Георгий Крючков: Как долго еще будет продолжаться “рассмотрение” дела о судьбе Компартии Украины?

Георгий Крючков: Как долго еще будет продолжаться “рассмотрение” дела о судьбе Компартии Украины?


В четверг, 6 июля, в Киевском апелляционном административном суде ожидалось оглашение решения по апелляционной жалобе Компартии Украины на Постановление Окружного административного суда г.Киева по иску Министерства юстиции Украины о прекращении деятельности КПУ как политической партии: накануне Суд завершил  заключительную стадию судебного процесса, предшествующую принятию и оглашению соответствующего определения. Но этого не произошло. После открытия судебного заседания было  сообщено, что поскольку в Конституционный суд Украины поступило конституционное представление 46 народных депутатов Украины относительно соответствия украинской Конституции закона о так называемой "декоммунизации", Суд объявил на неопределенный срок  перерыв в рассмотрении апелляции КПУ, запросив у Конституционного суда материалы о ходе рассмотрения  депутатского конституционного представления.

О чем свидетельствуют такие действия Апелляционного суда?  Не разыгрывается ли ОЧЕРЕДНОЙ СПЕКТАКЛЬ, ЦЕЛЬ КОТОРОГО - ЗАТЯНУТЬ КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ РАССМОТРЕНИЕ  РЕЗОНАНСНОГО, ЯВНО ПРОВАЛЬНОГО ДЛЯ ВЛАСТЕЙ ДЕЛА, не представляющего в правовом отношении никакой сложности? 

Внешне ситуация складывается таким образом. Если перед Конституционным судом поставлен вопрос о конституционности закона, на основании которого решено  прекратить деятельность  Компартии, то у Апелляционного суда  формально ничего не остаётся, как дожидаться, когда суд конституционной юрисдикции определится с позицией по данному вопросу (если он примет конституционное представление  46 народных депутатов к рассмотрению). Но  ПОЧЕМУ  ТАКОЙ  ВОПРОС  НЕ  ВОЗНИКАЛ У  САМОГО   АПЕЛЛЯЦИОННОГО  СУДА? Ведь  он лежит на поверхности, к нему в сущности сводится содержание, предмет апелляционного  рассмотрения. БОЛЬШЕ  НЕЧЕГО  ИССЛЕДОВАТЬ. МЕЖДУ  ТЕМ   ПРОЦЕСС  ТОЛЬКО В АПЕЛЛЯЦИОННОМ  СУДЕ  ПРОДОЛЖАЕТСЯ  БОЛЕЕ  ПОЛУТОРА  ЛЕТ!

Даже если не углубляться в то, что  закон о "декоммунизации", по заключению многих авторитетных юристов, правовых управлений Аппарата Верховной Рады Украины, а также  авторов конституционного представления,  НАРУШАЕТ  ОКОЛО  ПОЛУТОРА  ДЕСЯТКОВ  СТАТЕЙ  УКРАИНСКОЙ  КОНСТИТУЦИИ, если игнорировать вывод  Европейской комиссии  "За демократию через право" (Венецианская комиссия) о том, что указанный закон "не соответствует демократической практике европейских государств", нарушает конституционные права и признанные свободы граждан, если забыть обещания представителей украинской  власти учесть эти замечания и пересмотреть закон, чего за два года  не сделано, на первый взгляд трудно понять, почему  Апелляционный суд не реагировал на  такое  обстоятельство, ЛЕЖАЩЕЕ  НА  ПОВЕРХНОСТИ. Закон о "декоммунизации" ввёл для политических партий (а если говорить откровенно,  то, как теперь выражаются, эксклюзивно  для Компартии) меру, не предусмотренную Конституцией, - ПРЕКРАЩЕНИЕ  её деятельности (явно имея в виду её запрещение). 

В Основном же Законе речь идёт о возможности  ЗАПРЕЩЕНИЯ деятельности партии по основаниям, чётко и ИСЧЕРПЫВАЮЩЕ  перечисленным в нем. 

Этот перечень может быть изменён  ТОЛЬКО  ПУТЁМ  ВНЕСЕНИЯ  ИЗМЕНЕНИЙ  В  КОНСТИТУЦИЮ. Между тем Верховная Рада  дополнила  перечень ОБЫЧНЫМ, НЕ КОНСТИТУЦИОННЫМ  ЗАКОНОМ, включив в него фактическое запрещение  коммунистической идеологии, отказ партии изменить название "коммунистическая", отказаться от традиционной символики - красного знамени, пятиконечной звезды, серпа и молота, что признаётся  недопустимым  в ряде заключений авторитетных европейских правовых институций, включая Европейский суд по правам человека. 

Для  студента-первокурсника юридического ВУЗа , да и  для любого, мало-мальски образованного человека, не говоря уже о правоведах высокой квалификации, каковыми наверняка являются судьи Апелляционного суда,   неконституционность указанных  норм, а, стало быть, закона в целом, неправомерность постановки вопроса о запрещении по указанным мотивам деятельности партии (даже в форме прекращения её деятельности) является ОЧЕВИДНЫМ. Как юрист и политик, ни за что не поверю, что судьи этого не понимали и не понимают. И если они  не встали на позицию защиты принципа верховенства права, законности, то ОБЪЯСНИТЬ ЭТО МОЖНО ТОЛЬКО ОДНИМ - ОБСТАНОВКОЙ ТЕРРОРА, ЗАПУГИВАНИЯ СУДЕЙ, созданной  в стране после государственного переворота февраля 2014 года. Судьи хорошо понимают, чем обернулось бы для них принятие справедливого решения. Смелых и бескомпромиссных судей, прокуроров, политиков в стране не так уж много . Тем более, что  перед глазами  у них более чем убедительный пример судей Конституционного суда, находящихся  перед угрозой уголовного преследования  за свою позицию, но не освобождаемых от должности.  Ожидать от них в такой обстановке принципиальной позиции, если она не устраивает власть, было бы проявлением наивности. 

В то же время чувствуется, что профессиональная порядочность, просто человеческая совесть  удерживают судей Апелляционного суда от принятия явно неправосудного решения - одобрить решение Окружного административного суда. 

ОБРАЩЕНИЕ  46 НАРОДНЫХ  ДЕПУТАТОВ  В  КОНСТИТУЦИОННЫЙ  СУД ЯВИЛОСЬ  ДЛЯ  НИХ  НАСТОЯЩИМ "ПОДАРКОМ ОТ  БОГА" -  ведь не они усомнились в неконституционности закона о "декоммунизации", это сделали народные избранники. Суду не остаётся ничего иного, как отложить рассмотрение апелляции и дожидаться вердикта коллег из Конституционного суда. . .

Ни в коей мере не хочу оправдать позицию судей Апелляционного суда - объективно она трусливая и беспринципная. На несоответствие закона о "декоммунизации" украинской Конституции  сторона Компартии  обращала внимание Суда в самом начале судебного процесса, начиная с рассмотрения дела в Окружном суде. Приходилось напоминать принципиальное  положение Постановления Пленума Верховного суда Украины номер 9 от 1 ноября 1996 года "О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия": "Поскольку Конституция, как указано в статье 8, имеет высшую юридическую силу, а её нормы являются нормами прямого действия, суды при рассмотрении конкретных дел должны оценивать содержание любого закона или иного нормативно-правового акта с точки зрения его соответствия Констииуции и во всех необходимых случаях применять Конституцию как акт прямого действия. Судебные решения должны основываться на Конституции, а также на действующем законодательстве, которое не противоречит ей. ..  суд при рассмотрении дела должен применять только тот закон, который основывается на Конституции и противоречит ей". 

Окружной суд игнорировал это элементарное требование. Почему же Апелляционный суд за полтора года  не осмелился дать этому надлежащую оценку и сделать необходимые правовые выводы?

ДЕЛО - повторяю - В  ЦАРЯЩЕЙ  В СТРАНЕ  АТМОСФЕРЕ БЕЗЗАКОНИЯ,  ПРОИЗВОЛА  И  СТРАХА,  ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ  ПРИНЦИПОМ ВЕРХОВЕНСТВА  ПРАВА,  ОПАСНОЙ  ДЕГРАДАЦИИ  ПАРЛАМЕНТА  -  ВЕРХОВНОЙ  РАДЫ, НЕВЫПОЛНЕНИИ  ГЛАВОЙ  ГОСУДАРСТВА  ЕГО ВАЖНЕЙШЕЙ  ФУНКЦИИ - БЫТЬ  ГАРАНТОМ  СОБЛЮДЕНИЯ  КОНСТИТУЦИИ, ПРАВ  И  СВОБОД  ЧЕЛОВЕКА  И  ГРАЖДАНИНА, НАРУШЕНИИ  ОДНОГО  ИЗ  ВАЖНЕЙШИХ  КОНСТИТУЦИОННЫХ  ПРИНЦИПОВ - РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.

Напомню, что сразу же после  февральского (2014 г.)  государственного переворота тогдашний и.о. президента А.Турчинов,  обвинив  Компартию , её руководителей в пособничестве сепаратистам и террористам,   публично, через прессу (газету "Голос Украіни") потребовал от Минюста, Службы безопасности, министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНО  ("без зволікань") принять меры к решению  в судебном порядке вопроса о запрещении деятельности Компартии. Тогда же в нарушение Конституции была распущена фракция Компартии в Верховной Раде. На внеочередных парламентских выборах в ход на полную мощность был запущен административный ресурс, развёрнута бешеная антикоммунистическая  истерия - все сделано для того, чтобы Компартия не была представлена в Верховной Раде Украины.  П.Порошенко неоднократно  с гордостью говорил об этом как об "одном из выдающихся достижений " его президенства.

ДВА ГОДА ТЫСЯЧИ СОТРУДНИКОВ Минюста, СБУ, других карательных органов ИСКАЛИ  ДОКАЗАТЕЛЬСТВА  АНТИГОСУДАРСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   КОМПАРТИИ. Сотни партийцев были арестованы. Минюст подал в суд иск о запрещении КПУ. Министр П. Петренко не раз заявлял, что для её запрета собрано достаточно доказательств  и партия "вот-вот будет запрещена". Не получилось. Криминала не наскребли: его просто не существует. ДЕЛО  РАЗВАЛИЛОСЬ. ПРИШЛОСЬ  ИСКАТЬ  ДРУГИЕ  ПОДХОДЫ.  ТАК  ПОЯВИЛИСЬ  ПРЕСЛОВУТЫЕ  ЗАКОНЫ  О  "ДЕКОММУНИЗАЦИИ"  И  ЛЮСТРАЦИИ  (который, к слову, к деятельности Компартии не имеет никакого отношения, но и в нем предусмотрены репрессии в отношении деятелей Компартии).  Под неприкрытом  давлением национал-олигархическим властям удалось добиться принятия Окружным административным судом  нужного решения . Но и оно "шито белыми нитками". Даже если национальный Апелляционный суд его не отменит, его ожидает такая же судьба, какую потерпели подобные законы и судебные решения, принимавшиеся  в отношении компартий в Молдове, Турции, других странах. Компартия Украины непременно обратится в Европейский суд по правам человека. Каким будет его решение, вряд ли есть основания сомневаться. 

ПОПЫТКА  ЗАПРЕТИТЬ  КОМПАРТИЮ  В  СУДЕБНОМ  ПОРЯДКЕ  ПРОВАЛИВАЕТСЯ. Это - убедительное свидетельство непрофессионализма  и несостоятельности  властной правовой службы, лично министра юстиции П.Петренко. Таких бездарей в нормальном государстве "не держат".

Если  в чем-то и преуспели антикоммунистически настроенные высокопоставленные чиновники, так это в ИЕЗУИТСТВЕ И КРЮЧКОТВОРСТВЕ. Будучи неспособными  решать такие вопросы  в правовом поле, они набили руку на ЗАТЯГИВАНИИ  ПРОЦЕССА. Дело  о судьбе Компартии тянется четвёртый год, и конца ему не видно. ПАРТИЯ  ЮРИДИЧЕСКИ  НЕ  ЗАПРЕЩЕНА, так как принятое Окружным судом противозаконное решение не вступило в законную силу. НО  ОНА  ПРАКТИЧЕСКИ  ЛИШЕНА  ВОЗМОЖНОСТИ  ЛЕГАЛЬНО   ДЕЙСТВОВАТЬ. 

ВЛАСТИ  ВСЯЧЕСКИ  НАВЯЗЫВАЮТ  ОБЩЕСТВЕННОСТИ  МНЕНИЕ, ЧТО КОМПАРТИЯ  УЖЕ  НАХОДИТСЯ ВНЕ ЗАКОНА.  ДАЖЕ  МНОГИЕ  ПАРТИЙЦЫ ВЕРЯТ  ПРОВЛАСТНОЙ  ПРОПАГАНДЕ, полагают, что партия запрещена, в условиях повседневных угроз, репрессий, нападений боевиков из вооруженных бандформирований боятся заниматься политической деятельностью, гарантированной Конституцией. 

Всяческое затягивание судебного процесса, бесконечные переносы заседаний суда (в том числе и последний) имеют целью - КАК  МОЖНО  ДОЛЬШЕ НЕ  ДОПУСТИТЬ  ОБРАЩЕНИЯ  КОМПАРТИИ  В  ЕВРОПЕЙСКИЙ  СУД  ПО  ПРАВАМ  ЧЕЛОВЕКА: такое обращение возможно только после исчерпания всех возможностей добиться справедливости в национальных судебных органах. 

Репрессии в отношении Компартии имеют целью ПАРАЛИЗОВАТЬ  ЛЮБУЮ  ОППОЗИЦИОННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В  СТРАНЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО УДУШИТЬ  ЛЕВЫЕ  СИЛЫ.  Подавление левой оппозиции, выражающей интересы десятков миллионов людей, делает общественную и государственную жизнь ущербной, неполноценной, непременно открывает путь к  установлению диктаторского режима. В Германии 30-х годов прошлого века тоже начиналось с запрещения Компартии. Не будем забывать об этом. ОБЪЕДИНИТЬ  И  АКТИВИЗИРОВАТЬ  ВСЕХ  ПАТРИОТИЧЕСКИХ  СИЛ  В  БОРЬБЕ  ПРОТИВ НЕОНАЦИСТСКОЙ  ВЛАСТИ, ЕЁ  АНТИНАРОДНОЙ  И АНТИНАЦИОНАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ -  ВАЖНЕЙШАЯ, НЕОТЛОЖНАЯ  ЗАДАЧА.  

Георгий Крючков,

народный депутат Украины ІІІ-ІV созывов


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях