Наша история. Одесчина – родина отечественного танкопрома


Слова, вынесенные в заголовок, вовсе не «фигура речи». И к танкам «НИ», которые строились в Одессе в период героической обороны города, данный материал не имеет отношения. Речь в нем пойдет о том, «откуда есть пошла» отечественная танковая промышленность.

Во время первой мировой войны в армиях Англии, Франции и Германии появились первые танки. В русской армии было значительное количество бронемашин, но с танками наши солдаты столкнулись только во время гражданской войны. Двенадцатого  декабря 1918 года в Одесском порту выгрузили 20 танков Renault FT-17 из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии французской армии.

Сто лет назад, 18 марта 1919 года, части 2-й Украинской Советской армии разгромили войска интервентов и овладели железнодорожной станцией Березовка в 90 километрах от Одессы. В числе трофеев было и четыре  французских  танка Рено FT-17. Три из них красноармейцы взяли на вооружение, а один решили подарить В.И.Ленину, сопроводив подарок письмом следующего содержания:

«Дорогой Владимир Ильич! Рабочие и крестьяне, не выдержав тяжкого гетмано-петлюровского гнета, сбросили ярмо насильников и установили Советскую власть. Голодный, босой и раздетый, блуждая по болотам и лесам, проводил украинский партизан тяжкую и беспощадную борьбу против своих врагов. И никакие средства техники и организованность врагов рабочего класса не могли устоять против революционного гнева восставшей бедноты. Без оружия и без винтовок шел украинский пролетариат на усовершенствованные орудия современной техники, но, как видите, даже танки, эти современные чудовища, порожденные последней войной, не устояли перед революционной войной, и сегодня 2-я Украинская Советская армия имеет счастье преподнести Вам, дорогой учитель, одно из этих страшных орудий. Именно Вам мы посылаем один из танков, который будет наилучшим доказательством мощи пролетарской революции. Мы знаем, мы верим, что объединенными усилиями Советских республик мы сломаем черную силу империалистов».

Трофейный танк был доставлен в Москву и принял участие в первомайском параде 1919 года на Красной площади. А на следующий день В.И.Ленин направил благодарственное письмо, в котором говорилось: «Штабу 2-й Украинской Советской армии и всем товарищам этой армии.

2 мая 1919 года.

Приношу свою самую глубокую благодарность и признательность товарищам 2-й Украинской Советской армии по поводу присланного в подарок танка.

Этот подарок дорог нам всем, дорог рабочим и крестьянам России как доказательство геройства украинских братьев, дорог также потому, что свидетельствует о полном крахе казавшейся столь сильной Антанты.

Лучший привет и самые горячие пожелания успехов рабочим и крестьянам Украины и Украинской Красной Армии.

Председатель Совета Обороны

В.Ульянов (Ленин)».

Мудрость Ленина и советского руководства проявились в данном случае в том, что на базе трофейного танка было решено наладить производство собственной бронетехники. Позже уже принципиальная схема французского танка Рено FT-17 была признана «классической» – место механика-водителя впереди, моторное отделение – сзади, орудийная башня с поворотом на 360 градусов – в центре. Десятого  августа 1919 года решением Совнаркома РСФСР и Совета военной промышленности было определено предприятие для производства отечественных танков – нижегородский завод «Красное Сормово». В течение 1920–1921 годов коллектив инженеров, техников и рабочих произвели, испытали и передали Красной армии 15 танков. Каждый из них, как корабль, имел собственное имя. Первый был назван «Борец за Свободу тов. Ленин». Затем шли: «Парижская Коммуна», «Карл Маркс», «Лев Троцкий», «Лейтенант Шмидт», «Карл Либкнехт», «Красный борец», «Красная Звезда», «Пролетарий», «Свободная Россия», «Черноморец», «Илья Муромец», «Буря», «Керчь» и «Победа».

Первый советский серийный танк МС-1, ставший преемником «Рено-русского», выпускался до 1931 года. А все последующие модели развивали идеи, заложенные в том, трофейном танке.

Сегодня в городе Березовке на Одесчине на высоком постаменте стоит легендарный танк Т-34. Это памятник освободителям – воинам 4-го гвардейского механизированного корпуса. Так замкнулся символический круг – от прототипа первого советского танка до лучшего среднего танка второй мировой войны.

Леонид Дузь,

кандидат исторических наук


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях