“Однозначно геноцид. В Праге обвинили УПА в сотрудничестве с нацистами и геноциде чехов

“Однозначно геноцид". В Праге обвинили УПА в сотрудничестве с нацистами и геноциде чехов


Петр СимоненкоПреступления ОУН-УПА против мирного населения Украины, Польши, Белоруссии, Словакии, других стран и народов – преступления против человечности, не имеющие срока давности. Это тема отдельного большого разговора. Волынская резня, как и сожжение Хатыни, еврейские погромы во Львове, Бабий Яр – только самые известные преступления бандеровцев и националистов ОУН-УПА. Везде, где ступала их нога, была своя местная Хатынь, свой Бабий Яр, свои Липники, своя Волковыя... <…> Есть множественные документальные свидетельства тому, что даже гитлеровцы поражались такому садизму. Поэтому и использовали бандеровцев в качестве палачей. <…>

Компартия безусловно считает, что забывать, а тем более скрывать правду о преступлениях ОУН-УПА недопустимо. <…> В нынешней же, постмайданной Украине, бандеровские головорезы, прихвостни гитлеровских оккупантов возведены в ранг национальных героев, в их честь устанавливают памятники, переименовывают улицы...

(Из интервью британской газете "Morning Star", 03.09.2017)

Большой резонанс в Чехии вызвал новый закон, принятый украинским парламентом, согласно которому вояки УПА приравниваются к ветеранам Великой Отечественной войны.

Сюжет об этом выпустило чешское Radio Praha. В нем звучат обвинения в адрес украинских националистов, чинивших на Волыни геноцид не только поляков, но и чехов.

«В Чехии бойцов УПА, или бандеровцев, многие, включая президента страны Милоша Земана, считают военными преступниками, повинными в "Волынской резне" 1943–44 годах», - говорится в передаче.

«По своим убеждениям Степан Бандера был радикальным националистом. Вряд ли с идеалами такой личности украинцы, разделяющие европейские ценности, могут себя отождествлять», - утверждают авторы программы.

Ребенком пережившая геноцид чешского населения Волыни, уроженка тех мест Милослава Жакова рассказала радиостанции об отношении чехов к событиям, происходившим в период «Волынской резни» – на момент этих трагических событий ей было десять лет.

О чешских жертвах «Волынской резни» Жакова даже написала книгу Kupičоv, jak nám o tom vyprávěli («Купичев, как нам о нем рассказывали»). Это были воспоминания автора о жизни в чешском селе Купичев на территории Волынской области.

«Мы (чехи) желали, чтобы у них была независимая Украина, однако их сотрудничество с фашистами и методы их борьбы мы не могли ни понять, ни согласиться с ними, - поделилась Жакова. - Чехи хотели быть нейтральными, не вмешиваться и не позволить втянуть себя в борьбу, имевшую национальную подоплеку. Поэтому совет старших в Купичеве никогда не мог принять требование бандеровцев, чтобы определенное число чехов вступили в их ряды. Это должно было стать примером для всей чешской Волыни».

Несмотря на то, что чехи наконец заключили соглашение с поляками и организовали «самооборону», это еще не означало, что они видели в каждом украинце врага. Если бы это было так, то в те тяжкие времена, наполненные враждебностью, в чешском Купичеве не смогли бы найти приют 93 украинца.

«Они переждали там то время под защитой чехов достаточно спокойно», - говорит Жакова.

«Волынские чехи тогда охраняли поляков, и все поляки из соседних деревень перебрались в наш Купичев. А у нас, в нашей семье, поселились три польских семьи, каждая занимала одну комнату. Мы все там теснились, наш домик просто трещал по швам, потому что оставаться ночевать где-нибудь в более отдаленном месте, среди украинцев, по большей части означало не дожить до утра», - рассказала очевидец тех событий.

По словам Жаковой, в 1943-м волынские чехи трижды защищали чешскую часть Купичева от нападения бандеровцев.

«Знаете, как? Купичев был довольно большим селением, но они окружили его колючей проволокой и вырыли окопы, где установили постоянное патрулирование. Отряды УПА три раза пытались прорваться в Купичев, но ни разу его так и не захватили», - вспоминает она.

При этом убиты были примерно тридцать чехов, это были жители хуторов. Поэтому никто позже уже не хотел оставаться на таких уединенных местах, все переселялись в Купичев. И он выстоял.

На вопрос, был ли геноцид мотивом бандеровцев, автор книги ответила утвердительно.

«Да, однозначно геноцид. Они руководствовались известным призывом, что "Украинская земля должна быть чистой, как стакан воды или как слеза", и они не потерпят у себя никаких чужаков. Одна наша чешка так и сказала: "Вначале бандеровцы поубивали евреев, потом принялись за поляков, ну а теперь, видно, настал наш черед. Вот мы потом и решили, что надо бежать в Чехию"», - рассказывает Жакова.

Источник


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях