слабо верят, что этот план будет выполняться. Ведь так и осталась невыполненной «Программа стабилизации финансового состояния Ренийского порта и выхода из кризиса на 2018 год». «Наш коллектив уже давно в кризисном  состоянии из-за того, что в верхних эшелонах власти мало профессионалов, а балом правят коррупционеры, – говорит слесарь Сергей Михайлов. – Чтобы создать видимость бурной деятельности, министерские чиновники проводят в Придунавье уйму «круглых столов», заседаний рабочих групп и различных комиссий, но так ничего и не сделали для решения острых вопросов».

Сами создали для себя конкурента

Особенно возмущает людей передача Молдове части украинского берега Дуная, на котором соседи построили и развивают мощный Джурджулештский порт, ставший главным конкурентом для Рени. Важно отметить, что губительный для Рени молдавский порт появился из-за того, что была грубо нарушена 73-я статья Конституции Украины, согласно которой вопросы изменения территории страны должны решаться исключительно всеукраинским референдумом. Ренийцы считают, что виновные в разбазаривании украинской земли нанесли и продолжают наносить серьезный урон экономике порта, города и всей страны. Докеры надеются, что новый президент обратит внимание на это преступление, и виновные понесут заслуженное наказание.

Дав добро на создание зарубежного порта, украинская власть должна была бы всерьез заняться обеспечением должной инфраструктуры в Придунавье, чтобы минимизировать потери от конкуренции с соседом. Однако за 27 лет независимости чиновники не удосужились в полной мере реализовать в регионе комплексную программу утверждения Украины как транзитной державы на 2002-2010 годы; программу комплексного развития Придунавья на 2004-2011 годы; Концепцию создания на юго-западе Одесщины территории приоритетного развития; национальный проект «Дунайский коридор»… Так и не появилась железнодорожная ветка Измаил – Рени, участок которой составил бы не более 80 километров. Правительство Юрия Еханурова называло ее «стратегическим проектом» и намеревалось ввести в эксплуатацию до 24 августа 2006 года(!).

Но когда городские власти напомнили в 2006 году Кабмину о важности этого строительства, столичные чиновники наложили вето на это предложение, мотивируя отказ экономической нецелесообразностью проекта. Интересно, что специалисты-железнодорожники оценивали стоимость  строительства данной ветки в 60-90 миллионов долларов. В официальных документах этот показатель вырос до 500 миллионов долларов. А в 2010 году министр транспорта и связи Константин Ефименко в официальном письме на имя губернатора Одесской области Эдуарда Матвийчука оценил затраты на ветку в 727 миллионов долларов. Не удивительно, что один из чиновников назвал идею строительства этой ветки схемой по отмыванию денег и закапыванием государственных средств в придунайские болота и плавни.

Клиентов отправляют кружным путем

К тому же наши властные махинаторы лишили порт Рени кратчайшего на тот момент пути к сети внутренних железных дорог Украины. Они разобрали участок колеи между станциями Березино и Бессарабская. А снятые рельсы продали на металл по коррупционной схеме.  И у клиентов Ренийского порта осталась единственная возможность отправлять и получать грузы с дополнительными расходами только по железной дороге, проходящей кружным путем через Молдавию и Приднестровье.

Совсем по-другому развиваются события в Молдове. К новому порту быстро подведены железнодорожная ветка Кагул – Джурджулешты и хороший автобан. Молдова присоединилась к международному проекту «Викинг» – системе комбинированных грузовых перевозок между Балтийским и Черным морями, в основу которого заложен принцип ускоренной доставки контейнерных грузов по железной дороге во взаимодействии с морским и автомобильным транспортом.

Молдаванам удалось убедить страны-участницы изменить маршрут движения поездов и направить их через Джурджулешты. И мы снова видим, как из-за непоследовательной внешней и внутренней политики нашего государства сохраняется устойчивая тенденция к созданию международных транспортных коридоров в обход Украины. Перехватив транспортную инициативу у украинских транспортников, наши соседи стали  их главным конкурентом.

Очень странно, что столичные чиновники не захотели реализовать идею бывшего начальника Ренийского порта Валерия Вертинского, предлагавшего в 90-х годах значительно увеличить грузооборот этого предприятия за счет экспортно-импортных грузов из Молдовы. Кстати, и представители Молдовы выражали тогда желание арендовать часть причалов порта Рени или использовать их на других правовых условиях. Киевские же столоначальники почему-то «увидели свой интерес» в появлении у соседей конкурентного порта, а не во взаимовыгодном партнерстве.

Поскольку молдавским портовикам стало тесно на своей территории, в Рени уже побывали представители компании «Danube Logistics», являющейся оператором контейнерного терминала в Джурджулештах. Они  начали просчитывать возможности аренды или концессии причалов Ренийского морского торгового порта.

Инвесторов решили привлечь льготами

Чтобы упрочить желание представителей Молдовы и других инвесторов наладить тесное сотрудничество с ренийцами, Одесская облгосадминистрация совместно с Администрацией морских портов Украины разработала законопроект, касающийся внесения изменений в Закон Украины «О специальной экономической зоне «Рени», а также в Налоговый кодекс. Они предусматривают, в частности, введение льгот на налоги на прибыль для крупных инвесторов Ренийского порта. Первые три года – нулевая ставка, следующие три года – 50 процентов от действующей ставки, через 6 лет – налогообложение по общим ставкам.

– На уровне области мы начали разрабатывать план расширения специальной экономической зоны «Рени» и придания Ренийскому порту особого статуса, – говорит председатель Одесского облсовета Анатолий Урбанский. – Речь идет о том, чтобы участок железной дороги от молдавско-украинской границы до ворот порта Рени вошел в зону порто-франко. Тем самым можно будет упростить ряд проблем, связанных с транзитом грузов в порт Рени через территорию Молдовы. Для этого, в первую очередь, необходимо подписать межправительственное соглашение между Украиной и Молдовой.

– Планируем развивать в Рени частное и государственное партнерство, когда в создаваемых совместных предприятиях 51 процент акций будет принадлежать государству, а 49 – частному зарубежному инвестору, – продолжает Урбанский. – Это позволит обеспечить стабильный грузопоток из Молдовы в Ренийский порт. Переговоры между Украиной и Молдовой вступят в активную фазу после президентских выборов.

Осуществление таких планов поможет поднять годовой грузооборот порта до 3,5-4,5 миллиона тонн. Для их осуществления Кабмину будет важно также предпринять, наконец-то, четкие шаги по улучшению транспортной инфраструктуры в регионе. В частности, предстоит углубить и модернизировать судоходный канал из Черного моря в Дунай на украинском участке дельты. Докеры подчеркивают: чем быстрее у нас утвердится  демократическое государство с прозрачной политикой и экономикой, тем увереннее будут преодолеваться кризисные явления в экономике и социальной сфере. Они уже устали выслушивать обещания о празднике жизни для всех, которые заканчиваются банкетом для избранных…

Владимир Крещук,

Одесская область


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях